Проекты Вальрана на
следующих страницах:
Обнаженная
Экспрессивная геометрия
Простой натюрморт
Килькарт
Петербург. Деревья
Вальран
Русская готика
Название выставочного проекта имеет отношение к эпохе русской культуры, которую
Дмитрий Лихачев назвал «русское предвозрождение» или «русская готика».
«Русское Предвозрождение – отдаленный аналог поздней готики… В готике появляются
индивидуализм и эмоциональность, развивается более живое наблюдение природы,
быта, человеческих чувств, появляются уже профессиональные зодчие, художники,
писатели, и в связи с этим усиливается в искусстве технический расчет,
развивается профессиональная виртуозность, индивидуальный почерк мастера и
индивидуальность, неповторимость художественного образа произведения» (Д.С.
Лихачев. Развитие русской литературы X–XVII веков. М., «Наука», 1973, с.123).
В русской иконописи «готический» период начинается в конце XIV века, выдающимся
представителем которого был Феофан Грек, и продолжается весь XV век, в начале
которого работал Андрей Рублев, а в конце – Дионисий.
Как известно, «русское предвозрождение» не перешло в Ренессанс. Впрочем, и
позднее короткие периоды расцвета русской культуры: золотой и серебряный век
русской литературы, эпоха русского авангарда – длились не более двух десятилетий
– резко прерывались политической реакцией и подчинением художественного
творчества утилитарным идеологическим задачам.
Поскольку я пережил «перестройку» и живу в постсоветскую эпоху – своеобразный
очередной аналог «русского предвозрождения», который бог весть, чем закончится,
а родился в эпоху сталинского тоталитаризма и первую половину жизни прожил в
«период упадка» советской империи, то у меня есть все основания считать себя,
хотя бы усеченно, «готическим» человеком. По-видимому, поэтому у меня возникло
желание обратиться к подлинной русской «готике».
Собственно своей задачей я ставил идентификацию стилистического своеобразия той
или иной иконы и поиск средств перекодировки этого своеобразия на язык
современной живописи.
Основной живописный блок выполнен в технике «мятого» холста. Предварительно
холст препарируется (мнется, покрывается складками, морщинами и т.д.), то есть
создается своеобразный низкий рельеф, затем наклеивается на планшет, грунтуется
и расписывается масляными красками.
Вальран. Автопортрет
Вальран. Безмолвие 1
Вальран. Безмолвие 2
Феофан Грек
Дионисий
Андрей Рублев
Троица
Фаворский Свет
Новгород
Тверь
|
|