Вальран  

 

                                                  «Килькарт»

 

 

      Проект «Килькарт» имеет скромную задачу – воздать должное и восстановить культурный капитал кильке, незаслуженно оттесненной на периферию русской культуры. Килька, будучи рыбой, несёт на себе весь архетипический и мифологический груз – от символа Христа до фаллического символа. Килька в русской культуре – не просто маленькая рыбка, а национальный символ. Сколько поколений студентов превратилось в советских интеллигентов благодаря кильке – она не только поддерживала их бренные тела, но и всячески способствовала их умственной деятельности. А ритуальное поедание бутерброда с килькой в рюмочных после трудового дня – своего рода причастие к советскому образу жизни.

 

 


 

      В проекте делается попытка, опираясь на бытовой образ кильки, выйти за его пределы и ввести кильку в арсенал высокой культуры как культовый объект, которому можно и нужно поклонятся наравне с государственными символами и низшими богами.
 

      Вводя кильку в культурный обиход, мы надеемся, что и у неё со временем появятся свои шишкины и репины.


    Проект включает живопись, фотографию, коллаж, инсталляцию, тарелки (надглазурная роспись), разделочные доски (роспись маслом), ювелирные изделия и, конечно, традиционные бутерброды с кильками.

                                                                                                Вальран

 



                              ЗАКУСКА И ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.

    Идея художника Вальрана вызывающе проста и в силу этого убедительна. Килькография нашей жизни, вроде бы весьма немудреная по сравнению с привычными изобразительными средствами, имеет некое существенное преимущество. Кто, например, может быть самым важным свидетелем на судебном процессе? Вероятно тот, кто все видел, сам оставаясь невидимым или незамеченным. Умение найти и выслушать такого свидетеля требует безусловного мастерства. Вот килька, спрятавшись в океане или в томате наблюдала за нами уже много десятилетий - теперь она предстает не в виде закуски, а в качестве неожиданного свидетельства, обвинительного и оправдательного одновременно.

 

 

«Даная», 2001      

 


      Впрочем, Валерий Вальран ведет допрос методами, не слишком свойственными искусству в его традиционном понимании. Мамардашвили неоднократно напоминал, что художник рисует не яблоки - он рисует яблоками. Увы, эта презумпция импрессионизма обросла злоупотреблениями, уж больно привычной стала ситуация, когда изображаемый объект является лишь громкоговорителем (или тихошептателем), подсказывающим нужное настроение. Лирика и патетика в конце-концов погубили живопись - не насовсем, конечно, ибо в искусстве хотя и не бывает вечной жизни, но зато не бывает и вечной смерти.


    Как бы там ни было, представленная нам килькография лишена мнимой многозначительности и распадается на ряд отчетливых атомарных значений. Среди них прежде всего бросается в глаза геральдическая составляющая. Если не вдаваться слишком далеко в глубины отечественной истории, а ограничиться последним столетием, то вовсе не двуглавый орел, и не русский медведь, а именно килька является наиболее подходящим тотемным животным. То единение, которое власть так напыщенно и бездарно пыталась символизировать платоническим союзом рабочего и колхозницы, куда как лучше символизируется союзом кильки и водки. Граждане великой страны всех национальностей и сословий давали присягу этому символу, поскольку знали по опыту, что он действительно размывает противоречия и сглаживает острые углы. Ну а дальше идет уже ностальгическая нотка, она у каждого своя.

 

               


  Особое ощущение солидарности, возникающее при осмотре экспозиции, тоже связано с методом, который избрал художник. Некоторые килькограммы скупы, как это и подобает геральдическим символам, другие весьма изобретательны и даже причудливы. Но нигде нет надоевшего преднамеренного эпатажа (не он ли когда-нибудь погубит концептуализм?) - вместо этого чувствуется дух озорства и любования, что возможно лишь тогда, когда идея не только заявлена, но и по-настоящему воплощена.


    Геральдическая составляющая никоим образом не перекрывает индивидуального стиля: все работы содержат опознавательные знаки своей принадлежности художнику Вальрану. Краткий, а временами и развернутый конспект пройденного, своего рода автобиография, написанная знаками изобретенной письменности. Что ж, неотъемлемое право изобретателя (если он художник) - рассказать о себе средствами своего изобретения - реализовано. Событие состоялось.

                                                                        Александр Секацкий.
 

 




 

 

                   

 

                                         

 

                 

 

 

СТАНИСЛАВ   ЧАБУТКИН

 

                                 

 

                           

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru 

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир