Вотивы

                    (от лат. ex voto - по обету, votivus - торжественно обещанный) - подношения божествам, святым или духам мест поклонения в виде ленточек и полотнищ материи, цветных ниток, волос, предметов одежды и обихода, небольших камней, рогов животных разных видов, денег и пр. Это действие производят по случаю принятия на себя определенного обязательства (обета), выражающегося в принесении жертвоприношения, обновлении культового сооружения, раздачи денег нуждающимся и пр., в случае исполнения высшими силами изложенной просьбы: о получении, приобретении чего-либо, освобождении от каких либо бед, о счастливом окончании или благополучном совершении какого либо задуманного дела. Кроме того, вотивные предметы могут подноситься на местах поклонения с богоугодной целью, без всяких условий, как пожертвование.

 


                        

 


        Обычай приносить в дар божеству изображения человека или больных органов с просьбой или в благодарность за исцеление возник в глубокой древности и просуществовал до начала ХХ в. В Древней Греции в храмы Асклепия - асклепийоны больные приносили изображения исцеленных частей тела, сделанные (в зависимости от благосостояния больного) из мрамора, золота, серебра. С. Сорокина  трактует приношения как оплату лечения [Сорокина С. Атлас истории медицины. - М.: изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - С.105. ]. Такая функция могла быть только поздней. Найдены также многочисленные вотивные таблички, в которых высказывалась благодарность богу-врачевателю за исцеление и рассказывалось, как оно произошло [Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988. - С.239-240. ].
 

             


         Еще одна производная роль вотивов - использование в качестве наглядных пособий для обучения врачей [Фиалков Л.Б. Медицина и религия. - Киев.: Здоров'я, 1987. - С.23. ]. И. Анталл публикует коллекцию вотивных терракотовых скульптур (голов и торсов) с патологическими изменениями, симптомами психических расстройств [Анталл И. Памятники европейской медицины и фармацевтики. - Будапешт: Корвина, 1981. - С.45. ].



          Обычай "исцелительных" вотивов, после определенного сопротивления, был воспринят церковью. Он трансформировался и принял форму подвешивания металлических фигурок на шнурках или цепочках, продетых в специальные отверстия, на чудотворные иконы. 1

 

          В большом количестве сохранились знаки пилигримов (Gitterguesse) — отлитые из олова ажурные привески. Наряду с изображениями святых, встречаются и знаки со сценами коитуса, изображения фаллоса и вульвы. Подобные знаки свидетельствуют о сохраняющейся до-христианской традиции, в частности традиции "исцелительных" вотивов.

 

 

   


 

                                                              * * *


     В экспозиции Музея медицины (г. Киев) можно увидеть вотивы времен Киевской Руси.

 

    В России вотивы запретили как отзвуки язычества еще при Петре Первом, приказали изъять и переплавить. В Архангельске столичным запретам не вняли и до 20 века носили амулеты в церковь. Амулеты-вотивы развешивались прихожанами храма у любимых икон, как просьбы о помощи. Просили о выздоровлении сердца, вешали сердечко, о корове - корову и т.д.  В музеях страны    подвесок-вотивов  практически  нет,    а    в  Архангельске  -  целая коллекция. 2

                                                            * * *
                                                 
   
Южные славяне (сербы, словенцы, хорваты) и немцы делали железные и восковые вотивы матки в виде жабы и приносили по обету в храм для излечения от бесплодия. В Баварии верили, что матка в виде жабы вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться , и если во время сна больной она возвращается на свое место - больная выздоравливает. Если же больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и тогда женщина делается бесплодной. 3

 

                        

 

                                                              * * *

      Д. К. Зеленин: "В Устюге Великом и на всем архангельском севере, где преобладала новгородская колонизация, прежде были широко распространены вотивные приношения: больные делали из металла или дерева изображения больных частей тела или всего больного человека и подвешивали их на икону в храме... В старых церквах Новгорода были вотивные приношения, а южнее Новгорода на Руси вотивы не были известны великорусам. Вряд ли может быть сомнение в том, что обычай вотивных приношений был занесен в старый Новгород из Западной Европы, где был широко распространен. Мы склонны думать, что тут главную роль сыграли переселенцы из балтийских славян... "  4

 

                                                            * * *

    На Афоне и в России почитался чудотворный образ Троеручицы и его списки. Согласно церковной легенде, Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке, был оклеветан, и дамасский халиф приказал отсечь у преподобного правую руку. Иоанн помолился перед иконой Богородицы, а когда утомился, то задремал. Во сне ему явилась Богородица и возвестила об исцелении. Действительно, проснувшись Иоанн обнаружил, что рука срослась, и в благодарность приложил к образу серебряное изображение отсеченной кисти.

 

 

             

 


                                                              * * *
 
  Постройка моделей судов - очень древнее искусство. На стоянках первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок - детские игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое, значение. При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. профессор Вулли нашел очень интересную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная из серебра, с четырьмя сиденьями для гребцов и веслами с лопастями была положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить мертвому переход от земного существования к потустороннему.


  В Древнем Египте модели судов также имели культовое значение. Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы, находили и модели лодок, которые, возможно, изготовляли специалисты-ремесленники.


    В Долине царей и других местах при раскопках найдены многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей - это так называемые суда мертвых с алтарем умершего посредине, или суда-вотивы, т.е. суда-пожертвования. Роскошные модели, в основном золотые или серебрянные, находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева, - в простых могилах бедного люда.


  Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они изящно отделаны, раскрашены и имеют интересные детали. Национальный музей в Каире обладает обширной коллекцией судов времен I-XXX династий, которая наглядно показывает развитие египетского судостроения в течение трех тысяч лет.


  Религиозный и ритуальный характер имели модели судов древних жителей о. Сардиния. В многочисленных нурагах - чрезвычайно любопытных сооружениях из камня, служивших одновременно домом, замком и храмом, - кроме оружия, скульптур и предметов домашнего обихода найдены многочисленные культовые модели судов, изготовленные из бронзы, в носовой части которых имеется орнамент с изображением быков или львов.


  В Италии суда-вотивы были найдены около Ветулонии - в районе распространения этрусской культуры. Одно их них изготовлено из бронзы и имеет многочисленные фигурки зверей на борту, т.е. представляет своего рода Ноев ковчег. Подобные маленькие суда, изготовлены из алебастра или терракоты, относящиеся к различному времени, найдены и в многочисленных гробницах в Средней Италии. Эти модели тоже имеют культовый характер.


    К эпохе классической Греции относится модель из терракоты, хранящаяся в Британском музее и представляющая судно VI в. до н.э. Другая модель из музея в Афинах дает представление о военной галере. Не стоит забывать, что и постамент знаменитой Ники Самофракийской в парижском Лувре имеет форму носа греческой галеры. Очень интересна модель торгового судна, принадлежащая колледжу Лондонского университета. У нее большие люки и выпуклый корпус. Этим она отличается от военного судна. О римском судостроении сведений осталось немного, поэтому так ценны сохранившиеся изображения судов. Среди них наиболее известны стенная роспись в Помпеях, барельефы из Порто, Ватиканского музея, музея Неаполя и на колонне Траяна.

  Культовое использование моделей судов было свойственно и христианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают суда-вотивы, выполненные моряками в дальних морских плаваниях и подаренные церквам в знак благодарности за благополучное возвращение. На одной из картин известного итальянского живописца Карпаччо изображен внутренний вид храма с различными судами-вотивами. 5

 

             
 

                                                              * * *

    Вопрос об историческом прототипе буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана. В строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились непосредственно на земле, а в архитектуре асуров не ариев, круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям, но в буддийской терминологии он отсутствует. Тот факт, что ступа никогда так не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение выполняет иные функции, чем шмашаны.

    Первоначально в научной литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение. Дальнейшие исследования привели к отказу от этой точки зрения. Было выявлено, что не все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.

      В литературе выделяют четыре вида ступ: sariraca содержащие телесные останки, paribhojika содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников или последующих учителей, uddesika - отмечающие памятные места или события, и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ. Первые два типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем превратилось в dagoba.

    Строго разграничить виды ступ невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если та или другая возведены по обету, то их можно назвать и вотивными. То, что обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может служить реликварием, мемориалом, вотивом , объектом почитания и, одновременно, символом буддизма. 6

 

                

 

                                                          * * *

    Дельфины, изображенные на  алтаре античного времени из фондов музея “Судакская крепость”, являются одним из основных символов наиболее почитаемого в Древней Греции Аполлона Дельфиния. Этот культ возник еще в XIV в. до н.э., когда Аполлон, согласно гомеровскому гимну, в образе дельфина управляя критским кораблем, заставил их пристать к берегу и соорудить алтарь под именем дельфинеон. Культ Аполлона Дельфиния был популярен во многих средиземноморских полисах, например, в Милете, выходцы из которого основали большинство колоний в Северном Причерноморье. В Ольвии первые дары этому богу на теменосе, специально выделенном для устройства его святилища и ставшим впоследствии сакральной зоной полиса, датируются третьей четвертью VI в. до н.э. О широком распространении культа Аполлона Дельфиния в колониях Северного Причерноморья, и особенно в Ольвии, свидетельствуют, прежде всего, находки так называемых ольвийских дельфинчиков, которые на первоначальном этапе использовались в качестве вотивов и служили для приношений.

    Одновременно с культом Аполлона Дельфиния в античных колониях Северного Причерноморья существовал культ Аполлона Врача, почитаемый в Понтийских колониях Милета, в том числе в Ольвии и Боспорских полисах. Интересно отметить, что функции бога Аполлона Врача были шире просто медицинских и включали в себя, по мнению А.С. Русяевой, прерогативы спасения и защиты мореплавателей. Исследовательница отмечает естественную связь между культами Аполлона Дельфиния и Аполлона Врача. Как известно, символом Аполлона Врача является лук, трансформированный в античных полисах Причерноморья просто в стрелу. В этой связи уникальны находки рыб-стрелок из раскопок Керкинитиды. На одной стороне монет изображена рыба с четко обозначенным хвостовым плавником. На обратной имеется один продольный валик, имитирующий наконечник стрелы. Датируются рыбы-стрелки второй — третьей четвертью V в. до н.э. Важно полное совпадение изображения рыбы (очевидно осетровой) на рыбе-стрелке и на двух параллельных гранях нашего алтаря. Это свидетельствует о постепенной трансформации изображения культа Аполлона Врача от стрелы через рыбу-стрелку — к рыбе. Эта трансформация не случайна и связана как с местными культами почитания Аполлона Дельфиния, так и с близостью функций этих культов. 7

 

 

                                                        Примечания

 

1 Бевзенко Т., Станишевский Е., Хаджинов Д. Обычай вотивных приношений в истории религии и истории медицины //

http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/6/articles/sec2/s2a16.html
2 
http://pravdasevera.ru/2001/03/16/2.shtml

http://ivc.engec.ru/ev/utroba2.htm 

4  Зеленин Д. К. О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода

// Институт языкознания: Доклады и сообщения, VI. М, 1954.

5  Курти О. Постройка моделей судов. Пер. А. А. Чебана

    http://www.skbkontur.ru/personal/john/klubnad/is.htm

6 О. С. Хижняк, старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии, кандидат философских наук

7  Кузьминов А.В. (Симферополь) Алтарь античного времени из фондов музея “Судакская крепость” http://myslenedrevo.com.ua/books/sss/36kuzminov.html

 

 




                                

 

 

 

                                

 

 

 

                                       

 Иллюстрации: http://pro.corbis.com 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир