Петра
Петра
-
Город в Иорданиии.
IV-III вв. до н.э.
В IV веке до н. э. кочевническое племя набатеев подчинило своему влиянию
изрезанную ущельями долину между Акабой и Мертвым морем на восточной стороне
Вади эль-Араба в Иордании. Набатеи держали под
контролем важные торговые пути, и со временем они стали богаты и могущественны.
Петра стала столицей набатеев. В 106 году н. э. Петра вошла в состав Римской
империи. Она приобрела форум, термы, театр и все другие составные римской цивилизации.
Город был узловым пунктом
караванных путей между Персидским заливом и Красным морем. С ростом Пальмиры изменились и торговые
пути, и Петра снова была забыта. В течение долгих столетий она была известна
только местным племенам, а им было вовсе не трудно держать от нее на расстоянии
любопытных чужеземцев. Петра вырублена в скалах, на высоте 900 метров над
уровнем моря. Путь в город идет через Зик - узкую расселину длиной 1200
метров.
Петру заново открыл швейцарский исследователь Иоганн Людвиг Буркхардт в 1812
году. Первым, что увидел Буркхард, была сокровищница,
или эль-Хазне, памятник, наверное, самый знаменитый в Петре, хотя его стиль
скорее можно назвать классическим, чем набатейским. Верхнюю часть фасада венчает
сосуд, в котором, по преданиям хранились сокровища.
Рассказывают,
что во время одного из восстаний набатеи подошли к эль-Хазне
и, желая добыть сокровища, расстреливали сосуд из ружей. Ничего у них не
вышло.
Эта история примечательна тем,
что строил эль-Хазне , вероятнее всего, римлянин, и он, разумеется, не
мог не знать ритуальной символики сосуда, многочисленных сюжетов
греческой и римской мифологии, в которых сосуд является главным
действующим лицом (именно лицом:
сосуды в древности могли
носить имя; см.: Сосуд Рог изобилия Чаша Грааля
), и не случайно здание сокровищницы архитектор украсил
именно сосудом. Для римлянина в I в.
н.э. сосуд оставался символом, текстом, легко узнаваемым и
прочитываемым, однако для строителя эль-Хазне этот сосуд был
уже украшением, архитектурной деталью, местом, изначально
не предназначенным для хранения сокровищ.
Иное дело - набатеи. Предание о сокровищах в сосуде возникло сразу же после
того как набатеи увидели сосуд на фасаде здания, и родилось это предание
независимо от римского влияния. С древнейших времен и у всех народов,
населявших землю, Сосуд связан с Началом, является одной из главных святынь.
Святыни живут и живут во времени. Для римской культуры время Сосуда-Начала,
Сосуда, имеющего имя и надпись, в которой он говорит от своего лица, - уже
прошло. Сосуд-Святыня все чаще становился для римлянина
сосудом-украшением. Набатеи жили в другом времени.
Иллюстрации:
http://pro.corbis.com
|
|