ВАЛЕРИЙ ВАЛЬРАН
ПРОСТОЙ НАТЮРМОРТ
Первый натюрморт я написал в 1975 году. Это была
композиция из бутылок. Весь следующий год (1976) был
посвящен исключительно бутылкам. И уже с этого
времени я начал освобождать свои работы от всякого
рода излишеств.
Не могу сказать, что это давалось легко.
Несколько лет я боролся с тенью, делая её всё более
и более прозрачной, пока она не исчезла совсем. Без
тени предметы потеряли опору в пространстве и стали
чуть заметно левитировать над несущей плоскостью.
Позднее пришло время отказаться и от несущей
плоскости. Предметы замерли и повисли в
пространстве. В это время я еще тщательно
прорабатывал плоскость картины, добиваясь если и не
глубины пространства, то его разнообразия. В конце
концов, я пришел к монохромному пространству, затем
в качестве картинного фона стал использовать цвет и
фактуру холста, имитируя его поверх грунта. В
последнее время я проклеиваю холст и оставляю его в
первозданном виде в качестве фона.
Казалось бы, всё очень просто и логично, но на
это потребовалось почти тридцать лет. И путь не был
таким уж прямым. Несколько лет я писал тематические
натюрморты («деревенские», «химические»,
«хирургические» и т.д.). С 1987 года разрабатывал «архетипические»
натюрморты, используя в качестве предметов те,
которые в различных традиционных культурах имели
символические, мифологические и религиозные функции
(рыба, хлеб, яйцо, сосуд, вода). В конечном счете,
сложился довольно короткий перечень предметов, из
которых я строю свои натюрморты, причем крайне редко
сочетаю их вместе. Это – бутылка, стакан, яблоко,
яйцо, хлеб, рыба.
Композицию, обычно, я конструирую на самом холсте, а
предметы пишу достаточно подробно с натуры добиваясь
убедительности. Вообще то с предметами у меня
складываются странные отношения, напоминающие роман.
И каждый натюрморт – это в какой-то степени история
этого романа.
Мои натюрморты вряд ли можно отнести к какому
либо определенному стилю. В них перемешаны
метафизика, сюрреализм, примитивизм, минимализм. Мне
очень нравились натюрморты Дж. Моранди, но
стилистически он - мой антипод. Моранди растворял
свои сосуды в атмосфере, я же свои - «вырезал из
жести» и противопоставлял среде и фону. Селедки,
яйца и яблоки К. Петрова-Водкина вряд ли могут
оставить равнодушным русского художника, но он
виртуозный строитель пространства, я же шел в
сторону упразднения пространства. Пожалуй,
единственный художник, чьи натюрморты меня покорили
сразу и навсегда, это - Ф. Сурбаран. Но я
познакомился с его натюрмортами, к сожалению,
сравнительно недавно.
Данный выставочный проект включает 20 работ, 17 из
которых написаны в 2003 и 2004 годах. Я постарался
все свои основные сюжеты обобщить, осмыслить и
представить в двух форматах – 120х160 и 80х160.
АЛЕКСАНДР
СЕКАЦКИЙ
О ПРИРОДЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Изображение, если речь идет об изобразительном
искусстве, всегда претендует на самодостаточность,
и, в то же время, всегда трепещет в ожидании
оценивающего слова. Этот трепет художник передает
своим работам точно так же, как и силу
изобразительности. Ему, автору, будет угодно и
простое искреннее одобрение, даже самое
незатейливое, вроде «надо же...» или «ух ты!», но в
глубине души живет надежда на сокровенное слово
понимания, эквивалент того, что сделал сам художник,
эквивалент его мимолетного или выстраданного
замысла. Только во встречном понимающем слове
замысел обретает статус идеи.
Увы, мир скуп и на бесхитростное восхищение, а уж
дефицит сокровенного понимания заложен в нем
изначально. Сфера высказываний об искусстве
монополизирована промежуточным дискурсом:
арт-критикой, плавно переходящей в искусствоведение.
Тут принято сообщать о влияниях и школах, о
«колористической гамме», о свежести красок, а заодно
и о собственном пребывании на каком-нибудь биеннале...
Арт-критики беззастенчивы, как и положено
монополистам, они предпочитают тех художников
(точнее говоря, «артмейкеров»), у которых других
судей, кроме них, нет и не может быть. Впрочем,
можно смело предположить, что и в их системе
ценностей работы Вальрана удостоились бы
положительной оценки и художнику определили бы
подобающее место.
Однако живопись Валерия Вальрана взывает совсем к
другому разговору. Роскошный иллюзион внешних
эффектов («ух ты!) сочетается здесь с глубиной
замысла, понятной далеко не сразу - причем этому
замыслу художник верен уже многие годы. Отсюда
вытекает, прежде всего, серьезность намерений -
качество весьма редкое в современном искусстве, и
отчетливое представление мастера о том, что именно
он должен поведать миру.
Вот простые, всем известные вещи, сфокусированные в
своей абсолютной отдельности. Мы видели их тысячи
раз, но никогда не видели такими, в той степени
одиночества, которая, как мы думали, свойственна
только людям. Вещам подобает быть в комплекте, в
наборе, входить в состав имущества, радовать глаз,
соответствовать или не соответствовать нашему вкусу.
Человек располагает вещь в позе подчинения, будучи
ее обладателем, или в позе любования, как нередко
поступает художник, при этом «любование» почти
всегда оказывается самолюбованием. Чтобы стать
по-настоящему ценимой, вещь должна говорить обо мне,
а не о себе: субъекта, рассказывающего о себе, мы
еще готовы вытерпеть какое-то время, но уж вещам
такое непозволительно.
Валерий Вальран, как мне кажется, и пытается
исследовать пределы одиночества вещей. И это
исследование странным образом оборачивается уроком
достоинства: наука простых натюрмортов учит
преодолевать тесноту мира.
Фрейд однажды заметил, что всемогущество мыслей
состоит в том, что они «приходят как бы извне».
Поэтому желаниям, идущим «изнутри», требуется хоть
какое-нибудь оправдание в мыслях. Материализованные
предметы Вальрана обладают сходной силой
внеположности - они заставляют с собой считаться
независимо от желаний и настроений. Художник
устремлен к точке, где сила изобразительности
преодолевает природу образа. И выставка предстает
как траектория этого пути.
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1979 ЛДХС. Ленинград
1982 Библиотека Академии Наук СССР.
Ленинград
1987 Клуб «Водоканал». Ленинград
1989 Рааб галерея. Западный Берлин
1992 Галерея «Борей». С.-Петербург
1993 Музей Анны Ахматовой. С.-Петербург
1994 Галерея «Борей». С.-Петербург
1994 Культурный центр «Альта
Фабрик». Раперсвиль. Швейцария
1994 Музей «Рёмерхолл». Бад
Кройцнах. Германия
1994 Галерея «Хинтерхауз».
Висбаден. Германия
1995 Замок Кронбург. Меминген.
Германия
1995 Галерея «Штагенхауз». Мюнхен.
Германия
1995 Лантаг Рейланд-Пфальц. Майнц.
Германия
1995 Галерея «Палитра». С.-Петербург
1995 Культурный центр «Восток –
Запад». Мюнхен. Германия
1996 Галерея «С.П.А.С.». С.-Петеребург
1997 Эрнст Дойч Театр. Гамбург.
Германия
1997 Национальная Галерея
Республики Коми. Сыктывкар. Россия
1997 С.-Петербургский Банк
Реконструкции и Развития. С.-Петербург
1998 Галерея «Арт-Коллегия». С.-Петербург
1999 Государственный Музей истории
Санкт-Петербурга
1999 Галерея «Белый свет», Тверь
2000 Ярославский художественный
музей
2001 Ярославский художественный
музей
2001 Галерея «Борей». С.-Петербург
2002 IV фестиваль искусства и кино.
Ницца. Франция
2002 Галерея «Сэм Брук».
Государственный Культурный Центр-музей В. Высоцкого.
Москва
2004 Государственный музей
городской скульптуры. Санкт-Петербург
2005 Галерея «Сэм Брук». Государственный
Культурный Центр-музей В. Высоцкого. Москва
2005 Музей изобразительных
искусств. Архангельск
2005 Ярославский художественный
музей
2005 Галерея «Арка».
Санкт-Петербург
2005 «Коллаж
в России. ХХ век». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
2005 «Мэйлартиссимо-2005». Центральный музей
связи им. А.С.Попова.
Санкт-Петербург
2006 «Время перемен». Государственный Русский
музей. Санкт-Петербург
2008 «Власть воды». Государственный Русский
музей. Санкт-Петербург
2008 «Мэйлартиссимо». Центральный музей связи
им. А.С.Попова. Санкт-Петербург
2009 «Русская красота». Государственный центр
современного искусства. Москва
2009 «Уровень моря». Международный фестиваль
независимого искусства.
Центральный выставочный зал «Манеж». Санкт-Петербург
Работы находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Музее
Истории Санкт-Петербурга, в Музее Нонконформистского Искусства (Санкт-Петербург),
в Национальной галерее Республики Коми (Сыктывкар), в музее «Рёмерхолл»
(Германия), в Музее современного русского искусства, Джерси-Сити (США), в
Тверской областной картинной галерее, в Ярославском художественном музее, в
Архангельском музее изобразительных искусств, в Центральном музее связи им.
А.С.Попова (Санкт-Петербург), в Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург),
в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Санкт-Петербург)
Вальран Портрет 2010
Фото Станислава Чабуткина
ВАЛЕРИЙ
ВАЛЬРАН
Родился 27 августа 1949 года на станции Ижма Ухтинского
района Коми АССР. До 17 лет жил в городе Печора Коми АССР. В 1966 году поступил
на математический факультет Ленинградского педагогического института. 1967–1972
– факультет психологии Ленинградского Университета. 1975–1979 – аспирантура в
АПН СССР. В 1980 году защитил кандидатскую диссертацию по психологии.
Живописью занимается с 1970 года. Первые опыты – в манере экспрессивного
абстракционизма – под влиянием Дж. Поллjка и Е. Михнова-Войтенко. С 1975 –
натюрморты, композиции из предметов. С 1979 года – пейзаж, преимущественно
городской. 1981–1985 – портрет. С 1987 года начал разрабатывать стилистику «архетипического
натюрморта». С 1989 – «магический абстракционизм». Несмотря на опыты в различных
направлениях, три линии являются доминирующими – абстракционизм, натюрморт,
городской пейзаж.
Принимает участие в выставках с 1976 года – сначала в неофициальных, квартирных
выставках, а с 1979 года – в выставочных залах и галереях. Участник более 100
групповых выставок в России, Германии, Швейцарии, Франции, Англии, США, Японии.
С 1979 года организовал и провёл как куратор более 150 групповых выставок и
фестивалей в России, Германии, Англии. 1997–1999, 2002-–2003 – куратор галереи «Арт-Коллегия».
В 1998 организовал ежегодный фестиваль «Осенний фотомарафон». С 2000 года
координатор проекта «Петербург–Ярославль–Петербург», в рамках которого проведено
более 30 выставок. 2004 – составитель каталога и куратор выставки «Император
Павел I. Нынешний образ минувшего» в Русском музее, 2007 – составитель каталога
и куратор выставки «Поэма без героя. Фотоверсии» в Музее Анны Ахматовой в
Фонтанном Доме, 2007 – куратор издания каталога и выставки «Ленинградский
фотоандеграунд» в Русском музее, 2009 – составитель каталога и куратор выставки
«Борис Кудряков. КLAVA+КЕША = ЯЛЪТА» в галерее «Борей», 2009 – составитель
каталога и куратор выставки «Борис Смелов. Избранное» в галерее «Борей», 2009 –
автор статей в каталоге и куратор выставки «Валентин Самарин. Метафизика света и
тени» в Русском музее, 2010 – составитель каталога и куратор выставки «Борис
Кудряков. Рюмка свинца» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 2010 –
составитель каталога и куратор выставки «Сергей Жиркевич. Избранное. Фотография»
в галерее «Борей», 2010 –составитель каталога и куратор выставки «Петербург
Бориса Смелова. Фотография» в Государственном музее городской скульптуры, 2011 –
составитель каталога и куратор выставки «Людмила Таболина. Паломничество по
литературным местам» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Автор статей по искусству и книги «Ленинградский андеграунд» (2003).
В 2002 году впервые взял в руки фотоаппарат, чтобы снимать Петербург – развитие
линии живописного пейзажа, но на другом языке. В 2006 вернулся к технике мятого
холста, которую разработал в 1982–1983 годах для создания абстрактных
композиций.
В последние годы подготовил ряд авторских выставочных проектов: «Килькарт» –
2001, «Простой натюрморт» – 2004, «Петербург. Деревья» – 2006, «Русская готика»
– 2009, «Обнаженная. Погружение в телесность» – 2010, «Экспрессивная геометрия I»
– 2011..
На
следующей странице:
Проект
«Килькарт»
|
|