Паломничество
На следующих страницах:
М. Краса.
Самое многолюдное паломничество в мире (Индия)
Б.
Майерхофф. Паломничество гуичолов в Вирикуту за пейотом
Знаки
пилигримов (Gitterguesse)
Й. Хёйзинга
в "Осени Средневековья", приводит свидетельства о некоторых паломниках,
отправляющихся в путь с целью развлечься, и комментирует их как примеры
"обмирщения веры" (см. ниже). На самом деле, эти свидетельства
заслуживают более серьезного комментария.
В большом количестве
сохранились знаки
пилигримов (Gitterguesse) — отлитые из олова ажурные привески.
Наряду с изображениями святых, встречаются и знаки со
сценами коитуса, изображения фаллоса и вульвы. Подобные знаки свидетельствуют о
сохраняющейся до-христианской традиции, в частности
традиции "исцелительных" вотивов
. Во времена Средневековья широко распространенной практикой избавления
от бесплодия было паломничество женщин к святым местам, источникам, чудотворным
иконам.
Можно вспомнить и универсальное
для древних культур представление о путешествии, требующего выхода за границы
своего мира, как путешествии в мир потусторонний. Эти
путешествия характеризуются отчетливо отмеченной меной поведения, ритуальным
анти-поведением. («Хожения за три моря»
Афанасия Никитина)
Свидетельства средневековых авторов, которые приводит Й.Хёйзинга:
"Шевалье де ла Тур Ландри, старающийся
дать серьезные наставления своим дочерям по части хорошего тона и усвоения
добродетелей, распространяется о дамах, кои в поисках наслаждений с охотою
посещают турниры и совершают паломничества; он приводит предостерегающие
примеры того, как женщины отправлялись на богомолье только затем, чтобы
воспользоваться возможностью для свиданий с возлюбленными... Именно так
смотрит на это и Никола де Клеманж: в праздники ходят на богомолье в
отдаленные храмы, к святым местам не столько во исполнение обета, сколько
для того, чтобы облегчить себе пути к заблуждениям. Это источник множества
прегрешений; там, в святых местах, неизменно находятся гнусные сводни, кои
прельщают девиц. Вот типичный эпизод из "Quinze joes de
mariage": молодая женщина, пожелавшая вдруг немного развлечься,
преспокойно говорит мужу, что ребенок их заболеет, если она не сходит на
богомолье, согласно обету, данному ею во время родов. Приготовления к
свадьбе Карла VI с Изабеллой Баварской начинаются
с паломничества. Неудивительно, что серьезные последователи "нового
благочестия" видят в паломничествах мало пользы. Частые паломничества редко
приводят к святости, говорит Фома Кемпийский, а Фредерик ван Хейло посвящает
этому вопросу особый трактат "Против паломников"" 1.
* * *
О.М.Фрейденберг рассматривает сюжеты сошествия в царство смерти и выхода
оттуда. Как будет видно из дальнейшего к нашей теме эти сюжеты имеют
непосредственное отношение. В мифах, сказках широко распространены рассказы
о героях, которые отправляются в преисподнюю, требуя немедленного
освобождения божества плодородия. "Все эпизоды о сошествиях в преисподнюю и
о выходах оттуда развертывают в сущности образ рождения как метафору борьбы.
Герой переживает фазу смерти и, поборов ее, рождается вновь. Этот мотив
пронизан образом "новых рождений", а потому связан неотделимыми нитями
с "браком": герой добывает невесту или отвоевывает жену, отпросившись в
заморскую страну, где он бьется с чудовищем... Такие образы как дружба,
вражда или верность, измена становятся загробными метафорами: "верен" тот,
кто сопутствует в преисподнюю, "изменяет" тот, кто не прошел обновляющей
фазы смерти. Верные слуги и верные жены умирают вместе со своим господином,
отправляясь вместе с ним переживать будущее возрождение...Верные жены
Алкеста и Савитри умирают за мужа или сопутствуют мужу в странствиях смерти.
Особые испытания "верности" подвергают жертву пробе умирания. Если смерть не
возводит ее - она не была верна; если выйдет из смерти обновленною -
была верна. Отсюда мотивы любви являются, собственно, мотивами верности:
древняя литература не знает эротики, и даже, когда последняя с
эллинистической эпохи начинает становиться литературным мотивом, то и тогда
под ней можно прощупать или мотив верности, или мотив производительности.
Еще в средние века, когда дама хочет узнать, любит ли ее рыцарь и верен ли
он ей, она посылает его на смерть: любить и быть верным - значит выйти живым
из смерти. Поэтому рыцарь перед походом избирает себе даму сердца;
странствуя и переходя из приключения в приключение, из одной мнимой смерти в
другую, он совершает подвиги во имя своей дамы. Или, подвергая себя
смертельной опасности в битве, он выказывает верность королю(или
одновременно даме, королю и Богу - в крестовом походе - А.Б.). Поэтому-то
странствия, подвиги и битвы - метафорические формы любви и верности, в своей
метафоричности противоречащие реально-бытовому характеру этих странствий и
битв [...]. Если
греческая аристократия создает жанры путешествий в далекие неведомые страны
и описывает диковины сказочного характера, то потому, что в это время широко
функционируют путешествия реальные; но то, что эти реальные путешествия
воспринимаются в виде чуда и сказки, зависит уже от мышления этой
аристократии, по существу мифотворческого. Все страны "блаженства", т.е.
смерти, были самыми реальными островами или материком; и однако же все эти
Ликии, Финикии, Египты - это и реальные местности, и страны смерти"
2.
ССЫЛКИ
1. Хёйзинга Й.
Осень Средневековья. М., 1988, с.175-6.
2. Фрейденберг
О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997, с.238-240.
|
|