Рог изобилия
Символ плодородия и богатства. На
античных монетах - символ благополучия государства; в изобразительном
искусстве - атрибут
раздающего блага божества, особенно Тихе
(Фортуны).
В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение
к богатству) был связан с Аидом, царством мертвых. Рог изобилия принадлежал
богу богатства Плутосу. Не случайна языковая близость имен Плутоса ( Πλοῦτος
) и Плутона ( Πλούτων ), владыки царства мертвых. В своей ранней форме
Плутос как и Плутон связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос и
Плутон отождествлялись. Последний мыслился обладателем несметных подземных
богатств.
В римской мифологии имя богини изобилия - Копия (Copia,
при copia - богатство, множество;
мощь, сила, могущество). Соответственно рог изобилия в латыни - cornu copiae.
В контексте мифологической принадлежности изобилия царству мертвых
можно предположить и связь латинских слов copia
и copiata, 'гробокопатель'
(о "телесной, зиждительной могиле" как месте, куда уходят мертвые, но
одновременно - месте изначального появления-рождения жизни см.:
Могила Гроб
; ср. славянский обычай хранить
зерно для посева в изготовленном заранее гробу). Ср. лит.
kopa 'множество'
и kᾶpas, 'могила',
kapaῖ 'кладбище';
рус. копá'куча
сена, ржи, 60 снопов' и
лтш. kopa '60 штук; могила'
. Ср. также др.-прусск. en-koptos 'погребенный';
греч. κόπτω 'ударяю, рублю, колю';
σκάπτω 'рою, копаю';
κάπετος 'ров, пещера'.
Тема рога изобилия, связанного с Началом, это
одновременно и тема схожих мифологем - Фонтан
и Сосуд . Могила в
славянских яз. - "курган, холм".
Во многих традициях (напр., в индоиранском мифе творения) началу мира
предшествует разрушение изначального холма. Ригведа повествует о том,
как после удара Индры, пробившего своей ваджрой вход/выход
в/из подземного мира, были впервые вынесены на
свет жизненные блага, символизируемые Агни и Сомой и космический закон
rtá-
(X.124.2,6). В Ригведе говорится, что
изначальный холм явил миру и богиню утренней зари Ушас: "Из тьмы поднялась
милостивая, полная сил" (I.123.1). Ушас связана и
один раз отождествляется с космическим Дароподателем Пурандхи: Юная женщина,
древняя, о богиня, дарящая все богатства, ты, как Пурандхи, исполняешь свои
обещания" (III.61.1). "Нет ни одного гимна,
обращенного к Ушас, который не содержал бы постоянно возобновляемых просьб о
богатстве. С точки зрения ведийских поэтов, богатство было тесно связано с жизненной силой и
порождением потомства: в слове sūntrā-
эти понятия кажутся слитыми до такой степени, что
становится практически невозможно выделить частные аспекты" 1.
Подземный мир, царство мертвых - Могила всего и всех, но
одновременно - "зиждительная могила", источник всего и всех, в том
числе и богатства. Богатство древних захоронений вождей, царей, фараонов
связано не только с тем, что, по представлениям древних, оружие, домашняя
утварь и золото должны были служить властителю в ином мире, но и с тем, что
могила была своего рода моделью мира живых, "записью" законов этого мира,
его структуры, его изобилия (ср.
рус. домовина 'гроб'
и представление о доме как модели мира).Со смертью
фараона из мира живых уходила и его жизненная
сила, его богатство. Но каждый умерший фараон отождествлялся с
Осирисом, и как воскрешение Осириса связывалось с ежегодными разливами Нила,
так и воскрешение фараона предполагало возвращение на землю жизненной силы,
богатства, плодородия, изобилия. Уже в древние времена эти
представления подвергались сомнению. Надпись на глиняном сосуде
этрусков, найденном в склепе (надпись относится ко всей могиле, т.е.
сосуд=могила), гласит: "Тот, кто разрушит эту могилу, или тот, кто
надругается над ней, ударяя по ней, да будет он вынужден уйти из жизни"
2.
В греческой
мифологии тема "изначального холма" в редуцированной форме представлена
одним из мифов о Пегасе (греч. πηγή
'источник'): ударом
копыта Пегас выбил на Геликоне источник Гиппокрену, вода которого дарует
вдохновение поэтам.
Платон, Кратил: Некоторые говорят, что тело ( σῶμα ) - могила ( σῆμα
) души, поскольку, мол, в настоящее время она [в нем] похоронена.
Опять же поскольку все, что душа
хочет выразить, она
выражает знаками ( σημίνει ) с помощью тела, то и в этом смысле она правильно
называется σῆμα ("знаком"). И все же наиболее вероятным мне представляется, что
это имя установили Орфей и иже с ним в том смысле, что душа несет наказание за
свои преступления, а тело служит ей оградой наподобие тюрьмы, чтобы она
сохранялась. Таким образом, оно оказывается для души - до тех пор пока она не
заплатит долгов - именно тем, чем называется, - "хранилищем" ( σῶμα ), и не
следует менять ни одной буквы (400с).
Майевтика Сократа, дзен-буддийский коан, слова Христа о
Царствии Небесном, которое "внутри вас"...
В западноевропейских средневековых легендах аналогом мифологических символов
изобилия, в том числе и рога изобилия, является
Чаша Грааля .
ССЫЛКИ
1. Кёйпер Ф. Б. Я. Древний
арийский словесный поединок // Кёйпер Ф. Б. Я.
Труды по ведийской мифологии. М., 1986
2. Майани З. Этруски
начинают говорить. М., 1966, с. 252-253.
|
|