Сфинкс

 

      В 1832 г. в Петербурге перед зданием Академии Художеств устанавливают двух Сфинксов. Изначально верхние плиты пристани, на которых расположились Сфинксы, собирались украсить бронзовыми фигурами коней с укротителями. Впоследствии  эти  кони  были  установлены  на Аничковом мосту.

 

      3,5 тысячи лет назад Сфинксы несли сторожевую службу в заупокойном храме Аменофиса III, фараона XVIII династии, "правителя Фив, блестящего памятниками концов вечности", - как гласит иероглифическая  надпись на основании одного из Сфинксов.

 

             

 

 

     Приобретением Сфинксов Петербург обязан А.Н.Муравьеву, отправившемуся  в  1830 г.  в  паломничество к Святым местам. Не  найдя в Константинополе корабля, идущего в Сирию, Муравьев воспользовался кораблем, отправляющимся в Египет, хотя Египет и не входил в план его путешествия. В Александрии Муравьев и увидел первого, недавно извлеченного из ила Нила и привезенногодля продажи Сфинкса 1.

 

      До сих пор древние Сфинксы окружены некой мистической тайной. Говорят о проклятии Сфинксов, покой которых опасно тревожить - если смертный человек потревожит чудовище, ему грозит неминуемая гибель. Но особенно опасно, если Сфинкс оторван от родной земли и находится в руках чужеземцев.     

 

      Сфинксы обосновались на правом берегу Невы, на левом, напротив - еще одно мистическое место Петербурга - памятник Петру I - Медный всадник. Пушкин слышал от своего друга Виельгорского историю, относящуюся ко времени войны 1812 г. Тогда опасались, что Петербург может быть захвачен Наполеоном, и государь Александр Павлович распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию. В это время некоего капитана Батурина стал посещать один и тот же сон. Во сне он оказывается на Сенатской площади и видит как Всадник соскакивает со скалы и направляется к Каменному острову, где в то время жил Александр I. Император идет навстречу Всаднику и слышит: "Пока я на месте, моему городу нечего опасаться!". Капитан добивается встречи с другом императора князем Голицыным и рассказывает ему о своем ночном видении. Голицын передает это царю, после чего, утверждает легенда, Александр отменяет свое решение о перевозке монумента.

 

                      

 

        Но в другой социальной среде царь-реформатор, поставивший Россию на дыбы, заставивший священство нарушать тайну исповеди и передавать по инстанции все, что связано с делами государства, - этот Петр воспринимался как Антихрист, всадник Апокалипсиса, "которому имя смерть"  а  конь  его - "конь бледный". В традициях барочной символики змея под копытом Медного всадника - тривиальная аллегория зависти, вражды, препятствий, чинимых Петру внешними врагами и внутренними противниками реформ. Но в пророчестве Мефодия Патарского ("погибель наша приближается") змий - Антихрист, соблазняющий мир злыми своими делами. Поэтому для русской аудитории змей не попирался, на него - опирался Петр.  Известный анекдот о графине Толстой, которая после наводнения 1824 г. специально ездила на Сенатскую площадь показывать язык Императору - в ряду петербургских анекдотов о кощунственных выходках против памяти Петра I. Однако всякое кощунство есть форма богопочитания.

 

      Несмотря на то, что египетский Сфинкс,в отличие от греческой Сфинги, не служил символом некоей загадочной мудрости, - и петербургские Сфинксы, и Сфинга, сброшенная со скалы Эдипом, - связаны с Фивами. Одним из неявных мотивов в "Медном всаднике" Пушкина, является "загадка Сфинги".

 

  Сфинги Михаила Шемякина были установлены в 1995 г. на набережной Робеспьера, на левом берегу Невы напротив "Крестов". Правая часть лица Сфинги живая, левая - мертвая, зияющая пустой глазницей. Кого-то пугает обнаженный череп, кого-то (в петербургском контексте) - живое лицо спящей девы. Сфинги Шемякина страшны и беззащитны. Тайна Сфинги давно раскрыта, ее загадки давно разгаданы, она не раз терпела поражение и не раз в отчаянии бросалась в пропасть, она не раз подыхала. Она не раз возрождалась. И вот, в очередной раз, Сфинга на своем месте, на постаменте-скале - ждет того, кто разгадает ее загадку. Очень простую загадку, кажется, что разгадать ее - плевое дело, и потому Сфинга кажется беззащитной. Так когда-то безумному Евгению, оседлавшему льва у дома князя Лобанова-Ростовского, показался маленьким Всадник. Евгения от Всадника отделяли 400 шагов, в пустой глазнице Сфинги - Вечность.

 

    Вместе с Медным всадником и египетскими Сфинксами Сфинги Шемякина образуют Невский треугольник, задающий явные и неявные, пространственные и временные ориентиры - Восток-Запад, Север-Юг, Правое-Левое, Верх-Низ, Мужское-Женское, Время-Вечность, Жизнь-Смерть. Течет Нева - из будущего в прошлое. Она течет здесь и сейчас. Одна Сфинга обращена в прошлое, другая - в будущее. Им ведомо все.    (Ср.: индейская маска  Жизнь-Смерть )

 

Сфинкс, Сфинга  (греч. Σφίγξ ), в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Имя Сфинга возникло из сближения с глаголом σφίνγω , "сжимать", "удушать", а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Известный по Еврипиду вариант мифа о подвиге Эдипа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (Гесиод. Теогония, 319-327). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; ее одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения (Павсаний. Описание Эллады, IX 26,2).

 

      У Еврипида Сфинга наслана на Фивы Герой в наказание за совращение Лаем юного Хрисиппа. Сфинга расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку ("Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?"). Не сумевшего дать разгадку, Сфинга убивала и таким образом погубила многих знатным фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинги (Еврипид. Финикиянки). Загадку разгадал Эдип, Сфинга в отчаянии бросилась в пропасть и разбилась насмерть.

 

        Сохранилось сообщение о сатировской драме Эсхила "Сфинкс", где самой Сфинге приходилось отгадывать загадку, заданную  ей  Силеном:  "Что находится у него в руке, спрятаннойза спиной, - живое существо или мертвое?". Так как Силен прятал в ладони птичку, которой быстро мог свернуть шею, то Сфинга не имела шансов дать верный ответ и должна была признать свое поражение 2.

 

        Сфинкс-сосуд и консоль стола с ножками-сфинксами разделяет более чем тысячелетие, однако здесь они оказались рядом не случайно и не только из-за темы статьи. Этимология славянского *bl'udo выводится из первоначального названия стола герм. происхождения. Готское *mes  имеет также два значения: "стол" и "блюдо".  При этом ст.-слав. миса - "миска, блюдо" считается непосредственным заимствованием из др.-в.-нем. mias - "стол" 3.  Сосуд и стол рядом - в древнем ритуале, где одновременно исполняя  свои непосредственные функциональные обязанности, оказывались в центре ритуала. И сосуд и стол осмыслялись космически. Стол - божество, стол - небо-земля, позднее - место пребывания божества, стол-алтарь и стол-карта; сосуд - модель мира, источник всех благ (и страданий), сосуд используется для гаданий, на сосуде как и на столе изображали карты мира. См.:  Стол  Сосуд .

 

                                                        ССЫЛКИ

 

1. Струве В.В. Петербургские сфинксы // Записки классического отделения Императорского Русского археологического общества. СПб., 1913, тт.VII-VIII, с.20-52.

2. Ярхо В.Н. Сфинкс // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с. 479-480.

3. Этимологический словарь славянских языков. Вып. 19. М., 1992, с.58.

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир