Проекты Вальрана на следующих страницах:

 

Русская готика

Экспрессивная геометрия

Простой натюрморт

Килькарт

Петербург. Деревья

 

 

Александр Секацкий


Женщины и знаки

 

Валерий Вальран как художник является обладателем редкого дара, связанного с необходимостью ставить себе сверхзадачу. Он далек от наивно-романтической установки, согласно которой достаточно с чистым сердцем взяться за кисть, открыть глаза пошире, и очарование мира так или иначе прольется на холст. Впрочем, еще более чужд ему «прикладной концептуализм», когда концепция отдельно, а иллюстрирующий ее материал отдельно. Если угодно, Вальрана интересует и даже гипнотизирует идея, раскрывающая себя только в единстве произведения и в нем же скрывающая себя.

Такая идея представлена в новой экспозиции, и я попытаюсь изложить свое понимание этого художественного события. Его радикальность, на мой взгляд, связана с семиотическим переворотом, проливающим новый свет на природу самой семиотики и на одну из важнейших тайн искусства, во всяком случае, на абсолютный привилегированный объект изобразительного искусства.

Вот пред нами ряд изображений женщины, можно сказать, некая форма ее присутствия, определяемая художником как «натюрморт», «пейзаж» и «абстракция». Что ж, предложить женское тело в качестве объекта репрезентации, это, мягко говоря, не самое оригинальное предложение, и вроде бы искушенному ценителю, знатоку вопроса, остается только отыскивать микроновости, в которых, впрочем, нередко заключается суть художественного вклада большого и признанного художника. Но экспозиция Вальрана, его идея, здесь не при чем, художественный замысел ведет совсем в другом направлении. Повышенная странность предъявленных работ заставляет задуматься не только о том, что перед нами, возникает предположение куда более общего порядка: а что если в действительности, несмотря на всю неисчерпаемую зримость и выразительность мира, живопись всегда изображает лишь несколько вещей, или как сейчас принято говорить, «странных аттракторов», и среди них, едва ли не в первую очередь, женское тело. Тело женщины, а в нем тело самой женственности могут притягивать художника даже помимо его собственной воли, в той мере, в какой он чуток к совокупной озабоченности смертных, к зачарованности не вожделением, а соблазном и первоисточником соблазнения…

Собственно «ню» занимает в структуре зачарованности скромное место, хотя возможно, порнография является наиболее архаическим ядром изобразительного искусства как побуждения изображать. Можно рассматривать само тело женщины как драгоценную поверхность одушевленного «холста», на который непрерывно наносятся украшения, символы и знаки, скульптура и живопись работают рука об руку над созданием шедевра, и ничего что они называются иначе, в каждую эпоху по-своему: умащение, косметика, макияж, аэробика и фитнесс, и наконец, пластическая хирургия, - речь идет о непрерывном символическом производстве, в результате которого и создается главное произведение искусства. Сегодня мы все свидетели торжества новых технологий символического, назовем это так – но вклад собственно живописи в сотворение тела женственности (и, если угодно, идеи женственности) остается решающим. Именно великие художники создавали эталоны, эйдосы женской красоты, они работали над расшифровкой формулы эроса, по большому счету современности принадлежит лишь окончательный дизайн.

Но работы Валерия Вальрана проясняют и другой, еще более загадочный аспект великого аттрактора. Действуя методом от противного, посредством своеобразной художественной диверсии, Вальран обнажает прием (обнажая женщину), к которому, по большей части неосознанно, прибегали художники многих эпох: изображая цветы в вазе, складки скатерти, скамейку в заброшенном саду, они тем самым изображали женщину, ее скрытое, но зачастую тем более волнующее присутствие… Абстрактная живопись еще чаще воплощала идею косвенного присутствия все того же аттрактора: вообще передача зашифрованных позывных эроса составляет целое направление в искусстве. И тут Вальран совершает удивительный ход: изображая женщину на уровне видимости, он посредством объектов-ню передает совсем иное содержание. Например, конспект натюрморта как такового. Или схему пейзажа. Послание художника разворачивается в режиме мерцания, поскольку содержит в себе высокое напряжение абсурда.

Именно так и должна работать идея в отличие от простой экспрессии, инициируя все уровни восприятия. Радикальный смысл и уж тем более художественное открытие никогда не возникают путем простого суммирования, путем прибавления еще чего-то однородного к уже имеющемуся необозримому перечислению, к бесконечному и т.д. Необходимо предварительное фронтальное обессмысливание, после которого первозданность смысла восстанавливается – и Валерию Вальрану удается виртуозно совершить эту головокружительную процедуру.
 

 

 

Вальран


Обнаженная. Погружение в телесность


«Чужая душа – потемки», а женская – черная кошка в темной комнате. Я никогда не понимал женщину и чем дольше живу, тем меньше понимаю. Мужчины умны головой, женщины – плотью. А как понять головой иррациональную логику тела?

Мужчины обретают бессмертие противоестественно – придумывая кумиров и им поклоняясь, уничтожая себе подобных, создавая искусственную среду. Женщины входят в вечность через своё естество, собственной плотью и её продолжением. И если мужчина горд своим могуществом (физическим, интеллектуальным, экономическим, политическим), то женщина несет в качестве знамени собственное тело.

Мужчина и женщина совершенно по разному относятся к своему телу: мужчина, преимущественно, инструментально – тело как средство достижения могущества, женщина – терминально - тело как ценность сама по себе.

У мужчин потребность в телесном контакте вполне дозирована, у женщин - безгранична. Я никогда не видел двух мальчиков держащих друг друга за руку, если их к этому не вынудила наставница, что является обычным явлением у девочек. В детстве девочка держит за руку собственную мать, затем подругу, позже избранного юношу, мужа, которого, держа за руку, доведет до могилы.

Интенцией данного проекта является попытка осмыслить женскую телесность постепенно погружаясь в неё и одновременно отстраняясь. В его основе – три презентации.

Женщина-натюрморт. Имеется в виду женщина физическая, реальная, земная из трепещущей плоти и пульсирующей крови.

Женщина-пейзаж или женщина небесная, мифическая, символическая. Здесь плоть оформляется, преобразуется в функцию или предназначение – например, плодородия (Деметра), любви (Афродита), целомудрия (Артемида).

Женщина-абстракция. Человек – венец творения или вершина космогенеза. С этой глобальной точки зрения человек и женщина в частности теряет свою четкость, определенность и выглядит как незначительная складка, шрам на теле бытия.

 


Женщина-натюрморт

 

Вальран Женщина-натюрморт 1Вальран Женщина-натюрморт 2Вальран Женщина-натюрморт 3

Вальран Женщина-натюрморт 4Вальран Женщина-натюрморт 5

 

 

Женщина-пейзаж

 

Вальран Женщина-пейзаж 1

 

Вальран Женщина-пейзаж 2

 

Вальран Женщина-пейзаж 3

 

 

Женщина-абстракция

 

Вальран Женщина-абстракция 1

 

Вальран Женщина-абстракция 2

 

Вальран Женщина-абстракция 3

 

Вальран Женщина-абстракция 4

 

Вальран Женщина-абстракция 5

 







Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2011
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир