Гроб
Общеславянское,
имеющее соответствия в герм. яз. (др.-в.-нем. grab - "могила"). Образовано с
помощью перегласовки от той же основы, что грабить, грести (ср.: Погребальная
ладья ). Первоначальное значение слова гроб - "яма, могила". У славян
обычай погребения в гробах распространяется с христианством (в Великой Моравии с
IX в., на Руси с X в.).
Связь гроба и дерева обусловила названия гроба - деревище, дэрэво (полес., укр.).
Средневековые гробы-колоды (ср. др.-рус. колода "гроб"), выдолбленные из
цельного древесного ствола, существовали до XVI-XVII вв., иногда до XIX в.,
особенно в среде раскольников. Головной конец гроба-колоды часто бывал закруглен
в виде человеческой головы (смолен.)
В мифологеме гроб-дом гроб - замкнутое пространство, принадлежащее умершему и в
некоторых случаях расширяющееся до того света в целом (ср. представление о
космосе как доме живых). Мифологическая связь понятий "гроб" и "дом"
подтверждается терминологически: рус. домовина, домовище ("дом", "гроб",
"сооружение, срубленное в виде гроба над могилой"). В черниговском Полесье
икону, украшенную вышитым рушником, ставят в угол гроба, имитируя тем самым
внутреннее убранство жилища.
Гроб как дом мертвого противопоставляется дому живых по следующим признакам.
Вечный - временный: народное убеждение, что постоянное свое жилище человек
обретает после смерти, находит выражение в терминах: вична домовина (полес.);
вековое домовищечко (рус.). Новый - старый: ср. мотивы новоселья в погребальных
обряде и плачах. Темный - светлый, причем темнота обусловлена отсутствием окон
или их чрезвычайно малым размером: темная хороминка, где "Как сверлом окна
просверлена, / Решетом свету наношено".
Изготовление гроба нередко осмысляется как строительство нового дома. В стенках
гроба на уровне плеч покойного делали отверстия наподобие окошек, в которые
иногда вкладывали оконные стекла (чтобы умерший видел живых; других покойников;
чтобы душа видела свое тело и т.д.). В Полесье отверстие в гробу делали для
выхода души и для того, чтобы у души был свободный доступ к телу.
У многих народов существует обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти.
Русские почитали это предзнаменованием долгой жизни; гроб хранили на чердаке.
Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, это зерно брали на
посев. Если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он
"притянет" к себе мертвеца. Иногда заготавливали заранее доски для гроба и
хранили их на чердаке. Если кто-то умирал, и в запасе досок не оказывалось,
снимали доски с пола, брали из лавок, но у соседей никогда не занимали.
В соответствии с общеславянскими представлениями о смерти как сне, в гробу
устраивали постель (ср. болг. пучивалу "гроб"). Дно гроба выстилают сеном,
соломой, щепками, стружками и другими отходами от гроба; березовыми вениками,
часто развязанными или листьями от них (ср. рус. пора на веники "пора умирать").
Верование, что умерший сохраняет свои потребности и пристрастия, обусловило
обычай класть в гроб пищу, воду, выпивку (бутылку водки или вина, ракии - у
сербов) и некоторые предметы. Курильщику кладут в гроб трубку и кисет, хромому -
его палку, сапожнику - шило, плотнику - топор. Мужчине в изголовье клали шапку,
женщине - платок; беременной - пеленки и детские игрушки, умершим до брака -
венок, фату и пр. Повсеместно кладут в гроб предметы с целью передать их на "тот
свет" другому покойнику. В гроб к умершему брату-близнецу кладут одну половину
рассеченных надвое предметов - монеты, гребня - чтобы разорвать связывающие
братьев узы (другую половину живой хранит при себе) .
ССЫЛКИ
1. Афанасьева Н. Е., Плотникова А.А. Гроб // Славянские древности. М., 1995.
Т.1, с. 553-558.
|
|