Рог изобилия

                             Символ плодородия  и богатства. На античных монетах - символ благополучия государства; в изобразительном искусстве - атрибут раздающего блага божества, особенно Тихе (Фортуны).

 

        В более древние времена рог изобилия (как и все, что имело отношение к богатству) был связан с Аидом, царством мертвых. Рог изобилия принадлежал богу богатства Плутосу. Не случайна языковая близость имен Плутоса ( Πλοτος ) и Плутона ( Πλούτων ), владыки царства мертвых. В своей ранней форме Плутос как и Плутон связан с Персефоной. В элевсинских мистериях Плутос и Плутон отождествлялись. Последний мыслился обладателем несметных подземных богатств.

 

 

 

 

        В римской мифологии имя богини изобилия - Копия (Copia, при copia - богатство, множество; мощь, сила, могущество). Соответственно рог изобилия в латыни - cornu copiae. В контексте мифологической принадлежности изобилия  царству мертвых можно предположить и связь латинских слов copia и copiata, 'гробокопатель' (о "телесной, зиждительной могиле" как месте, куда уходят мертвые, но одновременно - месте изначального появления-рождения жизни см.:  Могила    Гроб ; ср. славянский обычай хранить зерно для посева в изготовленном заранее гробу). Ср. лит. kopa 'множество' и kpas, 'могила', kapa 'кладбище'; рус. копá'куча сена, ржи, 60 снопов' и лтш. kopa '60 штук; могила' . Ср. также др.-прусск. en-koptos 'погребенный'; греч. κόπτω 'ударяю, рублю, колю'; σκάπτω 'рою, копаю'; κάπετος 'ров, пещера'.

 

 

 

 

        Тема рога изобилия, связанного с Началом,  это одновременно и тема схожих мифологем - Фонтан  и  СосудМогила в славянских яз.  - "курган, холм".  Во многих традициях (напр., в индоиранском мифе творения) началу мира предшествует разрушение изначального холма. Ригведа повествует о том,  как после удара Индры, пробившего своей ваджрой вход/выход в/из подземного мира, были впервые вынесены на свет жизненные блага, символизируемые Агни и Сомой и космический закон rtá- (X.124.2,6). В Ригведе говорится, что изначальный холм явил миру и богиню утренней зари Ушас: "Из тьмы поднялась милостивая, полная сил" (I.123.1). Ушас связана и один раз отождествляется с космическим Дароподателем Пурандхи: Юная женщина, древняя, о богиня, дарящая все богатства, ты, как Пурандхи, исполняешь свои обещания" (III.61.1). "Нет ни одного гимна, обращенного к Ушас, который не содержал бы постоянно возобновляемых просьб о богатстве.  С  точки  зрения ведийских поэтов, богатство было тесно связано с жизненной силой и порождением потомства: в слове sūntrā-  эти понятия кажутся слитыми до такой  степени, что становится практически невозможно выделить частные аспекты" 1.           

        Подземный мир, царство мертвых - Могила всего и всех, но одновременно - "зиждительная могила", источник всего и всех, в том числе и богатства. Богатство древних захоронений вождей, царей, фараонов связано не только с тем, что, по представлениям древних, оружие, домашняя утварь и золото должны были служить властителю в ином мире, но и с тем, что могила была своего рода моделью мира живых, "записью" законов этого мира, его структуры, его изобилия (ср. рус. домовина 'гроб' и представление о доме как модели мира).Со смертью фараона из мира живых уходила и его жизненная сила, его богатство. Но каждый умерший фараон отождествлялся с Осирисом, и как воскрешение Осириса связывалось с ежегодными разливами Нила, так и воскрешение фараона предполагало возвращение на землю жизненной силы, богатства, плодородия, изобилия.  Уже в древние времена эти представления подвергались сомнению. Надпись на глиняном сосуде этрусков, найденном в склепе (надпись относится ко всей могиле, т.е. сосуд=могила), гласит: "Тот, кто разрушит эту могилу, или тот, кто надругается над ней, ударяя по ней, да будет он вынужден уйти из жизни" 2.

      В греческой мифологии тема "изначального холма" в редуцированной форме представлена одним из мифов о Пегасе (греч. πηγή 'источник'): ударом копыта Пегас выбил на Геликоне источник Гиппокрену, вода которого дарует вдохновение поэтам.

        Платон, Кратил: Некоторые говорят, что тело ( σμα ) - могила ( σμα ) души, поскольку, мол, в настоящее  время  она  [в нем] похоронена.  Опять  же  поскольку  все,  что  душа  хочет  выразить, она выражает знаками ( σημίνει ) с помощью тела, то и в этом смысле она правильно называется σμα ("знаком"). И все же наиболее вероятным мне представляется, что это имя установили Орфей и иже с ним в том смысле, что душа несет наказание за свои преступления, а тело служит ей оградой наподобие тюрьмы, чтобы она сохранялась. Таким образом, оно оказывается для души - до тех пор пока она не заплатит долгов - именно тем, чем называется, - "хранилищем" ( σμα ), и не следует менять ни одной буквы (400с). 

        Майевтика Сократа, дзен-буддийский  коан, слова Христа о Царствии Небесном, которое "внутри вас"...

        В западноевропейских средневековых легендах аналогом мифологических символов изобилия, в том числе и рога изобилия, является  Чаша Грааля .                                   

                                                        ССЫЛКИ

 

1. Кёйпер Ф. Б. Я. Древний арийский словесный поединок // Кёйпер Ф. Б. Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986

2. Майани З. Этруски начинают говорить. М., 1966,  с. 252-253.

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир