П.  Сезанн

 

        Европейская живопись XX в. постоянно возвращалась к Сезанну. Может быть потому, что в его опыте как бы явлена сама природа живописи. Ему удалось достигнуть классической самодостаточности живописи, запечатлеть вещи простые и универсальные, подобные вещам природы. Сила его художественной индивидуальности заключена прежде всего в способности  чистого созерцания - той формы видения, которая, по существу, родственна "равнодушной" - в пушкинском смысле - природе.

 

 

 

 

  Кто-то сказал, что "пейзаж - это не только один из наиболее почитаемых жанров Востока, но - мировоззрение".    Виды    горы  Сент-Виктуар   Сезанна  напоминают  о    знаменитой    серии    Хокусая "36 видов горы Фудзи"(1823-1831 гг.). Фудзияма для Хокусая, как и для всех японцев, не просто гора, но божество и одновременно - обитель богов, поэтому Гора присутствует в повседневной жизни не в качестве некоего фона, но как мера всех вещей.

 

 

             

 

 

      "Не существует ни линии, ни формы, - писал Сезанн, - есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой". У многих рисунков Сезанна есть замечательное качество: это органический рост формы, которая строится изнутри, как бы нащупывая свои границы. Причем границы могут оказаться так и не обозначенными, но лишь угадываемыми. Благодаря этому рисунок Сезанна кажется вылепленным из единой пластической массы. Но это не аморфная масса. Это сама природа. "Кажется, что каждая точка картины знает обо всех остальных" (Рильке о Сезанне).

 

      Живопись Сезанна часто сравнивают с живописью Врубеля. Аналогии - на поверхности; прежде всего -мозаичная техника структурирования цвета. Фаворский говорил о "кристаллах" Врубеля: "...отвлеченно можно вообразить себе, что человек или вообще предмет как бы построен из кристаллов и пространство вокруг него строится из отвлеченных невидимых кристаллов такого же строя. Прежде всего предмет получает вертикаль и горизонталь и, как я говорю, приобретает пространственный строй".

 

             

 

      "Врубель работал без обычных у других художников контуров, существование которых в природе отрицал" (Н. А. Прахов). Теоретической "формулой" индивидуального стиля Врубеля была система его академического наставника П. П. Чистякова (по словам самого художника, это была "формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено"). Суть системы Чистякова состояла в следующем. Форма как бы высекается из пространства, определяясь сначала по общим касательным плоскостям, или "планам", а затем по все более мелким, вплоть до исчерпания плоскости в точке. Соответственно, контуру как таковому здесь нет места; то, что разумеют под словом "контур", здесь  представляет собой предельное сокращение касательных плоскостей; таким образом, форма, будучи предметно определена, продолжает сохранять связь с пространством. Идеалом такого аналитического метода было бы моделирование предметно-пространственной связи как совершенной непрерывности; это означало бы, по выражению Чистякова, "дойти до точки".  Изобразительная плоскость ставит на этом пути естественный предел, не мешая означивать саму бесконечность стремления к аналитическому исчерпанию видимой формы. "Врубель как будто попросту оставлял видимыми в рисунке рабочие линии построения, то есть грани, ребра перспективно сокращенных пространственных "планчиков" (как выражались чистяковцы), обычно не доводя их дробления "до точки". Следствием этого у Врубеля было не явление, а исчезновение или, лучше сказать,  ускользание предмета, сокрытие его в лабиринте пространственных интервалов между гранями пространственных планов" 1.

 

           

                                                          ССЫЛКИ 

   

1. Алленов М.М. Этюды цветов Врубеля (1886-1887) // Советское искусствознание-77. М., 1978. Вып. 2. с.200.

   

                                                            * * *

 

В этой статье использованы материалы книги: Даниэль С. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. СПб., 2002.

 

Иллюстрации:  http://vl.by.ru/gallery

                          http://pro.corbis.com 

                           http://abcgallery.com

 

 

 




                                 

 

                                   

 

 

 

                                 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир