Проект «Килькарт» имеет скромную задачу – воздать
должное и восстановить культурный капитал кильке,
незаслуженно оттесненной на периферию русской
культуры. Килька, будучи рыбой, несёт на себе весь
архетипический и мифологический груз – от символа
Христа до фаллического символа. Килька в русской
культуре – не просто маленькая рыбка, а национальный
символ. Сколько поколений студентов превратилось в
советских интеллигентов благодаря кильке – она не
только поддерживала их бренные тела, но и всячески
способствовала их умственной деятельности. А
ритуальное поедание бутерброда с килькой в рюмочных
после трудового дня – своего рода причастие к
советскому образу жизни.
В проекте делается попытка, опираясь на бытовой
образ кильки, выйти за его пределы и ввести кильку в
арсенал высокой культуры как культовый объект,
которому можно и нужно поклонятся наравне с
государственными символами и низшими богами.
Вводя кильку в культурный обиход, мы надеемся, что и
у неё со временем появятся свои шишкины и репины.
Проект включает живопись, фотографию, коллаж,
инсталляцию, тарелки (надглазурная роспись),
разделочные доски (роспись маслом), ювелирные
изделия и, конечно, традиционные бутерброды с
кильками.
Вальран
ЗАКУСКА И ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ.
Идея художника Вальрана вызывающе проста и в силу этого
убедительна. Килькография нашей жизни, вроде бы
весьма немудреная по сравнению с привычными
изобразительными средствами, имеет некое
существенное преимущество. Кто, например, может быть
самым важным свидетелем на судебном процессе?
Вероятно тот, кто все видел, сам оставаясь невидимым
или незамеченным. Умение найти и выслушать такого
свидетеля требует безусловного мастерства. Вот
килька, спрятавшись в океане или в томате наблюдала
за нами уже много десятилетий - теперь она предстает
не в виде закуски, а в качестве неожиданного
свидетельства, обвинительного и оправдательного
одновременно.
Впрочем, Валерий Вальран ведет допрос методами,
не слишком свойственными искусству в его
традиционном понимании. Мамардашвили неоднократно
напоминал, что художник рисует не яблоки - он рисует
яблоками. Увы, эта презумпция импрессионизма обросла
злоупотреблениями, уж больно привычной стала
ситуация, когда изображаемый объект является лишь
громкоговорителем (или тихошептателем),
подсказывающим нужное настроение. Лирика и патетика
в конце-концов погубили живопись - не насовсем,
конечно, ибо в искусстве хотя и не бывает вечной
жизни, но зато не бывает и вечной смерти.
Как бы там ни было, представленная нам килькография
лишена мнимой многозначительности и распадается на
ряд отчетливых атомарных значений. Среди них прежде
всего бросается в глаза геральдическая составляющая.
Если не вдаваться слишком далеко в глубины
отечественной истории, а ограничиться последним
столетием, то вовсе не двуглавый орел, и не русский
медведь, а именно килька является наиболее
подходящим тотемным животным. То единение, которое
власть так напыщенно и бездарно пыталась
символизировать платоническим союзом рабочего и
колхозницы, куда как лучше символизируется союзом
кильки и водки. Граждане великой страны всех
национальностей и сословий давали присягу этому
символу, поскольку знали по опыту, что он
действительно размывает противоречия и сглаживает
острые углы. Ну а дальше идет уже ностальгическая
нотка, она у каждого своя.
Особое ощущение солидарности, возникающее при осмотре экспозиции,
тоже связано с методом, который избрал художник.
Некоторые килькограммы скупы, как это и подобает
геральдическим символам, другие весьма
изобретательны и даже причудливы. Но нигде нет
надоевшего преднамеренного эпатажа (не он ли
когда-нибудь погубит концептуализм?) - вместо этого
чувствуется дух озорства и любования, что возможно
лишь тогда, когда идея не только заявлена, но и
по-настоящему воплощена.
Геральдическая составляющая никоим образом не
перекрывает индивидуального стиля: все работы
содержат опознавательные знаки своей принадлежности
художнику Вальрану. Краткий, а временами и
развернутый конспект пройденного, своего рода
автобиография, написанная знаками изобретенной
письменности. Что ж, неотъемлемое право изобретателя
(если он художник) - рассказать о себе средствами
своего изобретения - реализовано. Событие
состоялось.
Александр Секацкий.
|
|