Гроб
 

Общеславянское, имеющее соответствия в герм. яз. (др.-в.-нем. grab - "могила"). Образовано с помощью перегласовки от той же основы, что грабить, грести (ср.:  Погребальная ладья ). Первоначальное значение слова гроб - "яма, могила". У славян обычай погребения в гробах распространяется с христианством (в Великой Моравии с IX в., на Руси с X в.).

 

 

            



Связь гроба и дерева обусловила названия гроба - деревище, дэрэво (полес., укр.). Средневековые гробы-колоды (ср. др.-рус. колода "гроб"), выдолбленные из цельного древесного ствола, существовали до XVI-XVII вв., иногда до XIX в., особенно в среде раскольников. Головной конец гроба-колоды часто бывал закруглен в виде человеческой головы (смолен.)

В мифологеме гроб-дом гроб - замкнутое пространство, принадлежащее умершему и в некоторых случаях расширяющееся до того света в целом (ср. представление о космосе как доме живых). Мифологическая связь понятий "гроб" и "дом" подтверждается терминологически: рус. домовина, домовище ("дом", "гроб", "сооружение, срубленное в виде гроба над могилой"). В черниговском Полесье икону, украшенную вышитым рушником, ставят в угол гроба, имитируя тем самым внутреннее убранство жилища.

 

 

            



Гроб как дом мертвого противопоставляется дому живых по следующим признакам. Вечный - временный: народное убеждение, что постоянное свое жилище человек обретает после смерти, находит выражение в терминах: вична домовина (полес.); вековое домовищечко (рус.). Новый - старый: ср. мотивы новоселья в погребальных обряде и плачах. Темный - светлый, причем темнота обусловлена отсутствием окон или их чрезвычайно малым размером: темная хороминка, где "Как сверлом окна просверлена, / Решетом свету наношено".

Изготовление гроба нередко осмысляется как строительство нового дома. В стенках гроба на уровне плеч покойного делали отверстия наподобие окошек, в которые иногда вкладывали оконные стекла (чтобы умерший видел живых; других покойников; чтобы душа видела свое тело и т.д.). В Полесье отверстие в гробу делали для выхода души и для того, чтобы у души был свободный доступ к телу.

 

 

            



У многих народов существует обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти. Русские почитали это предзнаменованием долгой жизни; гроб хранили на чердаке. Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, это зерно брали на посев. Если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он "притянет" к себе мертвеца. Иногда заготавливали заранее доски для гроба и хранили их на чердаке. Если кто-то умирал, и в запасе досок не оказывалось, снимали доски с пола, брали из лавок, но у соседей никогда не занимали.

В соответствии с общеславянскими представлениями о смерти как сне, в гробу устраивали постель (ср. болг. пучивалу "гроб"). Дно гроба выстилают сеном, соломой, щепками, стружками и другими отходами от гроба; березовыми вениками, часто развязанными или листьями от них (ср. рус. пора на веники "пора умирать").

 

 

             



Верование, что умерший сохраняет свои потребности и пристрастия, обусловило обычай класть в гроб пищу, воду, выпивку (бутылку водки или вина, ракии - у сербов) и некоторые предметы. Курильщику кладут в гроб трубку и кисет, хромому - его палку, сапожнику - шило, плотнику - топор. Мужчине в изголовье клали шапку, женщине - платок; беременной - пеленки и детские игрушки, умершим до брака - венок, фату и пр. Повсеместно кладут в гроб предметы с целью передать их на "тот свет" другому покойнику. В гроб к умершему брату-близнецу кладут одну половину рассеченных надвое предметов - монеты, гребня - чтобы разорвать связывающие братьев узы (другую половину живой хранит при себе) .

ССЫЛКИ

1. Афанасьева Н. Е., Плотникова А.А. Гроб // Славянские древности. М., 1995. Т.1, с. 553-558.

 

 

            
 

 

 


 










 

 

 

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2010
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир