Варлам Шаламов
Тексты А. Синявского на сайте:
О крайних
формах общения в условиях одиночества
Солженицын как устроитель нового единомыслия
Иван-дурак: Очерк русской народной веры
«Панорама с
выносками» Михаила Кузмина
Литературная
маска Алексея Ремизова
Лев Наврозов. Рецензия на сборник Варлама Шаламова "Графит"
Андрей Синявский
О «Колымских рассказах» Варлама Шаламова
Срез материала
Синявский А.Д. Литературный процесс в России. М.:
РГГУ, 2003, с. 337-342
Варлам Шаламов
В лагере мне рассказали мифическую историю - о том, как советские зеки послали
весть о себе, впервые открыв миру тайны сталинской каторги. Конечно, отчасти это
обычный плод пылкого народного творчества, но такая легенда ходит по зонам,
обрастая подробностями, передаваемая от одного лагерного поколения к следующему,
на правах неоспоримого факта.
Вскоре после войны, рассказывают, где-то в глухой тайге, недалеко от океана,
многие заключенные, избавляясь от непосильной работы, в отчаянии рубили себе
руки топором. Отрубленные пальцы и кисти рук закладывались в бревна, в пачки
великолепного строевого леса, обвязанные проволокой и предназначенные на
экспорт. Начальство не доглядело, спеша зеленое золото обменять на золотую
валюту. И поплыл драгоценный груз в Королевство Великобританию. Англичане тогда
особенно хорошо покупали советский лес. Только смотрят, развязав пачку, -
отрубленные руки. Выгрузили вторую, третью: опять между бревнами человеческое
мясо. Смекнули догадливые британцы, что это значит, откуда дрова. «Нет, мы не
можем себе этого позволить! - воскликнула королева, выступая в английском
парламенте. - Нельзя покупать дерево, добытое такой ценой!». И расторгли
большинством голосов выгодную торговую сделку. С тех пор, говорят, англичане
никогда не покупают первосортный советский лес...
337
Сказка. Мечта. Вечная мечта загубленного человека о высшей справедливости.
Дескать, существует еще на свете Королевство Великобритания, брезгающее
советскими тюрьмами. Рубите руки в доказательство правды! Они - поймут...
И ведь действительно - рубили. Не ради пропаганды - с отчаяния. Может быть,
кто-то и закладывал в дрова: доплывут. Только вряд ли тот сигнал, обращенный к
Господу Богу, дошел до Англии. А если бы и дошел? Что с того?
Выслушав эту басню тогда, я подумал о Шаламове. Вот уж у кого не было иллюзий.
Без эмоций и без тенденций. Просто запомнил. Рубят руки? - это верно.
Демонстрация фактов? - да. Но чтобы кто-нибудь понял, пришел на помощь? Да вы
смеетесь. Торговля...
И все же - не сами произведения, но их судьба, судьба автора, Варлама Шаламова,
чем-то напоминает эту лагерную легенду. Доплыли «Колымские рассказы» по адресу.
Сигналы, поданные отрубленными руками, мы видим. В Англии, во Франции. Да что
толку!..
Рассказы Шаламова похожи на баланы, на распиленные на лесоповале бревна. Каждый
отрезок - рассказ. Но бревен много, и все надо распилить. Кубометрами леса
измеряются рассказы Шаламова. Тут и здоровый, крепкий человек не выдержит,
поработав месяц-другой. А конца не видать. Люди валятся на лесоповале раньше
деревьев.
Но, может быть, надо объяснить, что значит «лесоповал»? Каковы нормы выработки?
Кто учетчик? Где мера? И какой пилой необходимо резать стволы? Сколько часов -
двенадцать, шестнадцать в сутки - вручную, двурогой пилой, «жик-жик», пока не
перепилим?..
Теперь перенесем эту гору на тех, кто ноги едва таскает - не то чтобы бревно или
тачку. Помножим работу, равносильную пытке, на охрану, на бессрочную проволоку,
на непрестанные побои и окрики: «Давай! Давай!». И на голод как оплату труда,
как вечное сопровождение жизни.
Но и этого мало. Перенесем это к полюсу холода, на край света, на ту
северо-восточную оконечность Азии, что по переписи 1893 г. числилась самой
пустынной в безлюдной Якутии: 7000 душ на весь огромный Колымский округ. Страна
эта в советских условиях, в ударные сроки, была заселена лагерями, обратившись в
колоссальную фабрику, в идеальную тюремную зону как специальную и важную отрасль
социалистического хозяйства. В лабиринте лагерей, составлявших внутренности и
скелет Советской Империи, Колыма - последний, самый нижний оплот преисподней.
338
Колыма в сталинской России - все равно что Дахау или Освенцим для гитлеровской
Германии. От этих наименований ни той, ни другой уже не отвертеться. Навсегда
припечатано: Дахау, Колыма. Достаточно произнести, и мы видим Колыму таким же
средоточием мирового зла в современной истории, как газокамеры и печи Освенцима.
Только, может быть, с другим, противоположным знаком. Полюс вымораживания
человека вместо огней крематория. И смерть на Колыме была длиннее в
пространственной и временной протяженности. Растянувшись на многие годы и на
тысячи километров, смерть здесь сопровождалась трудом, от которого государство
имело большую экономическую выгоду, несравнимую с Освенцимом. Сказался
рациональный подход на марксистской базе: извлечь максимальную прибыль из
человеческого материала, который так и так подлежит уничтожению. Сказался
«социализм», построенный на рабской, нищенской основе, в отличие от немецких
романтиков.
Над «Колымскими рассказами» веет дух смерти. Но слово «смерть» здесь ничего не
означает. Ничего не передает. Вообще, надо сказать, смерть мы понимаем
абстрактно: конец, все помрем. Представить смерть как жизнь, тянущуюся без
конца, на истощении последних физических сил человека, - куда ужаснее. Говорили
и говорят: «перед лицом смерти». Рассказы Шаламова написаны перед лицом жизни.
Жизнь - вот самое ужасное. Не только потому, что мука. Пережив жизнь, человек
спрашивает себя: а почему ты живой? В колымском положении всякая жизнь - эгоизм,
грех, убийство ближнего, которого ты превзошел единственно тем, что остался в
живых. И жизнь - это подлость. Жить - вообще неприлично. У выжившего в этих
условиях навсегда останется в душе осадок «жизни» как чего-то позорного,
постыдного. Почему ты не умер? - последний вопрос, который ставится человеку...
Действительно: почему я еще живой, когда все умерли?..
Хуже смерти - потеря жизни при жизни, человеческого образа в человеке, самом
обыкновенном, добром, как мы с вами. Выясняется: человек не выдерживает и
превращается в материю - в дерево, в камень, - из которой строители делают, что
хотят. Живой, двигающийся материал обнаруживает попутно неожиданные свойства.
Во-первых, человек, обнаружилось, выносливее и сильнее лошади. Сильнее любого
животного. Во-вторых, духовные, интеллектуальные, нравственные качества - это
что-то вторичное, и они легко отпадают, как шелуха, стоит лишь довести человека
до соответствующей материальной кондиции. В-третьих, выясняется, в таком
состоянии человек ни о чем не думает, ничего не помнит, теряет разум, чувство,
силу воли. Покончить само-
339
убийством - это уже проявить независимость. Однако для этого шага надо сначала
съесть кусок хлеба. В-четвертых, надежда -развращает. Надежда - это самое
опасное в лагере (приманка, предатель). В-пятых, едва человек выздоравливает,
первыми его движениями будут - страх и зависть. В-шестых, в-седьмых, в-десятых,
факты говорят - нет места человеку. Один только срез человеческого материала,
говорящий об одном: психика исчезла, есть физика, реагирующая на удар, на пайку
хлеба, на голод, на тепло... В этом смысле природа Колымы подобна человеку -
вечная мерзлота. «Художественные средства» в рассказах Шаламова сводятся к
перечислению наших остаточных свойств: сухая, как пергамент, потрескавшаяся
кожа; тонкие, как веревки, мускулы; иссушенные клетки мозга, которые уже не
могут ничего воспринять; обмороженные, не чувствительные к предметам пальцы;
гноящиеся язвы, замотанные грязными тряпочками. Се - человек. Человек,
нисходящий до собственных костей, из которых строится мост к социализму через
тундру и тайгу Колымы. Не обличение - констатация: так это делалось...
Героев, в общем-то, в рассказах Шаламова нет. Характеры отсутствуют: не до
психологии. Есть более или менее равномерные отрезки «человеко-времени» - сами
рассказы. Основной сюжет -выживание человека, которое неизвестно чем кончится, и
еще вопрос - хорошо это или плохо выжить в ситуации, где все умирают,
преподнесенной как данность, как исходная точка рассказывания. Задача выживания
- это обоюдоострая вещь и стимулирует и худшее, и лучшее в людях, но поддерживая
интерес, как температуру тела, в повествовании Шаламова.
Читателю здесь трудно приходится. В отличие от других литературных произведений,
читатель в «Колымских рассказах» приравнивается не к автору, не к писателю
(который «все знает» и ведет за собой читателя), но - к арестованному. К
человеку, запертому в условия рассказа. Выбора нет. Изволь читать подряд эти
короткие повести, не находя отдохновения тащить бревно, тачку с камнем. Это
проба на выносливость, это проверка человеческой (читательской в том числе)
доброкачественности. Бросить книгу и вернуться к жизни можно. В конце-то концов,
читатель - не заключенный! Но как жить при этом, не дочитав до конца?
Предателем? Трусом, не имеющим сил смотреть правде в глаза? Будущим палачом или
жертвой положений, о которых здесь рассказывается?
Ко всей существующей лагерной литературе Шаламов в «Колымских рассказах» -
антипод. Он не оставляет нам никакого выхода. Кажется, он так же беспощаден к
читателям, как жизнь
340
была беспощадна к нему, к людям, которых он изображает. Как Колыма. Отсюда
ощущение подлинности, адекватности текста -сюжету. И в этом особое преимущество
Шаламова перед другими авторами. Он пишет так, как если бы был мертвым. Из
лагеря он принес исключительно отрицательный опыт. И не устает повторять:
«Ужасно видеть лагерь, и ни одному человеку в мире не надо знать лагерей.
Лагерный опыт - целиком отрицательный до единой минуты. Человек становится
только хуже. И не может быть иначе...».
«Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой
морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдержали. Те, кто
выдерживал, умирали вместе с теми, кто не выдерживал...».
«Все, что было дорогим, - растоптано в прах, цивилизация и культура слетают с
человека в самый короткий срок, исчисляемый неделями...».
С этим можно спорить: неужели ничего, никого? Спорит, например, Солженицын в
«Архипелаге ГУЛаг».
«Шаламов и сам... пишет: ведь не стану же я доносить на других! Ведь не стану же
я бригадиром, чтобы заставлять работать других. А отчего это, Варлам Тихонович?
Почему это вы вдруг не станете стукачом или бригадиром, раз никто в лагере не
может избежать этой наклонной горки растления? Раз правда и ложь - родные
сестры? Значит, за какой-то сук вы уцепились? В какой-то камень упнулись - и
дальше не поползли. Может, злоба все-таки - не самое долговечное чувство? Своей
личностью... не опровергаете ли вы собственную концепцию?»
Может, и опровергает. Неважно. Не в этом суть. Суть в отрицании человека
лагерем, и с этого надо начинать. Шаламов - зачинатель. У него - Колыма. А
дальше идти некуда. И тот же Солженицын, охватывая Архипелаг, выносит Шаламова
за скобки собственного и всеобщего опыта. Сравнивая со своей книгой, Солженицын
пишет:
«Может быть, в "Колымских рассказах" Шаламова читатель верней ощутит
безжалостность духа Архипелага и грань человеческого отчаяния».
Все это можно представить в виде айсберга. «Колымские рассказы» входят в его
подводную часть. Видя ледяную громаду, качающуюся на поверхности, нужно помнить,
- что под нею, что заложено в основе? Там нет ничего. Нет
смерти. Время остановилось, застыло. Историческое развитие не отражается во
льду. Вот
341
началась война, а что в результате? - уменьшение баланды. Победа над Германией?
- новые заключенные. История - пустыня в «вечном безразличии» лагеря. Куда
интереснее фраза, делающая динамику: «Есть хотелось все больше». Или (с акцентом
на выживание): «Я был спокоен и ждал одного, когда начальник удалится»...
Когда жизнь достигла степени «полусознания», можно ли говорить о душе?
Оказалось, можно. Душа - материальна. Это не читаешь. В это вчитываешься,
вгрызаешься. Срез материала -минуя «нравственность» - показывает нам
концентрированного человека. В добре и в зле. И даже по ту сторону. В добре? -
мы спросим. Да. Выпрыгнул же он из ямы, спасая товарища, рискуя собою, вопреки
рассудку - просто так, повинуясь остаточному натяжению мускулов (рассказ
«Дождь»). Это - концентрация. Концентрированный человек, выживая, ориентируется
жестоко, но твердо: «...Я рассчитывал кое-кому помочь, а кое с кем свести счеты
- десятилетней давности. Я надеялся снова стать человеком».
Рассказы Шаламова применительно к человеку - учебник «Сопромата» (сопротивления
материалов). Техники, инженеры это знают, имея дело с производством,
строительством. А нам зачем? Ради опоры. Чтобы чувствовать предел. И поддаваясь
мечтам и соблазнам, помнить, помнить - из чего мы сотканы. Для этого должен был
кто-то подвести черту Колыме, черту человеку. С воздушными замками мы не устоим.
Но, зная худшее, - можно еще попробовать жить...
1980 г.
|
|