Безумие
На следующих страницах:
М. Эпштейн.
Методы безумия и безумие метода.
А.
Маслов. Опьяненные безумием
В. Одоевский. Кто
сумасшедшие?
А. А. Грицанов
Безумие
История философии. Энциклопедия.
Минск, 2002, с.90-91
Понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в
контексте выхода книги Фуко "История безумия в классическую эпоху" (1961).
Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует
становление феномена безумия в истории европейского Запада. По мысли Фуко, в конце
средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Безумие и безумец
несли в себе "и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и
смехотворное ничтожество человека". При этом безумие полагалось не только
предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего
труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания.
Гуманизм 16 в.,
который, по мысли А.Арто, "не возвеличил, а умалил человека", предварил эпоху
классицизма, давшую начало новому пониманию безумия 1) безумие становится формой,
соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) безумие превращается в одну
из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь
находясь в пространстве последнего. "Истина безумия", по Фуко, стала "одним из ликов
разума", благодаря которой он обрел "еще большую уверенность в себе". Эпоха
Возрождения выпустила на свободу голоса безумия, сумев усмирить их неистовую силу;
классическая эпоха... заставила безумие умолкнуть. Так, Декарт отметил, что
безумие сродни
сновидению и заблуждению ума во всех его формах. Для 16 в.
He-разум
был некой прямо грозящей опасностью, которая всегда могла... нарушить связь
субъективного восприятия и истины. Со времен Декарта безумие помещено "вне той
неотъемлемо принадлежащей субъекту сферы, где он сохраняет все права на
истину, — т.е. вне той сферы, какой является для классической мысли сам
разум... Если отдельный человек всегда может оказаться безумным, то... мысль
безумной быть не может".
Появляется институт изоляции безумных, медицина применительно к ним
приняла "форму репрессии, принуждения, обязанности добиваться спасения
собственной души". Классическая эпоха, согласно Фуко, уподобила друг другу ряд
самых различных форм девиантного поведения и собственно безумие на основе "общего
знаменателя" неразумия:
"наше научное
и
медицинское познание
безумия имплицитно основывается на сложившемся в эту эпоху этическом опыте неразумия, и
это неоспоримый факт". "Неразумие" выступило своеобычным обобщением осуждаемого,
отрицаемого и тайного опыта, но "на его основе не только сложился такой
социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и
практик, относящихся к безумие, но прошла перестройка всей этической сферы". 19 в.
создал понятие "душевной болезни", десакрализировав безумие: "человек неразумный" был
переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Фуко ставит
проблему: "Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия
в современном мире — такого безумия, которое неизбежно влечет за собой свою
науку, свою медицину, своих врачей и которое целиком поглощается пафосом
душевной болезни". При этом немаловажно и то, что "вся проблематика
безумие" начала
центрироваться на представлениях о "материальности души".
К 19 в. неразумие
начинает интерпретироваться и как "психологическое следствие моральной вины":
"все что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь
естественным возмездием за моральное зло". "Научная" психиатрия 19 в. отныне
становится возможной. По мысли Фуко, весьма значимым в судьбах "научной"
психиатрии оказалось создание психоанализа: "Фрейд вновь стал рассматривать
безумие на уровне его языка, восстанавливая один из центральных элементов опыта,
обреченного позитивизмом на немоту ...он вернул медицинской мысли понятие о
возможности диалога с неразумием... Психоанализ — это вовсе не ответвление
психологии; это возврат к тому самому опыту неразумия, в сокрытии которого,
собственно, и состоит смысл психологии в современном мире". Как отмечает Фуко,
если до 17 в. средой, наиболее благоприятствующей распространению безумия, считалось
богатство и прогресс, то в 19 в. эту роль берет на себя нищета. безумие осмысляется в
рамках социальной морали: оно превращается в стигмат класса, отказавшегося
принять формы буржуазной этики. Безумие утрачивает связь с неразумием. Медицинское и
психологическое понятие сумасшествия становится полностью внеисторическим,
претворяясь в нравственную критику, направленную на все, что способно подорвать
благоденствие и спасение человечества. Согласно Фуко, "представление о сущности
безумия", которое имплицитно перешло от 18 в. к 19 в. таково: 1) Роль изоляции
состоит в том, чтобы свести безумие к его истине. 2) Истина безумия равна ему самому минус
окружающий мир, минус общество, минус все, что идет в разрез с природой. 3) Этой
истиной безумия является сам человек в своей простейшей изначальной неотчуждаемости.
4) Неотчуждаемым началом выступает в человеке единство Природы, Истины и Морали,
иными словами, сам Разум. 5) Исцеляющая сила
Убежища
заключается в том, что оно сводит безумие к истине, которая есть одновременно и
истина безумия, и истина человека, к природе, которая есть одновременно природа
болезни и безмятежная природа мироздания. По Фуко, "отныне всякое объективное
осмысление безумия, всякое познание его, всякая высказанная о нем истина будет
разумом как таковым ... концом отчуждения в сумасшествии". Безумец прежде
выступал Чужим относительно Бытия — человеком-ничто, иллюзией. Теперь он Чужой
относительно себя самого, Отчужденный,
Сумасшедший. Результатом выступает то, что
"все то, что сотавляло неоднозначный,
основополагающий и
конститутивный опыт
безумия", окажется утрачено в "сплетении
теоретических конфликтов, связанных с проблемами
истолкования
различных феноменов безумия". Главный тезис книги Фуко заключается в том, что до
19 в. не было безумия; психиатрия создала психические болезни; современная культура
непреднамеренно создала такой образ психической болезни, в который можно
вглядываться, ища разгадки сущности человека. По мысли Фуко, истина безумия связывает
истину дурных инстинктов человека с его телом. Таковая истина несовместима с
общественными нормами. Излечение безумных становится уделом других людей (ср. у Делеза: "Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару"), а — как
итог — "истина человека" как таковая посредством безумия и тела становится объектом
научного исследования, надзора и управления.
|
|