На следующих страницах:

Маргарет К. Джейкоб. Масонство

Вяч. Вс. Иванов. Россия и гнозис

Е. Туманик. Ранний декабризм и масонство

Е. Рыкова. Русское масонство и славянофильство

А. Серков. Судьбы масонских собраний в России

 

 

Дуглас Смит

 

У истоков русской масонофобии


Образ врага. - М.: ОГИ, 2005, с. 80-101.

 


        В середине XVIII столетия в русском общественном сознании сформировался зловещий образ вольного каменщика, «фармазона». Первые же сведения о деятельности ордена на территории России вызвали общее негодование, объединившее все сословия русского общества. Несмотря на малочисленность русских братьев, образ масона прочно занял свое место в ряду других смертельных врагов России — турок, французов и евреев. Задача настоящей работы — описать исторические и социально-психологические предпосылки возникновения русского масонофобского мифа, существующего по сей день и оказавшего намного большее влияние на ход русской истории, чем деятельность масонских лож как таковых.


ПРИСЛУЖНИКИ ДЬЯВОЛА


       Первоначальное отношение к масонам в России трудно реконструировать с точностью. Достоверно известно, однако, что общественная неприязнь к ордену зародилась вскоре после возникновения первых лож. По всей видимости, в царствование Елизаветы сведения о вольных каменщиках распространились в нижних слоях городского населения, которое сочло масонский орден
80

организацией преступной и безбожной 3. Согласно одному источнику, уже в конце 1750-х гг. слухи о существовании в Петербурге масонской ложи произвели в обществе «панический страх» 4. Г. Р. Державин вспоминает в своих «Записках», как в начале 1760-х гг., будучи еще молодым человеком, он собирался сопровождать И. И. Шувалова в его заграничных путешествиях; этот план сорвался из-за категорического запрета двоюродной тетки поэта, Ф. С. Блудовой, считавшей «появившихся тогда в Москве масонов отступниками от веры, еретиками, богохульниками, преданными антихристу, о которых разглашали невероятные басни, что они заочно за несколько тысяч верст неприятелей своих умерщвляют и тому подобные бредни, а Шувалова признавали за их главного начальника»5.

          Такого рода представления о масонах вошли в обиход еще до екатерининского царствования, когда орден стал привлекать все больше людей в разных городах и областях России. В елизаветинское время подобные легенды исходили главным образом от православного духовенства, видевшего в появлении вольных каменщиков еще одно следствие зловредного западного влияния. Точнее говоря, распространение масонства вменялось в вину партии «немцев», якобы полностью захвативших управление страной в царствование Анны Иоанновны (1730-1740) и малолетнего Иоанна VI (1740-1741; т. н. «бироновщина»). Верхушка русского духовенства приветствовала переворот 1742 г., возведший на престол Елизавету, восхвалениями новой монархини и бесконечным потоком проклятий в адрес немцев Остермана (возглавлявшего при Анне внешнеполитическое ведомство) и Миниха (бывшего главнокомандующего русских войск), а также их русских сторонников, предавших свой народ. Всем им приписывали ограбление русской казны, преследование истинных патриотов, притеснение православной церкви и пособничество ее врагам — атеистам, мусульманам и армянам. До конца 1740-х гг. русские проповедники не переставали предавать анафеме «скотоподобных, безбожных атеистов, еретиков, отступников, раскольников, армян» и людей «нрава и ума епикурейскаго и фреймасонскаго», слишком долго правивших Россией и потерявших власть только с воцарением Елизаветы 6. В глазах высшего православного духовенства масоны были чуть ли не частью обширного заговора, инспирированного кучкой немцев и имевшего своей целью ослабить Россию изнутри, подчинив себе русское общество и государственный аппарат.
--------------------------
3 См.: Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. Пг., 1916. С. 97.
4 См.: Лонгинов М: Новиков и московские мартинисты. М., 1867. С. 93.
5 Державин Г. Р. Записки. М, 2000. С. 22.
6 Попов Н. Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны// Летописи русской литературы и древности. 1859. Т. 2, отд. 3. С. 22. См. также.: Боголюбов В. Н. И. Новиков и его время. М., 1916. С. 179; Пыпин А. Н. Указ. соч. С. 98; С о кол о вс кая Т. Русское масонство и его значение в истории общественного движения (XVIII и первая четверть XIX столетия). СПб., 1907
. С. 7.
81

          На это указывает один характерный эпизод. В 1747 г. молодой граф Николай Головин, вернувшийся в Петербург из Берлина, попал на допрос к А. И. Шувалову, возглавлявшему тогда тайную полицию. Головина, с одной стороны, подозревали в том, что он выполняет тайные поручения прусского короля, а с другой — спрашивали, не состоит ли он в ордене вольных каменщиков, каковы установления этого ордена и осведомлен ли он о других русских, принятых в орден. Хотя ни Головин, ни названные им русские члены братства не были наказаны, этот случай демонстрирует со всей очевидностью, что масонский орден не только духовенству, но и некоторым из высших сановников России казался проводником иноземного, главным образом немецкого, влияния  7.

          Примерно к этому же времени относится зарождение антимасонской литературы в России. Из общего ее анонимного корпуса имеет смысл выделить два текста: «Изъяснение некоторых известных дел проклятого сборища франк-масонского» и «Псалму на обличение франмасонов»8. Первый текст, по всей видимости, вышедший из духовной среды, содержит длинное — более 200 строк — стихотворное обличение ордена, в котором подробно живописуются дьявольские обряды вольных каменщиков, а сами они именуются прислужниками Сатаны 9:

Появились недавно в Руси Франк-Масоны,
И творят почти явно демонские законы
Нудятся коварно плесть различные манеры,
Чтоб к антихристу привесть от Христовой веры
10.
---------------------
7 См.: Пыпин А. Н. Указ. соч. С. 91; Донесение о масонах // Летописи русской литературы и древности. 1862. Т. 4, отд. З.С. 51-52.
8 См.: Мартынов И. Ф. Ранние масонские стихи и песни в собрании библиотеки Академии наук СССР (К истории литературно-общественной полемики 1750-х гг.) // Russia and the World in the Eighteenth-Century/Ed. by R.P. Barlett, AG. Cross, K. Rasmusscn. Columbus, 1988. P. 437-439.
9 См.: Мартынов .И. Ф. Указ.соч.С.439;Пыпин А. Н. Указ. соч. С. 96-98.
10 ЧОИДР. 1871. Кн. 3. Отд. 5. С. 11-16,

82

         Масонство оказывается своего рода карнавальным пространством, в котором меняются местами добро и зло, грех и благочестие:

Тут молодцы до девиц устрояют хоры,
Взыграют в скрыпицы, ударят в волторы,
Там пляшут и танцуют быстрыми ногами,
И друг друга целуют, объемля руками;
Садятся их общества все за стол едины,
Проводят торжество, пия разны вины,
Различным ставится стол кушаньем убранный,
«Кушай, кто хощет, изволь, в масонство призванный!» <...>
В особливы палаты всякой отбегает,
Тщательно в мушкарады себе одевает,
Тут-то Содом и Гомор присутство имеет,
Тут всяк грех и всякой вздор скверную злость деет,
Там-то юноши сами в девицы вменены,
В настоящий дамы и платье в перемены,
Тут, кто кого поймает, с тем и осквернится,
Родни не разбирает, греха не боится,
Пускай сестра, пускай и мать, лишь попадись в руки,
Нельзя от них тако отстать, по их злой науке
Которая не захочет с кем плотски пребыти,
Тая к стене отскочит, начнет говорити:
«В пристанище тихом теперь я убегла,
Малому и великому себя не подвергла».
«Отговорка, скажут ей, твоя неуместна,
Здравствуй ради секты всей, Исова невеста!»
Она принуждена сказать: «Здравствуй, дорогой жених!
Изволь мною теперь владеть: я в желаниех твоих!»
Такими-то делами скверны Франк-Масоны
Строят они руками горьки Вавилоны
<...>.

         Масонам приписывается склонность к обжорству, блуду, половым извращениям, инцесту и насилию. Масонская ложа представляет собой «храм беззакония», в котором воздвигается «антихристу трон». Братья измышляют «различные манеры, / Чтоб к антихристу привесть от Христовой веры». Автор сатиры предостерегает читателей от вступления в орден из любопытства:
 

Многи тому примеры, говорят, бывали,
Которые от сей веры отстать пожелали,
Но из оных никого в живых нет на свете,
Вить стоит смерть его и живот портрете
11,
Которой лишь поранят пулями с пистолета,
Тотчас в жизни увянет и лишится света.

------------------------
11 В помещении ложи вывешивались портреты всех братьев.

83

          В отличие от этих виршей, «Псалма...», по-видимому, написана умелым литератором и относится к рубежу 1750—1760-х гг.12 Она намного лаконичнее «Изъяснения»:

Полны лжи ваши законы,
Оказались, франк-масоны,
И в том тайность ваша есть —
Вот шестьсот шездесят шесть.
Роскошей пути широки,
В вас рождают все пороки,
Там собрание ваше есть,
Где шестьсот шездесят шесть.
Масон назван по-французски
Тот кто каменщик по-русски,
Имя подло почто несть,
И шестьсот шездесят шесть.
В ком прямая добродетель
Весь народ тому свидетель,
Будет хвалы венец плесть
На шестьсот шездесят шесть.
А кто дел своих стыдится,
Тот от света всию таится,
Пока судьба воздаст месть
За шестьсот шездесят шесть
13.

       Темы «Изъяснения» здесь повторяются: масонские законы называются «лживыми», деятельность ордена связывается с дьяволом — на этот раз через «дьявольское число» «шестьсот шестьдесят шесть» (возможно, это намек на нумерологические интересы масонов); масонам приписываются разнообразные пороки и ставится в вину секретность их братства, ибо только зло «от света таится». Интересно отметить, что в «Псалме...» (намного отчетливей, чем в «Изъяснении...») масонство ассоциируется с Францией. Эта ассоциация довольно нетривиальна — орден возник в Англии, и в России первые ложи создавались не только французами, но также англичанами, шотландцами и немцами. С одной стороны, указание на «французский» характер русского масонства может свидетельствовать о действительной значимости французского влияния для распространения ордена в России, с другой же стороны, легко предположить, что автор «Псалмы...» встраивает братство вольных каменщиков в общий ряд врагов России, в котором Франция успела уже занять свое место как постоянная союзница главных внешнеполитических противников России — Турции, Польши и Швеции. Кроме того, введение французской темы позволяет описать увлечение масонством как еще одно следствие безудержной галломании русского дворянства.
--------------------------------
12 См.: Мартынов И. Ф.Указ.соч.С.439; Мартынов И. Ф., Шанская И. А. Отзвуки литературно-общественной полемики 1750-х годов в русской рукописной книге (Сборник А.А. Ржевского) // XVIII век. Л., 1976, Сб. 11. С. 131-148..
13 Библиографические записки. 1861. Т. 3, № 3. С. 70.

84

        К началу екатерининского царствования в русском общественном сознании прочно закрепился образ масона — нечестивца и предателя. 1762 г. датируется донос на «протопопа Андрея яко подозрительного человека, масона»14. Надо сказать, что сходные настроения существовали и в Европе, где масонов тоже обвиняли в колдовстве, безнравственности, безбожии и коварстве. Так, в Голландии в середине XVIII столетия ходили слухи, что масоны на своих собраниях играют в «карты дьявола» и владеют тайным знанием, которое позволяет им летать. Автор сатиры, опубликованной в «Бостонском почтальоне» (1750—1751) и показательной для ранней антимасонской литературы, дает понять, что масонский мастерок используется на самом деле для сексуальных пыток. Тот факт, что среди братьев были представители разных конфессий, а в масонских обрядах использовалась религиозная символика, делал орден легкой мишенью для сторонников традиционных религий. В континентальной Европе озабоченность вызывало и английское происхождение ордена — в нем видели заговор республикамцев и одновременно агентурную сеть английской внешней разведки. Тем не менее, как отмечает Дж. Роберте, первые пятьдесят лет своего существования орден вольных каменщиков не вызывал в обществе сколько-нибудь серьезного страха; скорее имели место разрозненные вспышки антимасонских настроений, не складывавшиеся до времени в единый масонофобский миф. Оформление этого мифа было спровоцировано в 1780-е гг. паникой вокруг баварских иллюминатов и, конечно же, Великой французской революцией 15.

          Примерно так же выглядит история масонофобии и в России. Необходимо отметить, однако, что испуг, вызванный появлением масонства, в России был намного сильнее, чем в Европе, — русские защитники благочестия, например, считали существование ордена не только угрозой церкви, но и непосредственно делом рук дьявола. До конца понять причины этого трудно из-за малочисленности сохранившихся антимасонских текстов и скудости наших сведений об обстоятельствах их создания; однако можно заключить, что главным фактором, стимулировавшим русскую масонофобию, было ощущение «чуждости» (и, следовательно, потенциальной опасности) ордена, которое сопровождало масонов первые десятилетия их деятельности в России.
-------------------------------
14 Пиксанов Н. К. Масонская литература//История русской литературы. М.; Л, 1947. Т. IV. С. 63.
15 См.: Вullucks C. Revolutionary Brotherhood: Freemasonry and the Transformation of the American Social Order, 1730-1840. Chapel Hill, N. C., 1996. P.80-81; Jacob M. C. Living the Enlightenment: Freemasonry and Politics in Eighteenth-Century Europe. New York, 1991. P. 5-6, 23-8, 76-7, 152-3, l68; Roberts J. M. The Mythology of the Secret Societies. London, 1972. P. 68-85.

85


ШАРЛАТАНЫ


       2 февраля 1786 г. состоялась театральная премьера комеди «Обольщенный», вышедшей из-под пера императрицы Екатерины II и направленной против масонов. Действие пьесы происходит в доме дворян Радотовых. Радотов, глава семьи, из верного мужа, заботливого отца и почтительного сына превратился в чудаковатого мизантропа. Отказавшись от общения с родными и друзьями, он дни напролет молча глядит перед собой, а когда его вынуждают заговорить, изъясняется загадками. Такое же бедствие постигло и дочь Радотова, Таису — она целует листочки цветов и уверяет, что «на каждом листе душок умещается». Это несчастье не минует и слуг — так, Прасковью, горничную Радотовой, не может понять даже ее собственный жених Теф. На его вопрос, откуда у нее «слова такие отборные», она отвечает, что в их доме «у всякого язык свой» и все «употребляют часто мудреные слова толико, что хотя слышишь, как говорят, но не разумеешь». Все это настолько не нравится матери Радотова, что она угрожает уехать из его дома, где «все пошло на вынтараты» 16.

          Причиной всех этих бед оказывается Протолк, якобы мудрец и волшебник, втершийся в доверие к Радотову обещаниями духовного просветления. Радотов втайне встречается с членами загадочного общества, возглавляемого Протолком и Бебиным, его подручным и сообщником, который тоже говорит «языком невразумительным». Они принимают участие в разного рода эзотерических ритуалах, однако на самом деле преследуют вполне прозаические цели 17 — Протолк и Бебин хотят выманить у Радотова его состояние, Радотов же стремится постичь тайны алхимии, чтобы приобрести «сокровища бесценные»18. Играя на жадности Радотова и на его желании прослыть мудрецом, преступники похищают его собственные деньги вместе с чужими, доверенными Радотову на хранение.
-----------------------------
16 Eкатерина II. Обольщенный, комедия в пяти действиях // Сочинения имп, Екатерины II / Сост. А. Н. Пыпин. СПб., 1901. Д I. Сц. 1, 3; Д П. Сц. 1. 17 Д.1.Сц.1.
18 Д. IV. Сц.1-6. Д. V Сц.1.

86

          Узнав о краже, Радотов одумывается и признается родным: «Я был обольщен наружностями; непрестанно оба [Протолк и Бебин] твердили, принимая их образ мысли, колико надлежит быть добродетельну»19. Он рассказывает, что, подобно другим, сперва «был влеком любопытством <...> потом самолюбие мое находило удовольствие отличиться, инако думать, как домашние, как знакомые». Ему было лестно общаться с людьми, которые, по его мнению, «наполнены знанием, просвещением. Люди, вышедшие из числа обыкновенных, и во всем вышней степени, а паче всего — добродетельны». Радотову «легковерие льстило: авось-либо увижу, услышу то, что почитают за невозможное»20.

       Несмотря на все перипетии, «Обольщенный» (как и полагается классической комедии) заканчивается счастливо — Протолка, Бебина и их сообщников арестовывают, а украденные деньги возвращают Радотову. Дочь и племянница Радотова, которых он хотел было выдать за двух мошенников, воссоединяются со своими возлюбленными. Под занавес Бритягин, шурин Радотова и резонер, формулирует мораль пьесы: «По умствованию каждого века следующие за ним о нем судят... Вообще столетиям похвалы приписывают одним тем, кои не бредом, но здравым рассудком от прочих отличались... Надзирание, бесспорно, в руках начальства. Благодарить мы должны провидение, что живем в такое время, где кроткие способы избираются к исправлению»21

     Лейтмотивом «Обольщенного» оказывается тема наваждения, овладевающего Радотовыми и заставляющего их предпочитать видимое действительному. Они заимствуют только атрибуты красоты, мудрости и добродетели и надеются таким образом стать красивыми, добродетельными и мудрыми. Племянница Радотова София, стремясь приобрести великосветский лоск, одевается по последней парижской моде и подражает французским манерам; но так как она лишена природного изящества, ее попытки «офранцузиться» вызывают только смех. Болезненное увлечение «наружностями», свойственное разным персонажам пьесы, свидетельствует только об отсутствии у них внутренних достоинств.

           Именно поэтому Екатерина ополчается против масонства, которое она ставит в один ряд с парижской модой. Принадлежность к ордену помогает его членам казаться мудрыми и добродетельными, тогда как на самом деле масоны нисколько не превосходят добродетелью всех остальных. Пример Радотова демонстрирует суетность и безнравственность масонских ритуалов. Масонская ложа — это место, где братья, прикрываясь вывеской благочестия, предаются самым низменным порокам. Объединяет масонов не любовь к добру и не стремление укрепить распадающиеся связи человечества, как утверждают сами вольные каменщики, а тщеславие, жадность, глупость и обжорство. Заблуждение Радотова намного опаснее, чем галломания Софии, — оно заставляет его забыть об общественном и семейном долге и поэтому угрожает катастрофой его близким.

-----------------------------------
19 Д. V Сц.8
20 Д. V Сц. 2,13.
21 Д. V Сц. 15. Отточия в оригинале.

87

          Образ масонства в «Обольщенном» существенно отличается от того, что было раньше. Екатерина видит в масонах не прислужников дьявола, злоумышляющих против православной церкви, а хитроумных мошенников, выманивающих деньги у состоятельных глупцов. В таком взгляде на орден императрица не была одинока, однако он представлен главным образом именно в ее сочинениях. Кроме «Обольщенного» Екатерина написала в 1780-х гг. еще две антимасонские пьесы — «Обманщика», самую раннюю из трех комедий, впервые представленную 4 января 1786 г., и «Шамана сибирского», вышедшего на подмостки 24 сентября 22. Представлением «Обманщика» ознаменовалось возобновление драматургического творчества императрицы после двенадцатилетнего перерыва.

          Все три антимасонские комедии Екатерины варьируют одну сюжетную схему — мошенник подчиняет себе состоятельную семью (или по крайней мере хозяина дома), утверждая, что владеет тайным знанием. В «Обманщике» проходимец по имени Калифалкжерстон, выдающий себя за великого целителя, алхимика и колдуна, пытается различными уловками выманить деньги и драгоценности у семьи Самблиных. В «Шамане сибирском» шаман по имени Амбан-Лай, прибывший из Иркутска в Петербург вместе с семьей Бобиных, приобретает славу могущественного провидца. Обе пьесы заканчиваются хорошо — Калифалкжерстона вместе с его сообщницей ловят, когда они пытаются спрятать украденные деньги, а Амбан-Лая арестовывают за то, что «он у какой-то купеческой вдовы выманил денег и обещал ей показать мужа наяву, и для того приводил к ней <...> нарочно наряженных бородачей, коих она, испугавшись, приняла за мертвого сожителя»23.

