Вотивы
(от лат. ex voto - по обету, votivus
- торжественно обещанный) - подношения божествам, святым или духам мест
поклонения в виде ленточек и полотнищ материи, цветных ниток, волос,
предметов одежды и обихода, небольших камней, рогов животных разных видов,
денег и пр. Это действие производят по случаю принятия на себя определенного
обязательства (обета), выражающегося в принесении жертвоприношения,
обновлении культового сооружения, раздачи денег нуждающимся и пр., в случае
исполнения высшими силами изложенной просьбы: о получении, приобретении
чего-либо, освобождении от каких либо бед, о счастливом окончании или
благополучном совершении какого либо задуманного дела. Кроме того, вотивные
предметы могут подноситься на местах поклонения с богоугодной целью, без
всяких условий, как пожертвование.
Обычай приносить в дар божеству изображения человека или
больных органов с просьбой или в благодарность за исцеление возник в глубокой
древности и просуществовал до начала ХХ в. В Древней Греции в храмы Асклепия
- асклепийоны больные приносили изображения исцеленных частей тела,
сделанные (в зависимости от благосостояния больного) из мрамора, золота,
серебра. С. Сорокина трактует приношения как оплату лечения [Сорокина
С. Атлас истории медицины. - М.: изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. - С.105.
]. Такая функция могла быть только поздней. Найдены также многочисленные вотивные таблички, в которых высказывалась благодарность богу-врачевателю за
исцеление и рассказывалось, как оно произошло [Винничук Л. Люди, нравы и
обычаи Древней Греции и Рима. - М.: Высшая школа, 1988. - С.239-240. ].
Еще одна производная роль вотивов - использование в качестве
наглядных пособий для обучения врачей [Фиалков Л.Б. Медицина и религия. -
Киев.: Здоров'я, 1987. - С.23. ]. И. Анталл публикует коллекцию вотивных
терракотовых скульптур (голов и торсов) с патологическими изменениями,
симптомами психических расстройств [Анталл И. Памятники европейской медицины
и фармацевтики. - Будапешт: Корвина, 1981. - С.45. ].
Обычай "исцелительных" вотивов, после определенного сопротивления,
был воспринят церковью. Он трансформировался и принял форму подвешивания
металлических фигурок на шнурках или цепочках, продетых в специальные
отверстия, на чудотворные иконы. 1
В большом количестве сохранились знаки
пилигримов (Gitterguesse) — отлитые из олова ажурные привески.
Наряду с изображениями святых, встречаются и знаки со
сценами коитуса, изображения фаллоса и вульвы. Подобные знаки свидетельствуют о
сохраняющейся до-христианской традиции, в частности
традиции "исцелительных" вотивов.
* * *
В экспозиции Музея медицины
(г. Киев) можно увидеть вотивы времен Киевской Руси.
В России вотивы запретили
как отзвуки язычества еще при Петре Первом, приказали изъять и переплавить.
В Архангельске столичным запретам не вняли и до 20 века носили амулеты в
церковь. Амулеты-вотивы развешивались прихожанами храма у любимых икон, как
просьбы о помощи. Просили о выздоровлении сердца, вешали сердечко, о корове
- корову и т.д. В музеях страны подвесок-вотивов практически нет, а в Архангельске - целая коллекция. 2
* * *
Южные славяне (сербы, словенцы, хорваты) и немцы
делали железные и восковые вотивы матки в виде жабы и приносили по обету в
храм для излечения от бесплодия. В Баварии верили, что матка в виде жабы
вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться , и если во время
сна больной она возвращается на свое место - больная выздоравливает. Если же
больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и
тогда женщина делается бесплодной. 3
* * *
Д. К. Зеленин: "В Устюге Великом и на всем архангельском
севере, где преобладала новгородская колонизация, прежде были широко
распространены вотивные приношения: больные делали из металла или дерева
изображения больных частей тела или всего больного человека и подвешивали их
на икону в храме... В старых церквах Новгорода были вотивные приношения, а
южнее Новгорода на Руси вотивы не были известны великорусам.
Вряд ли может
быть сомнение в том, что обычай вотивных приношений был занесен в старый
Новгород из Западной Европы, где был широко распространен. Мы склонны
думать, что тут главную роль сыграли переселенцы из балтийских славян... "
4
* * *
На Афоне и в России почитался
чудотворный образ Троеручицы и его списки. Согласно церковной легенде, Иоанн Дамаскин, живший в VIII веке, был оклеветан, и
дамасский халиф приказал отсечь у преподобного правую руку. Иоанн помолился
перед иконой Богородицы, а когда утомился, то задремал. Во сне ему явилась
Богородица и возвестила об исцелении. Действительно, проснувшись Иоанн
обнаружил, что рука срослась, и в благодарность приложил к образу серебряное
изображение отсеченной кисти.
* * *
Постройка моделей судов - очень древнее искусство. На стоянках
первобытного человека археологи находят примитивные модели лодок - детские
игрушки. В древности модели судов имели и религиозное, культовое, значение.
При раскопках Ура в южной Месопотамии в 1929 г. профессор Вулли нашел очень
интересную модель судна, которая была выполнена, вероятно, в четвертом
тысячелетии до нашей эры. Эта старейшая модель длиной 65 см, изготовленная
из серебра, с четырьмя сиденьями для гребцов и веслами с лопастями была
положена в гробницу, что свидетельствует о ее культовом характере: по
верованиям народов Двуречья, модель лодки должна была облегчить мертвому
переход от земного существования к потустороннему.
В Древнем Египте модели судов также имели культовое значение.
Египтяне верили, что после смерти человека его душа должна переплыть
мифическую реку Абиалус, поэтому среди предметов, положенных в гробницы,
находили и модели лодок, которые, возможно, изготовляли
специалисты-ремесленники.
В Долине царей и других местах при раскопках найдены
многочисленные модели судов, на которых находятся фигурки людей - это так
называемые суда мертвых с алтарем умершего посредине, или суда-вотивы, т.е.
суда-пожертвования. Роскошные модели, в основном золотые или серебрянные,
находят в гробницах фараонов и знати, модели, вырезанные из дерева, - в
простых могилах бедного люда.
Знамениты модели судов, найденные в гробнице Тутанхамона. Они
изящно отделаны, раскрашены и имеют интересные детали. Национальный музей в
Каире обладает обширной коллекцией судов времен I-XXX династий, которая
наглядно показывает развитие египетского судостроения в течение трех тысяч
лет.
Религиозный и ритуальный характер имели модели судов древних
жителей о. Сардиния. В многочисленных нурагах - чрезвычайно любопытных
сооружениях из камня, служивших одновременно домом, замком и храмом, - кроме
оружия, скульптур и предметов домашнего обихода найдены многочисленные
культовые модели судов, изготовленные из бронзы, в носовой части которых
имеется орнамент с изображением быков или львов.
В Италии суда-вотивы были найдены около Ветулонии - в районе
распространения этрусской культуры. Одно их них изготовлено из бронзы и
имеет многочисленные фигурки зверей на борту, т.е. представляет своего рода
Ноев ковчег. Подобные маленькие суда, изготовлены из алебастра или
терракоты, относящиеся к различному времени, найдены и в многочисленных
гробницах в Средней Италии. Эти модели тоже имеют культовый характер.
К эпохе классической Греции относится модель из терракоты,
хранящаяся в Британском музее и представляющая судно VI в. до н.э. Другая
модель из музея в Афинах дает представление о военной галере. Не стоит
забывать, что и постамент знаменитой Ники Самофракийской в парижском Лувре
имеет форму носа греческой галеры. Очень интересна модель торгового судна,
принадлежащая колледжу Лондонского университета. У нее большие люки и
выпуклый корпус. Этим она отличается от военного судна. О римском
судостроении сведений осталось немного, поэтому так ценны сохранившиеся
изображения судов. Среди них наиболее известны стенная роспись в Помпеях,
барельефы из Порто, Ватиканского музея, музея Неаполя и на колонне Траяна.
Культовое использование моделей судов было свойственно и
христианству. Интерьеры многих католических соборов мира украшают суда-вотивы, выполненные моряками в дальних морских плаваниях и подаренные
церквам в знак благодарности за благополучное возвращение.
На одной из картин известного итальянского живописца Карпаччо изображен
внутренний вид храма с различными судами-вотивами. 5
* * *
Вопрос об историческом прототипе
буддийской ступы не решен однозначно. Происхождение ступы чаще всего
связывают с добуддийскими погребальными холмами шмашана. В
строительной практике индоариев они были четырехгранными и возводились
непосредственно на земле, а в архитектуре асуров
– не ариев,
– круглыми в плане и поднятыми на каменные основания. Термин
шмашана сохранился в индуистской культуре по отношению к захоронениям,
но в буддийской терминологии он отсутствует. Тот факт, что ступа никогда так
не обозначается, заставляет предположить, что буддийское сооружение
выполняет иные функции, чем шмашаны.
Первоначально в научной
литературе ступа трактовалась как погребальное сооружение. Дальнейшие
исследования привели к отказу от этой точки зрения. Было выявлено, что не
все ступы являются реликвариями, в которых хранятся телесные останки. К тому
же, в ступу обычно вкладывается лишь частичка священных останков, что вряд
ли возможно рассматривать как захоронение. В ступе могут храниться священные
предметы или тексты. Реликвии вообще могут отсутствовать в ступе, она может
лишь отмечать памятное место, возводиться в память о событиях священной
буддийской истории, или просто по обету. Кроме того, монолитные ступы
пещерных храмов не могли содержать в себе вложения.
В литературе выделяют
четыре вида ступ: sariraca – содержащие
телесные останки, paribhojika –
содержащие предметы, которыми пользовался Будда, кто-либо из его учеников
или последующих учителей, uddesika - отмечающие памятные места или события,
и вотивные ступы, возводимые по обету, часто вокруг больших ступ. Первые два
типа ступ называются также dhatu, или dhatugarbha, что со временем
превратилось в dagoba.
Строго разграничить виды ступ
невозможно. Реликварная ступа может одновременно быть мемориальной, а если
та или другая возведены по обету, то их можно назвать и вотивными. То, что
обычно называют видами ступ, скорее следует назвать функциями: ступа может
служить реликварием, мемориалом, вотивом , объектом почитания и,
одновременно, символом буддизма. 6
* * *
Дельфины,
изображенные на алтаре античного времени из фондов музея “Судакская
крепость”, являются одним из основных символов наиболее почитаемого в
Древней Греции Аполлона Дельфиния. Этот культ возник еще в XIV в. до н.э.,
когда Аполлон, согласно гомеровскому гимну, в образе дельфина управляя
критским кораблем, заставил их пристать к берегу и соорудить алтарь под
именем дельфинеон. Культ Аполлона Дельфиния был популярен во многих
средиземноморских полисах, например, в Милете, выходцы из которого основали
большинство колоний в Северном Причерноморье. В Ольвии первые дары этому
богу на теменосе, специально выделенном для устройства его святилища и
ставшим впоследствии сакральной зоной полиса, датируются третьей четвертью VI в. до н.э. О широком распространении культа Аполлона Дельфиния в колониях
Северного Причерноморья, и особенно в Ольвии, свидетельствуют, прежде всего,
находки так называемых ольвийских дельфинчиков, которые на первоначальном
этапе использовались в качестве вотивов и служили для приношений.
Одновременно с культом Аполлона Дельфиния в античных
колониях Северного Причерноморья существовал культ Аполлона Врача,
почитаемый в Понтийских колониях Милета, в том числе в Ольвии и Боспорских
полисах. Интересно отметить, что функции бога Аполлона Врача были шире
просто медицинских и включали в себя, по мнению А.С. Русяевой, прерогативы
спасения и защиты мореплавателей. Исследовательница отмечает естественную
связь между культами Аполлона Дельфиния и Аполлона Врача. Как известно,
символом Аполлона Врача является лук, трансформированный в античных полисах
Причерноморья просто в стрелу. В этой связи уникальны находки рыб-стрелок из
раскопок Керкинитиды. На одной стороне монет изображена рыба с четко
обозначенным хвостовым плавником. На обратной имеется один продольный валик,
имитирующий наконечник стрелы. Датируются рыбы-стрелки второй — третьей
четвертью V в. до н.э. Важно полное совпадение изображения рыбы (очевидно
осетровой) на рыбе-стрелке и на двух параллельных гранях нашего алтаря. Это
свидетельствует о постепенной трансформации изображения культа Аполлона
Врача от стрелы через рыбу-стрелку — к рыбе. Эта трансформация не случайна и
связана как с местными культами почитания Аполлона Дельфиния, так и с
близостью функций этих культов. 7
Примечания
1 Бевзенко Т., Станишевский Е., Хаджинов
Д. Обычай вотивных приношений в истории религии и истории медицины
//
http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/6/articles/sec2/s2a16.html
2
http://pravdasevera.ru/2001/03/16/2.shtml
3
http://ivc.engec.ru/ev/utroba2.htm
4
Зеленин Д. К. О происхождении северновеликорусов Великого Новгорода
// Институт
языкознания: Доклады и сообщения, VI.
М, 1954.
5
Курти О. Постройка моделей судов. Пер. А. А. Чебана
http://www.skbkontur.ru/personal/john/klubnad/is.htm
6
О. С.
Хижняк, старший научный сотрудник Государственного Музея истории религии,
кандидат философских наук
7 Кузьминов А.В. (Симферополь)
Алтарь античного времени из фондов музея “Судакская крепость”
http://myslenedrevo.com.ua/books/sss/36kuzminov.html
|
|