На следующих страницах:

И. Протопопова. О сновидениях в античной Греции

В. Подорога. Кодекс сновидца

И. Бескова. Логика влияния реальности сновидений

О. Тимофеева. «Фальшивый сон»: Структура эротической прозы Ж. Батая

 

 

Л.С. Гоц


Рынок сновидений в культуре постмодерна


Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 5. РГГУ. - М., 2008, с. 299-306

 


Мифы - это общественные сны, а сны - это личные мифы.
Кэмпбэлл Дж. (Цит. по [1])


В современной культуре сложилась парадоксальная ситуация: сновидение, являясь неотъемлемой ее частью, хронически находится в маргинальном положении. Несмотря на общую атмосферу свободы, свойственную эпохе постмодерна, тема сновидения остается в значительной степени табулированной. На сновидении лежит клеймо чего-то сентиментального и интимно-постыдного. Без преувеличения можно сказать, что сновидение продолжает восприниматься как пятая лапа культуры.


Однако невозможно не замечать и обратную тенденцию: сновидение в современном мире бурно отвоевывает утраченные в эпоху модерна позиции, заходя «с черного хода», и переосмысляется в новых, не свойственных ему ранее качествах и формах.


На смену рационализму модерна пришли аморфность и иррационализм постмодерна, и современная культура сновидения 1, длительное
------------------
1 Под «культурой сновидения» мы понимаем легитимные в той или иной социокультурной среде способы освоения сновидческой реальности - как индивидуального порядка (способы осмысления персонального сновидческого опыта), так и социального (роль сновидения в организации социальной практики, специфические ее виды, дискурсивные формы, связанные со сновидением).

299

время пребывавшая под интенсивным давлением (особенно во время существования Советского Союза), начинает «расправляться». Эти процессы можно проиллюстрировать ультрарациональной, тоталитарной антиутопией Замятина «Мы», в которой важным средством выражения идеи автора являются иррациональные сны в ультрарациональном мире. В данном произведении показан гротескный образ бытия человека в эпоху модерна, который находится под мощным прессом требования тотальной реальности, но в то же время никуда не может деться от ирреальности, которая тем интенсивнее заявляет о себе, чем более ее пытаются искоренить [2].

Современные философы, социологи и искусствоведы говорят о прогрессирующем возрастании роли архаических черт в культуре постмодерна, о приходе эпохи своеобразной неоархаики и возрастании роли магического в современной культуре (см., напр., [3]). Эти процессы оказывают влияние на социокультурную роль сновидения. Характерной чертой презентации сновидения в современной культуре, на наш взгляд, является прогрессирующее ее усложнение, причем это характерно для различных сегментов культуры.

Например, своеобразной литературной реминисценцией известного высказывания о бабочке и Чжуан Цзы можно считать роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором описываются два плана бытия, два перекликающихся сновидения: Петру Пустоте, пациенту психиатрической клиники в 90-е годы XX в., снится, что он Петька в дивизии Чапаева, и наоборот, Петька страдает по ночам от кошмаров, в которых он заключен в психдиспансер. Два равноправных плана реальности в данном произведении сами для себя являются бодрствованием, а друг дл. друга - сновидением [4]. Популярность этого романа (как и других литературных опусов упомянутого писателя, в которых обращение к вопросам сновидения, видений и бреда - наиболее распространенный прием) может служить свидетельством актуальности данной проблематики для современного читателя.
300

Технический прогресс привносит совершенно новые черты во взаимодействия человека со своими снами. Важной проблемой являются взаимоотношения сновидения и виртуальной реальности. Во всемирной сети Internet функционируют различные сайты и форумы (см., напр., [5], [6]), на которых обсуждаются сновидения 2.

По нашему мнению, характерным явлением современности можно считать процесс интеграции двух «виртуальных» реальностей: компьютерной и сновидческой, которые, на первый взгляд, представляются такими похожими. По нашему мнению, этот процесс можно охарактеризовать как «виртуализацию виртуальности». Например, в настоящее время создаются компьютерные игры, сюжетом которых являются сновидения. Например, в игре TES 4: Oblivion есть отдельный квест по спасению мага из его сна, в котором бывший полицейский Макс Пейн блуждает по лабиринтам своих кошмаров, а друиды из мира Warcraft отдыхают в особом измерении - Изумрудном Сне [6]. Как в глянцевых журналах, так и на чатах обсуждаются сновидения компьютерных игроков о том, как они играют в компьютерные игры (иногда даже может последовать предложение встретиться и поиграть в сновидении совместно). Встречаются также рассказы про онлайн игры во сне. Не вдаваясь в глубины психологического анализа, можно отметить, что отчасти этот феномен является образцом и мечтой о дальнейшем совершенствовании технических характеристик игры - ее бесконечной подвижности и способностям к модификации, которыми обладает сновидение. Для иллюстрации данной мысли мы приведем такую цитату: «Посмотрим, что вам приснится из моей коллекции снов... А приснится вам сегодня... Что... вы в ИГРЕ - в необычной и самой грандиозной Internet-ролевой игре последнего тысячелетия! Вы сами создаете (точнее - собираете из огромного множества разнообразных частей тела) себе персонажа и играете за него в режиме реального времени, как в шутере от третьего лица» [5]. Это самомоделирование личности - сам себе и Адам, и Ева, и демиург. Компьютерно-сновидческая шизофрения, в которой древняя мечта о воссоединении человека с абсолютом превратилась в мечту о такой степени
------------------
2 Рост научного интереса к проблематике сновидений также является показательным, поскольку наука - один из сегментов культуры. Однако в данной статье мы не будем рассматривать информацию, содержащуюся в научных сайтах, посвященных сновидению, так как в рамках данной статьи это не представляется возможным, а ограничимся изучением сновидения в массовой культуре.

301

«глобализации» личности и личностных переживаний, при которой подвижность личности, граничащая с ее полным отсутствием, позволяет, не дожидаясь реинкарнаций, проживать потенциально неограниченное количество подобий жизней «здесь и сейчас». Возможности самопрезентации в компьютерной виртуальной реальности очень похожи на те, что дает самопрезентация посредством сновидения.

Интересным явлением современной Internet-культуры являются тесты, основанные на сновидении (как правило, шуточные), коллекции сновидений и т.п. фольклор сети. Обсуждение сновидений в Internet (как исключения можно рассматривать специализированные научные сайты), в отличие от практики бытового обсуждения снов с друзьями или в семейном кругу, как правило, носит несерьезный характер и выраженный привкус «мега-лже-эксгибиционизма»: ведь рассказ о сновидении в Internet, отданный на всеобщее обозрение теоретически неограниченному количеству пользователей, - превосходная возможность для самопрезентации и самореализации: сновидение априори интересно. Презенти-руемая идентичность может, посредством нарратива о сновидении, разворачиваться как фабула, придуманная рассказчиком. Рассказ о сновидении - прекрасный субстрат для цветенья фантазмов таланта, не требующий особых затрат времени, смысла или глубины (вырисовывается идеальный, недооцененный ныне жанр народного искусства постмодерна). Кроме того, привлекательность сновидения как симулякра, экшена очевидна - можно пережить грандиозные эмоции или доставить их другому, не неся материальных или каких бы то иных затрат. Таким образом, рассказы о сновидении в Internet (и не только) можно рассматривать как своеобразную альтернативу консумеризму и предлагаемой ею индустрии развлечений (в том числе воздействию наркотических веществ). Хотя, как мы постарались продемонстрировать ниже, эта альтернатива вряд ли может быть значимой на социальном уровне. Напротив, в актуальной культуре активно идут процессы консумеризации сновидения.

Презентация себя посредством сновидения позволяет выглядеть оригинальным и интересным, не только ничего, по сути, не пережив, но и не рассказав о себе. Привлекательность сновидения как объекта коммуникации состоит также в том, что сон - безопасный повод для откровенности. Душевный эксгибиционизм подпитывается практическим отсутствием рамок дозволенного в рассказе о сновидении, а также санк-
302

ций за их нарушение. Формат рассказа о сновидении предполагает некую несерьезность и безответственность, так как в нашей культуре попытки обвинять человека за увиденное им во сне выглядели бы крайне нелепо. Кроме того, человека практически невозможно уличить во лжи.

Такие средства массовой коммуникации, как Internet и мобильная связь (см., напр., [7], [8]), предоставляют альтернативу личному контакту при работе со сновидениями - психоанализу или толкованию снов. Вопрошание современных оракулов является, по сути, реминисценцией магической практики в новых формах: человек задает вопрос Непостижимому и Безликому и получает ответ (причем никто не может гарантировать человеку, что на другом конце провода действительно не находится божество). В массовой культуре результатом подобных практик интерпретации сновидения являются автоматизация процессов, обезличивание, большая чем когда бы то ни было профанация: интерпретатор сновидения, являясь анонимным, не испытывает живых эмоций к клиенту и гарантированно защищен от его недовольства.

Один из последних значительных всплесков интереса к сновидениям в массовой культуре можно наблюдать в связи с книгами К. Кастанеды, в которых автор изложил концепцию контролируемых, выгодных даже с чисто практической точки зрения, сновидений. С легкой подачи указанного выше автора разлетелись многочисленные вопросы типа: «Может ли человек управлять своими сновидениями, используя сон, как фантастическую страну для реализации своих замыслов и фантазий?» [8] и тому подобное. Стоит отметить, что К. Кастанеда попал в самое сердце современности, которая, стремясь все контролировать, не может примириться с существованием неэксплуатированных пространств. Спекуляции на данную тему привели к созданию целой индустрии (литература, семинары и т.п.), что является симптоматическим феноменом современной культуры (см., напр., [9]).

Одним из показательных направлений современной индустрии сновидений является продажа разнообразных приборов и приспособлений, майндмашин (mindmachine), созданных якобы для облегчения «духовных практик», связанных со сновидением, и оптимизации их результатов. Так, на одном из сайтов, посвященных сновидению [10], рекламируются различные приспособления, одной из разновидностей которых
303

является Rem-dreamer 3. Для наглядности мы без изменений процитируем часть рекламного текста: «Осознанные сновидения (ОС) - это сновидения, в которых вы полностью осознаете, что спите. ОС случаются во время сна как обычное сновидение. В ОС, из-за того что вы знаете о том, что спите, вы абсолютно свободны и можете делать и испытать все, что захотите, и все, что только сможете себе представить. [Здесь и далее в цитате курсив наш. - Г.Л.] Чтобы достичь такой свободы необходимо, однако, осознать себя во сне... REM-Dreamer будет вашим персональным тренером на пути в мир осознанных сновидений... дает возможность сделать простой тест на реальность... REM-Dreamer будет давать вам напоминания во время сновидения, которые помогут вам осознать, что вы спите... дает прекрасную возможность войти в ОС через ложное пробуждение. Ложное пробуждение - это сон, в котором вам снится, что вы только что проснулись» [Там же].

Забавно, в какой мере этот рекламный текст, отражающий острое чувство эфемерности существования, перекликается со словами Ги Дебора: «Спектакль - это дурной сон общества, выражающий единственное его желание - спать» [11].

Реклама прибора сопровождается следующим визуальным рядом. Открытое, улыбающееся, дышащее молодостью лицо девушки, лежащей под так называемым «ловцом сновидений» и надевающей маску - Rem-dreamer. Девушка с маской Rem-dreamer на лице, видимо, продолжая сно-видеть, не теряет времени даром, хозяйничая на кухне (похоже, делает себе кофе). При этом на заднем плане призывно светится компьютер, приглашая к активной деятельности. Молодой паренек чистит зубы с Rem-dreamer'ом на лице [10].

Таким образом, перед потребителем рисуется, какой необыкновенной и насыщенной может стать обыденная жизнь человека. Осознанное сновидение - это, наряду с другими формами night-existence, еще одна разновидность либерализации режима сна (о качестве или реальности которой мы не беремся судить). По сути, человеку посредством контролируемого сновидения предлагают решить проблему прогрессирующей
------------------
3 Данный сайт рекламирует и другие приспособления: Sleepsonic Stereo Speaker Pillow -подушку, которая предназначена как для улучшения сна, так и для релаксационных сессий, прибор для аудио-визуальной стимуляции (ABC), обещающий победу над бессонницей, который, кроме того, «устраняет негативные мысли и переживания» и т.п.

304

нехватки времени посредством его уплотнения, попытки наслоений, одновременного параллельного проживания различных событий. К. Каста-неда лукавил, ссылаясь на древнюю традицию практически выгодного осознанного сновидения, - ситуация, в которой сон стал подвергаться гонениям и время, отведенное на него, все более урезаться, - продукт совершенно определенной социокультурной среды: «капиталистический и индустриальный режим... трансформировал связь между сном, бодрствованием и органическим распорядком дня и ночи. Время сна было жестоко объективировано, овеществено, его количество должно было образовывать некий минимум, который был необходим для рекреации производительной силы... Позднее, в эпоху welfare-state и с началом формирования консьюмеристского общества, структурной необходимостью развивающегося night-existence станет интенсификация потребления, а не производства. Потребление товаров, образов и услуг в продолжение всех 24 часов в сутки станет имманентным стремлением поздне-капиталистической системы. Прямое насилие в отношении сна как эффект сверхэксплуатации рабочей силы замещается мягким фантазми-рованием о его минимизации и преодолении, которыми пронизана современная массовая культура» [12, с. 234, 235]. Таким образом, пародоксальная ситуация, когда кто-то пытается продать тебе твой собственный сон (или его отсутствие), является симптоматической для нашей эпохи, лозунгом которой можно считать фразу Б. Франклина: «время - деньги».

Таким образом, в настоящее время можно отметить такие тенденции в обращении со сновидением, как плюрализация и активное включение в рыночный процесс. Данные тенденции гармонично сочетаются между собой (поскольку дифференциация товаров и услуг в соответствии с дифференциацией целевых групп - общее положение постиндустриальной экономики). В результате возрастает активность сновидца (как потребителя), сновидение все реже воспринимается как откровение высших сил или даже как «голос подсознательного», сновидец теперь обладает возможностью заказать сновидение соответственно собственному вкусу и толщине кошелька (по крайней мере, его соблазняют подобной возможностью). А учитывая эфемерность повседневных реалий современного человека, этот соблазн действительно значим. Появилось намного больше, чем когда бы то ни было, способов делать деньги из
305

сновидения. Кустарная деятельность снотолкователей в традиционной культуре и даже деятельность отдельных развитых структур предприятия (оракулы) не сравнимы ни по размаху, ни по разнообразию представляемых услуг с современной индустрией, обслуживающей (и активно формирующей с помощью прямой и косвенной рекламы) данный сегмент рынка.

И вместе с тем в современной культуре десакрализированное сновидение имеет тенденцию наполняться новыми около(псевдо)-сакральными смыслами. Сновидение (или идея сновидения) становится игровым полем, на котором осуществляется игра в сакральное (в противовес архаическим сакральным ритуалам и практикам), - или, иначе говоря, частью игровой гипперреальности, симулякром [13], фрагментом глобальной спектакулярной макропостановки.

 


Литература


1. http://dreams.astrostar.ru
2. Замятин Е.И. Мы. М.: Молодая гвардия, 1990.
3. Ионин Л.Г. Подступы к новой магической эпохе // Постмодерн: новая магическая эпоха: Сб. статей. Харьков, 2002. С. 221-236.
4. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 2004.
5. http://aeterna.ru
6. http://www.mirf.ru
7. http://horoscopes.rambler.ru/sonnik.html
8. http://horoscope.wmj.ru
9. http://kastaneda.nm.ru
10. http://www.mindmachine.ru
11. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Издательство «Логос», 1999.
12. Пензин А. Вампирское кино и генеалогия ночной жизни // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 3. М.: РГГУ, 2005. С. 226-236.
13. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
 

 

 


 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2010
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир