Сфинкс
В 1832 г. в Петербурге перед зданием Академии
Художеств устанавливают двух Сфинксов.
Изначально верхние плиты пристани, на которых расположились Сфинксы,
собирались украсить бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии
эти кони были установлены на Аничковом мосту.
3,5 тысячи лет назад Сфинксы
несли сторожевую службу в заупокойном храме Аменофиса III, фараона
XVIII династии, "правителя Фив, блестящего
памятниками концов вечности", - как гласит иероглифическая надпись
на основании одного из Сфинксов.
Приобретением Сфинксов Петербург обязан
А.Н.Муравьеву, отправившемуся в 1830
г. в паломничество
к Святым местам. Не найдя в
Константинополе корабля, идущего в Сирию, Муравьев воспользовался кораблем,
отправляющимся в Египет, хотя Египет и не входил в план его путешествия. В
Александрии Муравьев и увидел первого, недавно извлеченного из ила Нила и
привезенногодля продажи Сфинкса
1.
До сих пор древние Сфинксы окружены некой мистической тайной. Говорят о
проклятии Сфинксов, покой которых опасно тревожить - если смертный человек
потревожит чудовище, ему грозит неминуемая гибель. Но особенно опасно, если
Сфинкс оторван от родной земли и находится в руках чужеземцев.
Сфинксы обосновались на правом берегу Невы, на левом, напротив - еще одно
мистическое место Петербурга - памятник Петру I -
Медный всадник. Пушкин слышал от своего друга Виельгорского историю,
относящуюся ко времени войны 1812 г. Тогда опасались, что Петербург может
быть захвачен Наполеоном, и государь Александр Павлович распорядился вывезти
статую Петра Великого в Вологодскую губернию. В это время некоего капитана
Батурина стал посещать один и тот же сон. Во сне он оказывается на Сенатской
площади и видит как Всадник соскакивает со скалы и направляется к Каменному
острову, где в то время жил Александр I. Император
идет навстречу Всаднику и слышит: "Пока я на месте, моему городу нечего
опасаться!". Капитан добивается встречи с другом императора князем Голицыным
и рассказывает ему о своем ночном видении. Голицын передает это царю, после
чего, утверждает легенда, Александр отменяет свое решение о перевозке
монумента.
Но в другой социальной среде царь-реформатор, поставивший Россию на дыбы,
заставивший священство нарушать тайну исповеди и передавать по инстанции
все, что связано с делами государства, - этот Петр воспринимался как
Антихрист, всадник Апокалипсиса, "которому имя смерть" а конь его - "конь
бледный". В традициях барочной символики змея под копытом Медного
всадника - тривиальная аллегория зависти, вражды, препятствий, чинимых Петру
внешними врагами и внутренними противниками реформ. Но в пророчестве Мефодия Патарского ("погибель наша
приближается") змий - Антихрист, соблазняющий мир злыми своими делами.
Поэтому для русской аудитории змей не попирался, на него -
опирался Петр. Известный анекдот о графине
Толстой, которая после наводнения 1824 г. специально ездила на Сенатскую
площадь показывать язык Императору - в ряду петербургских анекдотов о
кощунственных выходках против памяти Петра
I. Однако всякое кощунство есть форма богопочитания.
Несмотря на то, что египетский Сфинкс,в отличие от греческой Сфинги, не служил символом некоей
загадочной мудрости, - и петербургские Сфинксы, и Сфинга, сброшенная со скалы Эдипом, - связаны с Фивами.
Одним из неявных мотивов в
"Медном
всаднике" Пушкина, является "загадка Сфинги".
Сфинги Михаила Шемякина
были установлены в 1995 г. на набережной Робеспьера,
на левом берегу Невы напротив "Крестов".
Правая часть лица Сфинги живая, левая - мертвая, зияющая пустой глазницей.
Кого-то пугает обнаженный череп, кого-то (в петербургском контексте) - живое
лицо спящей девы. Сфинги Шемякина страшны и беззащитны. Тайна Сфинги давно
раскрыта, ее загадки давно разгаданы, она не раз терпела поражение и не раз
в отчаянии бросалась в пропасть, она не раз подыхала. Она не раз
возрождалась. И вот, в очередной раз, Сфинга на своем месте, на
постаменте-скале - ждет того, кто разгадает ее загадку. Очень простую
загадку, кажется, что разгадать ее - плевое дело, и потому Сфинга кажется
беззащитной. Так когда-то безумному Евгению, оседлавшему льва у дома
князя Лобанова-Ростовского, показался маленьким
Всадник. Евгения от Всадника отделяли 400 шагов, в пустой глазнице Сфинги -
Вечность.
Вместе с Медным всадником и египетскими Сфинксами Сфинги Шемякина образуют
Невский треугольник, задающий явные и неявные, пространственные и временные
ориентиры - Восток-Запад, Север-Юг, Правое-Левое, Верх-Низ, Мужское-Женское,
Время-Вечность, Жизнь-Смерть. Течет Нева - из будущего в прошлое. Она течет
здесь и сейчас. Одна Сфинга обращена в прошлое, другая - в будущее. Им
ведомо все.
(Ср.: индейская маска Жизнь-Смерть )
Сфинкс, Сфинга (греч. Σφίγξ
), в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и
грудью женщины, телом льва и крыльями птицы.
Имя Сфинга возникло из сближения с глаголом σφίνγω , "сжимать",
"удушать", а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой
полудевы-полульвицы. Известный по Еврипиду вариант мифа о подвиге Эдипа
вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы,
обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (Гесиод. Теогония, 319-327).
Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее
одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения (Павсаний. Описание
Эллады, IX 26,2).
У Еврипида
Сфинга наслана на Фивы Герой в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа.
Сфинга расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала
каждому проходившему загадку ("Кто из живых существ утром ходит на четырех
ногах, днем на двух, а вечером на трех?"). Не сумевшего дать разгадку,
Сфинга убивала и таким образом погубила многих знатным фиванцев, включая
сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и
руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинги (Еврипид.
Финикиянки). Загадку разгадал Эдип, Сфинга в отчаянии бросилась в пропасть и
разбилась насмерть.
Сохранилось сообщение о сатировской драме Эсхила "Сфинкс", где самой Сфинге
приходилось отгадывать загадку, заданную ей Силеном: "Что
находится у него в руке, спрятаннойза спиной, - живое существо или
мертвое?". Так как Силен прятал в ладони птичку, которой быстро мог свернуть
шею, то Сфинга не имела шансов дать верный ответ и должна была признать свое
поражение 2.
Сфинкс-сосуд и консоль стола с ножками-сфинксами разделяет более чем
тысячелетие, однако здесь они оказались рядом не случайно и не только из-за
темы статьи. Этимология славянского *bl'udo
выводится из первоначального названия стола герм. происхождения. Готское
*mes имеет также два значения: "стол" и "блюдо". При этом ст.-слав. миса - "миска, блюдо" считается непосредственным
заимствованием из др.-в.-нем. mias - "стол"
3. Сосуд и стол рядом - в древнем ритуале,
где одновременно исполняя свои непосредственные функциональные
обязанности, оказывались в центре ритуала. И сосуд и стол осмыслялись
космически. Стол - божество, стол - небо-земля, позднее - место
пребывания божества,
стол-алтарь и стол-карта; сосуд - модель мира, источник всех
благ (и страданий), сосуд используется для гаданий, на сосуде как и на столе
изображали карты мира. См.: Стол
Сосуд .
ССЫЛКИ
1.
Струве В.В. Петербургские сфинксы // Записки
классического отделения Императорского Русского археологического общества.
СПб., 1913, тт.VII-VIII, с.20-52.
2.
Ярхо В.Н. Сфинкс // Мифы народов мира. Т.2. М.,
1992, с. 479-480.
3.
Этимологический словарь славянских языков. Вып. 19. М., 1992, с.58.
|
|