          Хотя постановки и публикации пьес императрицы были анонимны, отзывы современной печати не оставляют сомнений, что авторство Екатерины ни для кого не было тайной. В еженедельнике «Зеркало света» 9 февраля 1786 г. появилась рецензия на «Обманщика», в которой говорилось: «публика, видев оное на театре несколько раз, беспрестанными восклицаниями и непрерывным рукоплесканием утвердила его достоинство». Рецензент приветствует публикацию «Обманщика», которая якобы не только донесет до провинциальных жителей высочайшее нравоучение, но и позволит им насладиться «духом великого Молиерао, пронизывающим всю пьесу 24.
----------------------------------
22 См.: Cемека А.В. Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства//Журнал министерства народного просвещения. 1902. Ч. 39, № 2. С. 343-400.
23 Д.V Явл.2.
24 Зеркало света. 1786,. Ч. 1, № 1,9 фев. С. 13-15. Курсив в оригинале.

88

         Многочисленные похвалы тому же «Обманщику» и его автору рассыпаны по февральским и мартовским книжкам «Растущего винограда». В «Писме к сочинителю комедии Обманщика» говорится, что эта пьеса помогает разрушить «те удивительные и волшебные здания, кои пышными словами сооружаются». Автор признает, что найдутся люди, которые не согласятся с главной мыслью комедии и будут отстаивать благочестивость масонских собраний. Но такой человек «привязывает к оному [заключению] тщеславие осудительное, или, что и того хуже, а часто бывает, свое токмо добро тогда разумеет». И наконец, рецензент апеллирует к русскому национальному характеру: «Таковые затеи хороши в народе столь проницательном, каков есть французский. Там магнитом всех лечить можно; слухами сообщаться и предсказывать будущее: а нймробятсгм простым понятно должно быть только то, что рассудок ясным представляет. Отцы наши правила сего держались, и я не знаю, как другие, а я предков своих стыдиться притчины не имею»25.

         В подражание «Обманщику» была написана пятиактная пьеса Н. Ф. Эмина «Мнимый мудрец», впервые представленная на петербургском театре в 1785 г.26 Действие этой пьесы происходит в доме Легковера и Легковеры. Их обольщает мошенник Хитроум, утверждающий, будто его тайные знания способны научить их мудрости и общению с духами. Легковерами движут вполне прозаические побуждения — глава семьи хочет «богатства и чинов», его супруга мечтает стать «помоложе и прекраснее» и оба они стремятся выглядеть учеными в глазах «просвещенного света». Своеобычным образом понимает духовность и Хитроум. «Деньги, — признается он в минуту откровенности, — душа мира». Относительно антимасонского характера «Мнимого мудреца» не остается никаких сомнений — один из героев говорит, что достичь просветления — значит «обработать свой камень», истинный мудрец «сглаживает и уравнивает лопаткою глубочайших сведений поры сердца». Наконец, Хитроум упражняется в «науке самопознания», используя при этом «циркуль и молот»27.
----------------------------------
25 Растущий виноград. 1786, Фев. С. 1 -6. Курсив в оригинале.
26 Всеволодский-Гернгросс В. История русского драматического театра. М.; Л., 1977. Т. 1. С. 452; Мнимый мудрец: Комедия в пяти действиях. СПб., 1786.
27 Там же. С. 3,8-10,22,27,52.

89


МАРТИНИСТЫ


          В другом своем сатирическом сочинении, «Общества незнающих ежедневной записке», опубликованной в 1783 г. в «Собеседнике любителей российского слова»28, Екатерина показывает, что участники всякого рода собраний заняты только бессмысленной болтовней. Члены общества для вящего блеска называют себя «Ignoranti Bambinelli», не задумываясь даже о значении этих слов («неразумные дети»). Их деятельность (о которой читатель узнает из вымышленных протоколов) сводится к бессодержательным спорам на незначительные и малопонятные темы: мнения членов вносятся в общество, обсуждаются, пересылаются между двумя его палатами, затем отбрасываются или забываются.

         Так, оживленную дискуссию между членами разных палат вызывает вопрос о значении слова «Пифик». Одни связывают его с естественными науками, другие утверждают, что «Пифик рожден выдумкою тогда, когда, кому, кто, ближней представляется в завистливом виде», третьи производят от «пик», иноземного войска, обыкновенно воюющего с «бубнами», «червями» и «жлудями»29. Вопрос так и остается нерешенным, хотя, чтобы получить ответ, достаточно заглянуть в Словарь Академии Российской на слово «мартышка»: «I. Circopithecus. Пифик; обезьяна с длинным хвостом, с голыми задними мозолями и с защечными мешочками. Зеленая мартышка» 30.

         Почему Екатерина выбирает обезьяну в качестве темы для обсуждения в «обществе незнающих» и как связана эта странная тема с масонами? Случайно, на первый взгляд, выбранное слово имеет особый смысл и не единственный раз встречается в антимасонских текстах Екатерины. В самом начале «Домовой записки о заразе новомодной ереси и о средствах изцеляющих от оной», опубликованной анонимно в июльском номере «Растущего винограда» за 1786 г., читаем: «Известно, что проявились на Руси новые еретики, Мартыны или Мартышки, как их называют не помню; а знаю то, что ересь их прилипчива и множество правоверных ею заразились. Я сам шатаясь по белу свету чуть не попал в нее, как сом в верыду, если б не спас меня мой доктор, который, не запуская болезни вдаль, на силу выбил из меня дурь сию разными целительными средствами»31.

         Причиной опасной болезни рассказчик считает книгу «об истиннах и заблуждениях» (siс!), над которой он «ломал голову без пощады» в тщетных попытках извлечь из нее хоть какой-нибудь смысл. Самого рассказчика в лихорадочном состоянии, с остекленевшими глазами и пеной у рта нашел и спас врач, который, вовремя увидев опасную книгу, немедленно выкинул ее в окно. Курс лечения, назначенный пациенту, состоял из пяти лекарств.
-----------------------------
28 См.: Сочинения императрицы Екатерины II. Т. 5. С. 186-243; Екатерина II. Сочинения /Под ред. В.К. Былинина, М.П. Одесского. М., 1990. С. 517. Примеч. 2.
29 Сочинения императрицы Екатерины II, С. 213-214. Курсив в оригинале.
30 Словарь Академии Российской. СПб., 1793. Ч. 4. Стлб. 48. Курсив в оригинале.
31 Растущий виноград. 1786, Июль. С. III.

90

Сначала, в течение 16 дней, он принимал «прохладительное» — ему предписывалось «быть с женой, с детьми, с приятелями и заниматься иногда невинными забавами», то есть всем тем, что ранее было оставлено ради «странных сих. Мартынов или Мартышек». Затем следовала прививка «омерзительного» — «4 унца с половиною врак Платоновых, 6 унцов и 1/4 бредней Аполониуса, 10 унцов глупостей жидовской кабалы и две полных дозы сумозбродничеств славнаго сапожника и филозофа Якоба Бема»32. Чтение «Обманщика» и «Обольщенного» составляло третье лекарство — «вразумительное»: пациент должен был узнать себя и таких же, как он, в Самблине и Радотове и посмеяться над своей глупостью. Для действия «крепительного» больной заучивал наизусть десять заповедей, которые и так содержат «карыучшую филозофию; научая нас быть честными и полезными обществу, следовательно, и угодными нашему Создателю». Наконец, последнее «курительное» средство готовил сам доктор: сочинения Сведенборга, «О заблуждениях и истине» и другие «еретическия книги» были брошены им в печь, и дым от них должен был буквально «окурить» поправляющегося пациента также, как «модныя женщины от истерики окуриваются перьями». Далее совершенно излеченный и обезопасивший себя от будущих приступов болезни рассказчик советовал всем до сих пор зараженным следовать тем же предписаниям и обратиться к врачу, которого легко найти «во всяком городе и деревне в урочище здравого рассудка»33.

         Последователи этой странной «ереси» обязаны своим названием, конечно, не обезьянам, а Луи Клоду де Сен-Мартену, французскому теософу, автору трактата «О заблуждениях и истине, или воззвание человеческого рода к всеобщему началу знания» (1775), в котором Екатерина видела основной источник заразы, охватившей Россию. Трактат, сочетавший в себе христианский мистицизм, философию Якоба Бёме, каббалистическую нумерологию и масонские идеалы, появился в России еще до 1780 г. и немедленно приобрел огромную популярность 34. Уже в 1785 г. в «Московских ведомостях» публикуется пространный анонс русского перевода книги, «сделавшей эпоху в философической истории новейших времен», с настойчивой рекомендацией ее «любезным нашим соотечественникам»35.
-------------------------------
32 Под «бреднями Аполониуса», скорее всего, имеются в виду сочинения неопифагорейца и мистика Аполлония Тианского (род. около 4 г. до н. э.).
33 Растущий виноград. 1786, Июль. С. IV-VII. Курсив в оригинале.
34 [Tукалевский В.] Из истории философских направлений в русском обществе XVIII века // Журнал министерства народного просвещения. 1911.
4.33, № 5. С. 20-25; Bернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917, С. 1б2-1б3; Записки о масонстве И. П. Елагина // Русский архив. 1864. Кн. 1. С. 94.
35 Московские ведомости. 1785. № 32,19 апр. С. 423-424.

91

Русская версия трактата пользовалась даже большим успехом, чем французский оригинал, и раскупалась на удивление быстро 36, если учесть большой объем книги и чрезвычайную темноту изложения, ощущавшуюся и самыми настойчивыми адептами тайных учений. Так, И. П. Елагин вспоминает, что к нему за помощью в истолковании книги обратился масон гр. Н. И. Панин, «подобно многим, сокровенного в книге сей смысла не понимая, и того ради не могши ни добраго, ни худаго сделать об ней заключения»37. Те же, кто не захотел или не смог понять смысл трактата, объявили его либо «нелепым вздором и дурачеством», либо «скрытной иезуитской системой», опасной для государства и его правителей, или же, наконец, делом рук «иллюминатов» 38. Скептически настроенный лейб-медик Екатерины X. М. Вейкард писал доктору Циммерманну в феврале 1786 г. о князе Н. В. Репнине и других поклрнниках «О заблуждениях и истине»; «Они говорят, что только невежды не могут понять его; но не добрые дворяне. Они не понимают, что это глупость»39.

          Не было согласия и в вопросе о том, кто такие мартинисты. Хотя в конце концов это слово закрепилось за кружком московских масонов, который возглавлял Новиков, в 1770-х и в начале 1780-х гг. оно не было связано с каким-то определенным сообществом. Слово «мартинист» вообще использовалось для осмеяния противников и имело полупрезрительный и даже оскорбительный оттенок  40. Неясны и отношения между мартинистами и масонами. Последователи двух различных учений смешались в общественном сознании 1780-х гг., и образ мартиниста постоянно фигурировал в пьесах и статьях, обличавших плутовство и мошенничество масонов. В марте 1786 г., например, в «Растущем винограде» было напечатано «Краткое описание жизни первейшаго основателя секты Мартинистов, Постелла», чрезвычайно одаренного человека, который «сделал много чести наукам; однако многое чтение и смотрение на планеты совратили его с прямаго разума», от чего он сделался «сумасбродным любовником» и обманщиком  41. В первой сцене «Обманщика» горничная Марья говорит посетителю, что ее господин тайно встречается с какими-то странными людьми: «Миф... миш... мид... мыть... мяр... март... марты... чуть не сказала с мартышками. Не могу вспомнить». «Ха-ха-ха! — смеется тот. — Что за мартышки? Обезьяны переимчивы, они же и кривляки. Что за люди?.. кривляются, что ли?»42

----------------------------------
36 См.: Лонгинов М. Н. Указ. соч. С. 243—244.
37 Елагин И. П. Указ. соч. С. 95.
38 Там же. С. 94; Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 130,1б2-1б3,170. Курсив в оригинале.
39 Marcard H. M. Zimmermann's VerhKltnisse mit der Kayserin Catharina II. undmit dem Herrn Weikard. Bremen, 1803. S. 134-135.
40 Gareth J. W. Nikolay Novikov, Enlightener of Russia Cambridge, 1984. P. 208.
41 Растущий виноград. 1786. Март. С. 6-13.
42 Д 1.Сц.1.

92

          Князь П. Д. Цицианов, присутствовавший на одном из первых представлений «Обманщика», писал о пьесе своему другу В. Н. Зиновьеву: «Она состоит в осмеянии тех, кои верят шарлатанам и паче верили Калиостру; касается несколько сект «Мартинистов», кои говорят с духами и здесь в великой славе» 43. В следующем письме Цицианов пространно отвечает на расспросы Зиновьева об этой таинственной и возбуждающей столько разговоров «секте»: «Большая часть людей повредилась здесь на одной секте, которую называют «Секта Мартинистов». В чем же с-остоит, это все ханжество взяли они за маску, читают священныя книги, самью древния, кажутся быть прилепленными к Богу (в чем однакож сомневаюсь, видя, что образ их жизни, их поведение и дела их не согласуются с истинною, почитающею Божию премудрость, Его благость и Его о нас попечение родительское), потом кажутся отчуждающимися от сего мира и занимающим<и>ся духами, одним словом больше нежели платонисты. Tout est spirituel. Книги, т. е., «Des erreurs et de la vrite», и «Les merveilles du ciel et de l'enfer» почитаются ими за предводителей им любезных, их коих первая и порусски переведена, да я понимать не мог, не будучи просвещен, т. е. масон. <...> Она (т. е. первая книга) тебе должна быть известна, для того, что и там, я чай, в моде. <...> Что же эти Мартинисты здесь делают, под маской сей набожности, обманывающей глупцов? Также развратную жизнь ведут, как и другие, менее по наружности набожные; также с женами разводятся; также любовниц при своих женах содержат; также бедных угнетают, также бессильных грабят и также могут почитаться бичами рода человеческаго. И так я должен заключить: или сия секта есть произведение плутовства и злаго разума, для корысти прикрываемая благочестием, или доброе намерение, во зло употребляемое. Вот все, что я о Мартинистах сказать хотел. Не спорю, может быть я ошибаюсь, однакож я предметом благочестия принимаю добрыя правила и чистую совесть»44.

        Письмо Цицианова представляет собой важнейшее свидетельство общественной репутации так называемых мартинистов. Главная их черта — лицемерие в словах и поступках. Они утверждают свою причастность миру духов и отрешенность от мирской суеты, они якобы погружены в священные эзотерические тексты и необыкновенно благочестивы. Но все это пустые жесты и красивые слова, только прикрывающие безнравственное поведение мартинистов. Запугать и обмануть им удается только наивных и экзальтированных членов собственной секты, которые верят в маскарад, придуманный Калиостро и подобными ему шарлатанами.
-----------------------------
43 Письма князя П. Д Цицианова к В. Н. Зиновьеву // Русский архив. 1872. Кн.2.Стлб.211З.
44 Там же. Стлб. 2119-2121.

93

            Отношение к мартинистам и масонам меняется после начала Великой французской революции. В России за французскими событиями пристально следили по сообщениям в «Санкт-Петербургских новостях» и «Московских новостях». Издатели едва успевали удовлетворить растущую потребность общества в политических известиях: тираж «Санкт-Петербургских новостей» между 1787 и 1790 гг. вырос с 970 до 2 тыс. экземпляров; тираж «Московских новостей» достиг 4 тыс. экземпляров. Книгопродавцы также старались удовлетворить любопытство читающей публики, и в Россию хлынул поток книг и брошюр о революции. Везде — при дворе, в салонах и домах знати, в политических кружках говорили только о ней 45. Мнения разделились; с одной стороны, революция вызвала необыкновенный энтузиазм — не столько из-за социальных и политических перемен (смысл которых был не до конца ясен), сколько из-за возникновения нового и яркого культурного стиля. Привыкнув перенимать парижскую моду, русское столичное дворянство с жадностью схватилось за «революционную» манеру одеваться, особенный язык, песни и выражения. Издания вроде «Магазина английских, французских и немецких новых мод...» рассказывали читателям о новинках французских портных и о «новейшем образе жизни» во Франции. В двух крупнейших столичных газетах рекламировались новые наряды 46. Увлечение материальной стороной революционной культуры оказалось настолько сильным и долгосрочным, что еще в октябре 1792 г. дамы в Московском Благородном собрании щеголяли в «красных Якобинских шапках»47.

           С другой стороны, одновременно с модой на революцию в обществе появились первые признаки страха перед нею. С рекламой французских нарядов в книгах и газетах соседствовали описания кровавых убийств и господствовавшей во Франции разрухи. Русская публика регулярно и с удовольствием читала страшные истории о «губительных следствиях французского безначалия» — обыкновенно это были письма из французских провинций, в кото- рых подробно описывались поджоги замков французской знати и рассказывалось о непрерывной череде преступлений, утопивших Францию в крови. Весной 1790 г. «Санкт-Петербургские ведомости» так писали о положении во Франции: «...одна часть подданных его величества истребляет другую самыми зверскими терзаниями и убийствами. Чернь в областях свирепствует»48.
---------------------------
45 Штранге М. М. Русское общество и французская революция, 1789-1794. М, 1956. С. 47-88.
46 Там же. С. 101-103.
47 Московския письма в последние годы екатерининскаго царствования // Русский архив. Кн. 3.1876. С. 277-278; Из записок Д П. Рунича // Русская старина. 1901. Т. 110, янв. С. 53-54.

48 Санкт-Петербургские ведомости. 1790. № 16. С. 247; № 20. С. 315. Цит. по: Штранге М. М. Указ. соч. С. 49-51.
94

           Вскоре после начала беспорядков вина за них была возложена на многочисленные общества, политические клубы и особенно масонские ложи. Это не удивительно — в Европе уже давно с подозрением относились к масонам. Орден объединял людей разного вероисповедания и использовал в своих таинствах христианскую символику, поэтому его деятельность, как уже было сказано, традиционно воспринималась как прямой вызов авторитету церкви, гарантирующему устойчивость общественного порядка. Во Франции же масоны еще и потому ассоциировались с антиклерикальными настроениями, что сами священники яростно доказывали связь ордена с протестантами, якобы намеревавшимися с его помощью уничтожить католическую церковь 49. Идея о том, что масонство представляет собой часть большого протестантского заговора, возникла из популярного в Европе мифа, согласно которому первые ложи были созданы во время английской революции XVII в. по указанию Кромвеля. Благодаря этой легенде масонство в европейском общественном сознании ассоциировалось не только с протестантизмом, но и с революцией, с доктринами конституционного и республиканского правления. Таким образом, убеждение в том, что масонский орден — на самом деле революционное общество, возникает за несколько десятков лет до Французской революции 50. После 1789 г. прежние антимасонские мифы используются противниками революции для построения новой теории всемирного заговора, объединяющего масонов с якобинцами, мартинистами, иллюминатами, партией «философов» и розенкрейцерами. Эта теория была детально разработана в книге аббата О. Баррюэля «Памятные записки к истории якобинства» (1797), которую Дж. Роберте называет «Библией конспирологических мифов и источником всех последущих антимасонских сочинений»51.

            Слухи о причастности масонов к организации беспорядков во Франции еще до конца 1789 г. распространились по всей Европе, и особенно в Германии и землях Габсбургов — там с середины 1780-х гг. масоны подозревались в содействии политическим преступникам 52. В августе 1790 г. один венский сановник, по его собственным словам, готов был представить императору
-------------------------------
49 Roberts J. М. Ор. сit. Р. 168-174.
50 Jacob М. С. Ор. сit. Р. 23-32.
51 Roberts J. М. Ор. сit. Р. 193.
52 Roberts J. М. Ор. сit. Р. 210-211.

95

доказательства того, что «колесо злодеяний и мятежей в Европе было раскручено братством масонов». В октябре того же года гамбургский «Politisches Journal» рассказал о «Club de Propagande», члены которого собираются «в манере масонов» дважды в неделю с тем, чтобы «распространить революцию по всей Европе»53. Это сообщение не должно было стать неожиданностью для русских властей, которые еще весной 1790 г. начали с возрастающим беспокойством наблюдать за деятельностью парижского клуба, намеревавшегося спровоцировать революционные перевороты в остальных странах Европы; уже в следующем году русские газеты объявляют «якобинский клуб» главным источником существующего зла 54. Князь Н. Н. Трубецкой тогда же с возмущением читает в «Mercure de France» «рецентию» на новый французский журнал «Bouche de fer», редакторы которого, «приписывая себе основания мерзской революции во Франции <...>, выдают себя за масонов»55. Примерно тридцать лет спустя А М. Тургенев вспоминал, что в ту пору в обществе ходил слух об объединении якобинцев и масонов с целью отравить русскую императрицу. Этот слух достиг самых отдаленных уголков России, где его обсуждали повсеместно — «в беседах, на торгах, словом во всех собраниях»56.

           Однако какую бы роль ни сыграла революция в истории общественного восприятия масонов и мартинистов, члены тайных обществ еще до 1789 г. возбуждали острые политические подозрения. Фридрих Тиман, влиятельный масон, друг Лафатера и Сен-Мартена, посетивший в марте 1786 г. Санкт-Петербург, писал оттуда другому масону, Жану-Батисту Виллермоцу, что русских мартинистов (их было, по его оценкам, более трех тысяч) «обвиняют в следовании принципам Кромвеля и подготовке революции»57. Свидетельство Тимана весьма интересно, однако достоверность его оценить сложно, особенно учитывая преувеличенное внимание русских мартинистов к его персоне. Вернее было бы предположить, что вплоть до начала революции, ужаснувшей всю Европу, русское общество видело в мартинистах хоть и достойных презрения, но безвредных лжедуховидцев, а не опасных заговорщиков.
------------------------------
53 Bieberstein J. R. von. Die These von der freimaurerischen Verschworung// Freimaurer und Geheimbunde im 18. Jahrhundert in Mitteleuropa / Ed. H.Reinaltcr. Frankfurt a. M., l983. S. 85,93; Roberts J. M. Op.cit.P. 210.
54 Штранге М. М. Указ. соч. С. 78,96-97.
55 Барсков Я. Л. Переписка московских масонов XVIII века, 1780—1792 гг.Пг., 1915. С. 104; Kate G. The «Cercle Social», the Girondins, and the French Revolution. Princeton, 1985. P. 89-92; roberts J. M. Op. cit. P. 159-160.
56 Записки А. М. Тургенева // Русская старина. 1887, январь. Т. 53. С. 88.
57 Faivre A. Friedrich Tieman und seine deutschen und russischen Freunde //Beforderer dcr Aufklarung in Mittel- und Osteuropa: Freimaurer, Gesellschaften, Clubs/ Ed. E. H. Balazs et al. Berlin, 1979. S. 299.

96

О сдвиге в общественном восприятии мартинистов свидетельствует скандал вокруг «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева, опубликованного в мае 1790 г. Несмотря даже на то, что Радищев открыто издевается над мартинистами, представляя их строгими и бесчувственными аскетами, которые предпочтут похоронить себя «в еврейских или арабских буквах, в цифири или египетских иероглифах», чем «ночь просидеть с пригоженькою девочкою и уснуть <...> в объятьях ее», Екатерина по прочтении «Путешествия...» называет автора мартинистом уже в новом смысле слова: «сочинитель оной [книги] наполнен и заражен французским заблуждением, ищет всячески и выищивает все возможное к умалению почтения к власти и властям, к приведению народа в негодование против начальников и начальства. Он же едва ли не мартинист; или чево подобное»58.

         Екатерина была не одинока в своих подозрениях. Так, в октябре 1790 г. И. В. Лопухин писал А. М. Кутузову, близкому другу Радищева, находившемуся по масонским делам в Берлине: «Здесь об нем говорят, что он мартинист, а всио смешивая — и мартинистов, и иллюминатов, и масонов; рады на них горы взвалять. А я не знаю, был ли он когда и масон <...>. Не знаю, есть ли здесь иллюминаты. <...>, О мартинистах же совсем не знаю, существует ли такое обществ? по учреждению. Уверяют только, что поступок Радищева основан на антихристиянстве, которое совсем противно истинному масонству». Идея о принадлежности Радищева к обществу мартинистов могла показаться Кутузову нелепой — сам будучи одним из почитателей Сен-Мартена, он прекрасно знал, что Радищев открыто критиковал сочинения французского философа 59. Однако Кутузов отвечал из Берлина: «Неудивительно мне, что несчастного моего друга называют мартинистом, ибо сие имя дают каждому без всякого разбора; да и как сему быть иначе, когда ни о чем ни размышляют, даже и самое слово мартинист есть по сие время загадка, которую они не решили»60.

         В письме к масону князю Н. Н. Трубецкому Кутузов пишет, что доискиваться, кто же такие мартинисты, — все равно что выяснять, «как назывался и каких свойств был тот страшный исполин, против которого храбрый витязь Дон-Кишот сражался так нещастливо». Он признает, что хотя так называемые мартинисты обязаны именем своим Сен-Мартену, несправедливо раскритикованному «господами просветителями», их идеи не исчерпываются его учением. «Кратко сказать, — продолжает Кутузов,
------------------------------
58 Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Под ред. В. А. Западова. СПб., 1992. С. 30; Полное собрание сочинений А. Н. Радищева / Под ред. В. В. Каллаша. М., 1907. Т. 2. С. 301.
59 Барсков Я. Л. Указ. соч. С. 15.
60 Там же. С. 22.

97

неожиданно становясь сам на позиции мартинистов, — каждая земля имеет ныне своих мартинистов, а сии суть не что иное, как люди, старающиеся, уединясь от шумных и безполезных бесед, приводить в совершенство свойствы, Творцом в них впечатленныя, и, презря мечтательность и суету, приближаются к цели истиннаго человека. Все ли так именумые мартинисты суть на истинном пути, сие составляет другой вопрос, о котором однако ж шумящие ветреники не хотят, да и не в состоянии размышлять. Отрицай Бога, обманывай искусно, шути остроумно, разоряй своего ближняго, клевещи и злословь, совращай юных безопытных девиц — и будешь в глазах их добрым и безопасным гражданином; но воздерживайся от всех сих модных качеств, — неотменно заслужишь имя мартиниста или преопаснейшаго человека в обществе»61.


ВРАГИ НАРОДА


         В 1792 г. Н. И. Новиков, пользовавшийся репутацией главного мартиниста России, был, как и полагается «преопаснейшему человеку в обществе», арестован и заключен в тюрьму. Арест Новикова совпал с запретом деятельности ордена в России. Ложи были открыты вновь уже во время павловского царствования и затем пережили краткий расцвет при Александре I.

          В первую четверть XIX в. миф о масонском заговоре против российского народа и государства кристаллизуется окончательно. Яркий пример тому — история М. М. Сперанского. 17 марта 1812 г. Сперанский, занимавший пост государственного секретаря и пользовавшийся доверием императора, был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород. По словам самого Александра, пойти на эту жертву его заставили усиливавшиеся антифранцузские настроения в обществе 62.

            Как показал А Л. Зорин, связь между галло- и масонофобией отчетливо прослеживается со времен возникновения первых масонских обществ в России 63. В 1806-1807 гг. она усиливается, во-первых, из-за растущего напряжения во франко-русских отношениях, и во-вторых, благодаря публикации на русском языке двух ключевых антимасонских текстов: «Волтерианцы, или История о якобинцах, открывающая все противу христианские злоумышления и таинства
--------------------------------
61 Там же. С. 96-97.
62 Корф М. А, Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 2, С. 25.
63 См.: Зорин А. Л. Образ врага. Ода В. П. Петрова «На заключение с Оттоманскою Портою мира» и возникновение мифологии всемирного заговора против России // Зорин А. Л. «Кормя двуглавого орла...»: Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети ХХ века. М.: НЛО, 2001.

98

масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы» О.Баррюэля (дважды печатался отдельными изданиями в Москве в период с 1805 по 1809 г.) и «Доказательства заговора против всех религий и правительств» Д. Робайсона в «Московских ученых ведомостях» в 1806 г. Францию все чаще обвиняют в том, что она стремится повсюду, особенно в России, разрушить Богом данный порядок и для этого поощряет различные тайные общества — в том числе иллюминатов, мартинистов и масонов 64. Точно так же и Сперанского скоро начинают подозревать не только в лоббировании французских интересов, но и в связях с масонскими обществами. В доносах, посланных в 1812 г. Александру, Сперанский прямо обвиняется в государственной измене и в том, что якобы возглавляет российские общества иллюминатов и мартинистов. Такого рода слухи приобретают фантастические очертания: говорят даже о том, что Сперанский продал Россию и царя за золото и бриллианты и занимается черной магией. Здесь новейшие мифы о масонском заговоре против установленного миропорядка смешиваются с традиционными представлениями о связи масонов с нечистой силой.

           Итак, несмотря даже на особое расположение императора, Сперанский пал жертвой галлофобии и слепого страха перед тайными врагами России. Страх этот не исчез даже после победы над Наполеоном и сопровождал императора до конца жизни. И восстания в Испании и Италии, и бунт Семеновского полка Александр считал делом рук всеевропейского революционного заговора. Это объясняется, прежде всего, огромным влиянием, которое оказал на русского царя австрийский канцлер Клеменс фон Меттерних, полагавший, что в Европе происходит манихейская битва установленной Богом законной власти и атеистического радикализма, угрожающего общественному равновесию. В 1820 г. в письме к российскому императору Меттерних прямо говорит о том, что вина за беспорядки в Европе лежит главным образом на тайных обществах. В том же году в частной беседе с Александром на конгрессе в Троппау канцлер еще раз выражает свою тревогу по поводу деятельности масонов в России и убеждает Александра принять против них самые жесткие меры 65.

         Призывы к борьбе с орденом Александр слышит и по возвращении в Россию. Удивительно, но едва ли не самым ярым борцом против масонского движения становится один из его лидеров — генерал-лейтенант Е.А Кушелев, избранный в 1820 г. Великим Наместным мастером Великой ложи Астрея. Старый масон, воспитанный в представлениях прошедшего века, высказывает
-----------------------------
64 Об отставке Сперанского см.: 3 о р и н А. Л. Враг народа. Опала М. М. Сперанского и мифология измены в общественном и литературном сознании 1809-1812 годов // Зорин А. Л. «Кормя двуглавого орла»
65 Hartley J.M. Alexander I. L., 1994. Р. 149-154.

99

серьезные опасения о современном состоянии масонства в ряде записок, адресованных царю. По его мнению, в России и по всей Европе ложи потеряли свое первоначальное высокое назначение и наполнились «духом своеволия, буйства и совершенного безначалия». Необходимо или вернуть их к прежней не политической основе и учредить государственный надзор над ними, или расформировать и впредь запретить. Так или иначе, эта проблема требует быстрого разрешения, иначе придется пожинать «горькие плоды, ко вреду христианския веры, самодержца и всего государства его»66.

          Александр, по-видимому, счел нужным прислушаться к предупреждениям Кушелева и 1 августа 1822 г. повелел запретить все ложи на территории Российской империи. В течение нескольких недель российское масонство как организованное движение исчезло и смогло возродиться только в начале следующего века. Однако даже после того, как ложи прекратили свою деятельность, страх перед ними еще оставался 67.

            Девять лет спустя Николай I получил два доноса на масонов. Автор одного — «О Иллуменатстве в 1831 году», князь А. Б. Голицын, в пространной форме доказывал, что все ключевые посты в правительстве сосредоточены в руках иллюминатов, за спиной которых стоит Сперанский 68. Другой донос, написанный М. Л. Магницким, состоял из нескольких писем к императору и был представлен ему в феврале того же года. Магницкий служил по ведомству иностранных дел в Париже и Вене, какое-то время состоял в подчинении у Сперанского и затем стал гражданским губернатором Симбирска. В крайне эмоциональных выражениях он предупреждает Николая о грозящих России опасностях. Первое письмо посвящено «всемирному заговору против олтарей и тронов», особую роль в котором играют, по мнению Магницкого, масоны и иллюминаты. Однако именно Россия способна остановить распространение опасной заразы, ибо только она «страшна [масонам] силою физическою, духом <...> истинной и несокрушимой религии, преданностью к <...> самодержцам, искреннею, сердечною, святою, потому что она основана на вере, на чувстве, на тысячелетнем предании любви народной». В следующем письме Магницкий называет главой российских иллюминатов Сперанского, а центром мирового заговора — Лондон, «где иллюминаты даже учредили университет без
----------------------------
66 Уничтожение масонских лож в России в 1822 г. // Русская старина. 1877. Т. 18, март. С. 479,644.
67 Там же. 1877. Апр. С. 650-652.
68 Дудаков С. Ю. История одного мифа. Очерки русской литературы XIX—XX вв. М;, 1993. С. 56-57; Гордин Я. А. Мистики и охранители. Дело о масонском заговоре. СПб., 1999.

100

преподавания христианской теологии, но зато с обучением „жидов"»69. Этой последней теме целиком посвящено еще одно письмо. Магницкий доказывает, что в заговоре против человечества участвуют не только масоны, но и евреи. Современные христиане, уже не читающие на иврите, даже не подозревают, что в сообществе с масонами евреи издают «под видом книг молитвенных разные возмутительныя против народов и правительств христианских» сочинения 70.

         В письмах Магницкого впервые появляется концепт «жидомасонства», породивший впоследствии «Протоколы сионских мудрецов». Долгое время принято было считать, что идеологические основы теории жидомасонского заговора были заимствованы в XIX в. из Франции. Теперь, благодаря пионерской работе С. Ю. Дудакова, мы знаем, что корни ее следует искать в отечественной истории. Масонофобия имеет .задние традиции в России, и это лишний раз подтверждает сильную склонность русского общества к параноидальному мышлению. Собственно, события последних десяти с лишним лет показывают, что ресурсы ксенофобии в России исчерпаны не до конца.

--------------------------
69 Дудаков С. Ю. Указ. соч. С. 57—58. См.: Шильдер Н. К.Два доноса в 1831 году // Русская старина. 1899. Т. 97, янв. С. 68,80, 87.
70 Шильдер Н. К. Указ. соч. С. 87.

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир