Паломничество (Индия)

 

 

На следующей странице:

Паломничество в средневековой Европе

 

                                                                              Милослав Краса


                    Самое многолюдное паломничество в мире

 

Боги, брахманы, люди. М., 1969, с. 254-264.



    В нескольких километрах от Аллахабада встречаются две великие индийские реки, протекающие по большой северной низменности. Это—Ганг и Джамна. Они берут свое начало на ледниковых склонах Гималаев ипотому не высыхают даже в самое жаркое время года.Воды Джамны прозрачны и чисты, а отражающееся в них небо придает им темно-синюю окраску, воды Ганга же мутные, грязно-белые. На стыке они образуют бурлящий водоворот, постепенно переходящий в спокойное ровное течение. Берега их густо покрыты деревьямии кустарником. Широкое русло перерезают большие мосты, вдали просматриваются силуэты домов аллахабадских предместий и высокие стены средневековой крепости, возведенные при могольском императоре Акбаре.Обширная равнина, окаймленная этими реками, почти пустынна, только кое-где виднеются легкие деревянные строения. В период дождей она превращается в болото, вообще на первый взгляд кажется весьма непривлекательной. Однако для правоверного индуиста во всей стране нет более святого места.
254
 

             


    Вот уже тысячелетия сюда в определенные периоды стекаются толпы людей, и тогда здесь можно стать свидетелем сцен религиозного экстаза и необычных обрядов, радостных встреч и страшных трагедий—единственное в своем роде зрелище, вызывающее восхищение и отвращение. Мифология тут переплетается с историей, древние традиции с модой, религиозный энтузиазм с обычным любопытством и холодным торгашеским расчетом. Это—Кумбхамела, самое многолюдное паломничество, которое когда-либо знали народы. Раз в двенадцать лет в месяце магх по индийскому календарю, когда солнце стоит под знаком Овна, а Юпитер—под знаком Водолея, равнину заполняют миллионы верующих из всех уголков Индии. Они приходят, чтобы избавиться от грехов очистительным омовением там, где сверхъестественное могущество индуистской религии проявляется в наиболее концентрированном виде и с особой полнотой.
 

    Значение рек, источников жизни, символика, связанная с их слиянием, спокойствие и красота природы, изумительные краски, святость традиции и популярность места — все это породило бесчисленные легенды. Индуисты верят, что слева от Ганга протекает еще одна невидимая река, мифическая Сарасвати, и оттого эта равнина получила название Тривенисангам — слияние трех рек. Считается, что Сарасвати течет под землей, кудаона спряталась от злых демонов, дабы беспрепятственно достичь места встречи Ганга и Джамны.
 

 

             

 

    Исторические источники точно указывают, что религиозное паломничество Кумбхамела не следует относить к периоду до XVII—XVIII столетий. Однако о значенииПраяга (современного Аллахабада), одного из первых городов, основанных арийскими завоевателями Индии, и о Тривенисангаме мы находим упоминания в самых древних индийских текстах. Уже в «Ригведе» говорится,что омовение в пункте слияния черной и белой рек обеспечивает небесное блаженство и что добровольно умершие здесь обретут бессмертие. О святости Праяга и о религиозных заслугах, достигаемых в результате омовения в месяц-е магх, свидетельствуют и пураны; по «Махабхарате», за омовение в волнах слившихся Ганга и Джамны обещано отпущение грехов паломнику и его семье.
255

      Эпос «Рамаяна» сообщает, что здесь обитал сказочный святой Бха.радваджи; его жилище—ашраму, расположенное напротив Анандбхавана, дома семьи Неру, еще и теперь показывают паломникам в Аллахабаде. Праяг воспет в стихах знаменитого поэта Калидасы ивеликого средневекового философа Шанкары, которому приписывают основание традиции встреч ученых садху в этом священном месте.
 

             

           

  Чаще всего, однако, Кумбхамелу непосредственно связывают с одним из самых распространенных мифов индуизма—легендой о пахтанье молочного моря. В нейрассказывается о том, как боги и демоны взбивали океан молока, чтобы получить из него сокровища. Они взяли змея Ананту и обернули его вокруг огромной мутовки—мифической горы Меру. Среди последних даров морямолока был самый ценный—глиняный сосуд (кумбха) с нектаром амритой, напитком бессмертия. Между богами и демонами начался бой за амриту, во время которого сильнейшие из демонов захватили сосуд. Однако Джайянта, сын бога Индры, отнял его и, превратившисьв птицу, поднялся в небесные выси. Демоны преследовали его, я Джайянта, по многочисленным версиямлегенды, поочередно спускался отдохнуть в Праяге, Хардваре, Насике и Уджайне. Прикосновение чудесногососуда освятило их и превратило в места паломничества—тиртхи. Кумбхамела и сейчас отмечается в этихгородах, но наиболее торжественно в Праяге, названном Тиртхараджа (царь всех мест паломничества).
 

    Первое историческое свидетельство о религиозных праздниках в Праяге относится к первой половине VII столетия. Приблизительно тогда же Индию посетилкитайский путешественник Сюань Цзян, ставший очевидцем стечения почти полумиллиона верующих. Среди паломников был индийский царь Харшавардха со своимдвором, правители пограничных провинций, известные ученые, писатели, аскеты и нищие. Празднование в тевремена проводилось раз в пять лет и продолжалось целых 75 дней. Приносили жертвы и участвовали в обрядах как индуисты, так и буддисты, джайны и членыдругих религиозных сект. Харшавардха раздавал деньги и ценности буддийским жрецам, брахманам и беднякам, причем одаривал тех и других и третьих так щедро, чток концу торжеств лишался всего и возвращался в свою столицу, не имея даже платья, ничего, кроме обернутого вокруг бедер куска полотна, который он взял в долг.
256

    Из воспоминаний Сюань Цзяна мы знаем о традиции поклонения еще одной святыне Тривенисангама, бессмертной смоковнице - акшаяват. Происхождение индуистской практики почитания деревьев значительнодревнее, но здесь в сочетании с верой в сверхъестественное действие святой воды эта практика приняла форму религиозного самоубийства, которое во времена Сюань Цзяна, разумеется, было массовым явлением. Верующиепостились, а потом бросались с ветвей раскидистой кроны смоковницы в реку и тонули. Теперь бессмертная смоковница находится в маленьком подземном храме внутри крепости Акбара. Виднеется только веерообразное дерево, украшенное цветами, обвешанное масками иразличными жертвенными предметами и почитаемое как олицетворение бога Шивы.
 

    В начале прошлого столетия был издан закон, запрещающий и другую разновидность религиозного самоубийства, - некоторые паломники добровольно расставались с жизнью, прыгая в реку с лодки, причем к их телу привязывали три тяжелых сосуда с водой.
 

    Все эти мифы, традиции, исторические события и опыт предшествующих поколений создали у современныхиндуистов весьма односторонние представления о святости Тривенисангама, и многие до сих пор верят в чудодейственную силу омовения в этих местах. Насколькошироко распространено подобное представление, может понять лишь тот, кто случайно присутствовал на такомпразднестве. Паломники приезжают туда ежегодно в середине января или начале февраля, но миллионы людей собираются здесь во время «половинной» Кумбхамелы — Ардхкумбхамелы (через каждые шесть лет) и затем, конечно, во время большой Кумбхамелы — раз в двенадцать лет. Верующие живут тут целый месяц, однако некоторые дни (при определенном положении планет) считаются особенно благоприятными для общего омовения. В эти дни стечение народа просто невообразимо ипревышает ограниченные возможности пространства.В 1954 году, например, число паломников Тривенисангама достигло шести миллионов, и, когда где-то в толпе началась паника, было затоптано и задавлено около 300 человек.
257

    Люди, приходящие сюда, принадлежат к различным слоям общества и говорят на разных языках. Как магнитпритягивает их всех на одно и то же место, в одно и то же время живучая сила индуистской традиции. Это уже не древняя мифология или далекое прошлое, средневековые заблуждения или полуисторические сказки, этосегодняшняя действительность, Индия XX века.
 

    Я был в числе двух миллионов участников первой после освобождения Индии Ардхкумбхамелы, и на меняона произвела неизгладимое впечатление. Я словно попал в другой мир и в другую эпоху. Треугольное пространство между обеими реками и окраинными районамигорода изменилось до неузнаваемости. На огромной площади выросли тысячи временных пристанищ, палатоксовременного типа, построек из бамбука, наподобие тех, в которых обитали в древности индийские жрецы. Надвсем возвышался лес деревянных шестов с цветными обрядовыми флажками религиозных сект и групп. Специальные поезда ежедневно привозили новых паломников, а дороги в округе были уже забиты традиционными средствами транспорта — воловьими упряжками, легкими и быстрыми конскими повозками. Многие приходили просто пешком и располагались с семьями под открытым небом. Они шли на значительные материальные расходы, преодолевали большие расстояния и с колоссальными трудностями, перенося лишения и страдания, добиралисьсюда. Некоторые должны были отправиться в путь за три-четыре месяца до начала празднеств.
258

    Самыми интересными участниками мелы являются садху — святые мужи, религиозные аскеты, факиры и те,кто выдает себя за таковых. Сюда съезжаются до700 тысяч садху, в том числе несколько сот женщин. Здесь встретишь аскетов, пребывающих в тихом созерцании, и проповедников с микрофоном в руке, темпераментно пропагандирующих святые книги, настоящих мистиков и обыкновенных обманщиков, почувствовавшихвозможность легкой наживы. Есть тут факиры, которые сидят на подстилке с острыми иглами или стоят на голове, аскеты, способные весь день находиться в холоднойводе или простоять неподвижно, вперив взор в солнечный круг, люди, которые намеренно калечат свои ногиили протыкают язык и тем обрекают себя на вечное молчание. Среди паломников можно увидеть худых, какскелеты, мужчин, доведенных регулярными строгимипостами до предельного истощения, и мускулистых, хорошо тренированных атлетов, людей, прекрасно одетых и абсолютно голых. Многие из них — члены каких-нибудь монастырских организаций, ашрам или акхар, находящихся на иждивении последователей религиозной секты и богатых жертвователей. Каждая акхара имеетсвое огороженное и надежно охраняемое место, выделенное в соответствии с ее положением и с требованиями устава для совместного омовения. Из-за этих привилегий нередко между представителями отдельных сект возникают ссоры, а иногда и драки.
 

    Большая часть паломников — просто путешественники, приезжающие на целый месяц либо на несколько самых главных дней праздника. Они подвергаются обряду очищения, заключающемуся в купании в пункте слияния рек. Обрядом руководят так называемые панды, или праягвалы, которым эта должность достается по наследству. Их функции определены старинной легендой, рассказывающей, что во время строительства крепости при Акбаре паводок постоянно разрушал фундамент, тогдакто-то подсказал императору, что бурную Джамну может «успокоить» только жертвоприношение брахмана.Тот, кого выбрали для совершения обряда, согласился, но поставил условие, чтобы его потомки всегда проводили очистительную церемонию для паломников, знаменакоторых отмечены особыми знаками.
259

    В организацию пандов входят сотни семей, знамена которых отмечены особыми знаками. Их имущество таквелико, что они поделили между собой всю Индию наокруга; богатые панды отправляют своих агентов путешествовать и подыскивать новых клиентов. Точно известно, к кому попадают паломники, прибывшие на мелу впервые, однако и при этом споры предотвратить невозможно. Обычно новый паломник «принадлежит» тому панде, которого встретил на ограниченном пространствемелы; если ему удалось пройти дальше, он становится общим «достоянием» пандов и во время обхода долженвыбрать одного из них и письменно обещать, что в следующие посещения будет обращаться исключительно к нему. Таким образом каждый паломник получает своего панду, а тот заводит на клиентов подробную документацию. Эти толстые, продолговатые тома (бахи), прошитые посередине,—самое ценное имущество семьи панды, их бережно хранят, они находятся в достаточно хорошем состоянии и служат важным языковым и исто-
рическим источником. В каждый том заносятся данные о клиентах, принадлежащих к определенной касте. Некогда процедура очищения была довольно сложной, предписания, касающиеся ее, содержатся в стариннойкниге «Праяга-махатмия», входили они также в «Матсья-пурану». Теперь из всего ритуала осталось три основных момента: бритье, купание и внесение платы. От панды паломник идет прямо к парикмахеру, ибо на теле егоне должно быть ни единого волоска, сбриваются дажеброви и ресницы. Правда, жителей Аллахабада не заставляют брить голову; у сикхов и замужних женщин символически отрезают лишь прядь волос, но вдовам и жительницам Южной Индии надлежит сбривать все волосы, которые затем бросают в реку. За каждый волосок обещается сокращение времени круговорота перерождений или долгое пребывание в небесных царствах.
260

    Сто пятьдесят лет назад здесь проявил себя предприимчивый дух европейцев и, очевидно, органически слился с традиционным порядком, связанным с мелой. Тривенисангам относился к числу самых известных местпаломничества. И перед теми, кто тогда жаждал посмертных льгот, британское колониальное правительство воздвигло еще одно препятствие на пути к желанной цели. В качестве пропуска в рай, освященного на сей разхристианским авторитетом заморского королевства, был введен налог на паломничество. О том, что эта новая система вполне оправдала себя, свидетельствуют правила, которые приобрели силу закона в соответствии с постановлением XVIII 1810 о налоге за посещение Аллах-абада, правила, призванные устранять злоупотребленияпри его взимании.
 

    С каждого пешего паломника брали 1 рупию, с паломника на коне, в паланкине или в повозке—2, с приехавшего на верблюде—3, с приехавшего на слоне 20 рупий.
261

    Запрещалось взимать какие-либо другие налоги у гхатов, в крепости и в любом ином месте. Паломник могтребовать от сборщика налогов на землю в Аллахабадедокумент, разрешающий совершать традиционные обряды. Без такого документа ни один человек не имел права выполнять их. Только жители Аллахабада и его предместий да индийцы, находящиеся на службе Компании, освобождались от этих налогов, что подтверждалось соответствующим документом, который надо было предъявить до выполнения религиозных обрядов.
 

    К месту омовения разрешалось проходить лишь по определенным улицам и через определенные ворота, другие огораживались. Совет комиссаров устанавливалчисло чиновников из местного населения, нужных для охраны ограды от лиц, не получивших разрешения на выполнение ритуала. По требованию сборщика налоговв период основного притока паломников, в январе и в феврале, для наблюдения за порядком вызывалось военное подразделение, чтобы толпа не могла прорваться силой. Документы, подтверждающие внесение налога или освобождение от него, предъявлялись чиновникам, стоящим на контроле, и потом уничтожались старшим чиновником. Лица, пытавшиеся переправиться на лодках через реку с другого берега, штрафовались на сумму, в три раза превышавшую размер обычного сбора. Если их обслуживал парикмахер, то штрафовали и его на 50 рупий за каждого побритого паломника, а в случае неуплатыосуждали на 3 месяца тюремного заключения.
 

    Аллахабад в те времена насчитывал без воинского гарнизона каких-нибудь двадцать тысяч жителей, но паломников со всей Индии было здесь значительно больше То же и сейчас. Члены Лондонского миссионерского общества, посетившие город в 1926 году, сообщали о 400 парикмахерах, живущих на доходы от бритья купающихся в святых водах Джамны и Ганга... Британском правительство с каждого из этих пришельцев взимает налог. В дни праздников учреждения, выдающие разрешения, буквально забито страждущими, которые нежалеют никаких усилий или расходов, чтобы достичь неба предписанным способом». Эту цитату приводит Джемс Пегс в книге «Индия взывает к гуманности англичан» (Лондон,1932).
262

      Вода в реке в январе—феврале довольно холодная и погружение в нее должно быть не очень приятным. Темне менее на берегах постоянно толпятся паломники,а в дни, которые астрологи определяют как особенно благоприятные, на берегу и в воде. буквально, некудаупасть яблоку. Людей много и на мелких местах в широком русле, около них плавают еще десятки маленькихлодок.
 

    Завершающей целью месячной мелы является коллективное купание всех садху в день главного праздника. Время точно указано, и церемония начинается иногда еще задолго до восхода солнца. Группами или поодиночке святые мужи вливаются в основной поток и разбираются по рядам, устанавливаясь в традиционном порядке в соответствии с предписаниями акхар. Затем плотные шеренги медленно направляются к Тривенисангаму. Впереди шествия движется наряженный и пестроразрисованный слон, за ним, возглавляя процессию, едет мужчина на неоседланном коне. Аскеты выглядят по-разному. Некоторые прикрыты лишь серо-белым пеплом и длинными волосами, другие подъезжают на машинах под очень красивыми зонтами. Как только показываетсярека, по рядам проходит волна возбуждения. Мужчины и женщины кидаются к берегу и напряженно следят затем, как акхары одна за другой входят в воду.
 

    Ни на один день не прекращается движение в этом человеческом муравейнике, паломники приходят и уходят, оставляя тут свои грехи, волосы и сбережения. Пожертвования богатых иногда — по традиции Харшавардхи—достигают значительной суммы, нередко в дар приносят скот. Еще помнят, что в 1930 году на меле былподарен слон. Животное, однако, вскоре погибло от голода: сделавшие этот подарок забыли обеспечить слонапищей. Чтобы заставить бедных паломников стать щедрыми, была придумана весьма интересная религиозно-торговая сделка. Предприимчивые владельцы скота за небольшую плату якобы продают паломнику корову, и тут же садху за  небольшую плату от паломника возвращают ее владельцу. Затем, в то время пока произносится дарственная формула, паломник держит корову заухо или хвост, как если бы он был ее «хозяином», и таким образом обретает заслугу действительного дарителя. Обычно факирам и садху дают немного продуктов; достаточно нескольких зернышек риса от каждого проходящего мимо верующего, чтобы чаша просящего наполнилась.

264

 

Иллюстрации: http://pro.corbis.com

 

 

 








 

 

 

 

 

       

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир