Хокусай

 

                                                     

        Уже старым человеком Хокусай писал: "В 6 лет я старался верно передавать формы предметов. В течение полувека я исполнил очень много картин, однако до 70 лет не сделал ничего значительного. В 73 года я изучил строение животных, птиц, насекомых и растений. Поэтому могу сказать, что до 80 лет мое искусство будет непрерывно развиваться, и к 90 годам я смогу проникнуть в самую суть искусства. В 100 лет я буду создавать картины, подобные божественному чуду. Когда мне исполнится 110 лет, каждая линия, каждая точка - будут сама жизнь. Те, кто будет жить долго, смогут увидеть, что я сдержу свое слово". Хокусай  умер в возрасте 89 лет. Наверное, он успел проникнуть в самую суть искусства.

 

                 

 

      Хокусай родился в 1760 г. в Эдо (старое название Токио). Он создал около 30 тысяч рисунков и гравюр. Все в этом мире было интересно и значительно для художника - движения купающихся женщин и бондаря, борца и акробата, оттенки движений птиц и насекомых. Европейцы придумали термин "реализм". Восточный художник прежде всего - поэт и философ. Даже самое незначительное явление измеряется в рисунках Хокусая грандиозными масштабами. Все может быть сопоставлено со всем, камешек или букашка не менее важны, чем гора или человек: все сущее в мире равнозначно по принципу равновеликости проявления бытия. Кто-то сказал, что "пейзаж - это не только один из наиболее почитаемых жанров Востока, но - мировоззрение". Лучшими и важнейшими работами Хокусая были серии пейзажей. Иногда "героем" серии является лишь один объект изображения, но данный в бесконечной сумме точек зрения на него. В 1823-1831 гг. Хокусай создает свою прославленную серию "36 видов горы Фудзи". Все эти гравюры представляют собой картину жизни Японии: рыбаки в океане, мальчишки, запускающие воздушный змей, крестьяне, везущие на буйволах рисовую солому. И над всей этой жизненной пестротой высится конус Фудзиямы. Фудзи в этих композициях то парит в небе, подобно гигантской птице, то еле видится на далеком горизонте. На фоне Фудзи "снимается семейство". Это совсем не так. Для японцев Фудзияма одновременно гора, божество и обитель богов. Все формы, все линии в этих листах сопоставляются с формой Фудзи. Она не только организует композицию гравюр, но ее треугольная форма присутствует здесь как идеал, как некая мера всех вещей. Хокусай показывает "семейство", живущее на фоне Фудзи, "семейство", частью которого является и сама Гора, и паучок, плетущий свою паутину ("Фудзи сквозь паутину" в серии "100 видов Фудзи").

 

 

                                       

 

                               

 

                               

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир