ДОМ    Общеславянское и.-е. характера: ст.-сл. домъ, лат. domus, др.-инд. dámas, авест. dam-, греч. δόμος . И.-е. *domus "дом" связано с *dem-, *dom- "строить". В древнерусских летописях слово дом часто писалось - дымъ, что значило очаг, дверь, дом (дань собиралась от дыма [дома]). Домом называлось не только здание, строение, но и род, поколение (дом отечества или рождения), племя, народ. В Писании Дом Божий - это и место, ознаменованное явлением Бога (эпифания), и храм, и общество верующих, и весь народ (как семья, имеющая своим отцом Бога).

 

 

             

 

 

    У греков было два слова для обозначения дома - οικος (слово "экономика" происходит от греч. οκονομία "управление домом") и δόμος ; при этом слово δμα обозначало и дом живых и дом мертвых, напр., подземное царство Аида:  δμ ίδαο. Ср. мифологическую связь понятий "гроб" и "дом" у славян: домовина, домовище ("дом", "гроб", "сооружение, срубленное в виде гроба над могилой"); в черниговском Полесье икону, украшенную вышитым рушником, ставят в угол гроба, имитируя тем самым внутреннее убранство жилища (см.:  Гроб ).

 

    В древних космологиях мир предстает закрытым со всех сторон, ограниченным; он имеет структуру сосуда или дома. В этой модели мира, антропоцентричной по определению, мир творится богом, человеку же отводится роль строителя дома (на миниатюре Библии Саваоф изображен в момент творения в виде зодчего с циркулем в руке [Франция, сер. XIII в. Вена, Национальная библиотека]). Оппозиция мир/дом соответствует цепи пространственных оппозиций (внешний/внутренний, неограниченный/ ограниченный, открытый/ закрытый и т.п.). На это накладывается и оппозиция природа/культура, поскольку дом - своего рода артефакт, созданный человеком. Здесь же заключена и идея времени: сначала творится мир, а затем, по его образцу, строится дом. Тогда микрокосмос - реплика макрокосмоса, и структура дома повторяет структуру внешнего мира (потолок=небо, пол=земля). Из этого следует, что дом, возникший после возникновения мира, сделанный человеком, противопоставлен космосу и одновременно подражает ему как образцу.

 

 

           

 

 

    Хорошо известен прием росписи потолка или купола "под небо"  изнутри. Изображение неба внутри здания (небо вместо потолка) символизирует открытость, выход во внешний мир, как бы преодоление дома 1. В русской традиции небо со звездами изображались на церковных куполах снаружи. Не совсем ясно как это объясняет семантика храма-дома-мiра.

 

      Можно вспомнить, что "на некоторых иконах дома как бы вывернуты наизнанку: плоскость внутренней стены дома переходит в плоскость внешней стены. Дома на иконах в подавляющем большинстве случаев зияют черными глазницами окон и проемами дверей. Черным цветом писались только бездны пещер. И это, конечно, не случайно. Существуют случаи, когда чернота проемов трактуется однозначно как небытие: шагнувший в баню (новгородская таблетка "Сорок севастийских мучеников") шагнул во мрак ада; в "Отречении ап. Петра" движение Симона-Петра тоже направлено во внутрь палаты (икона 14 века из Новгородского музея). Таким образом, можно наблюдать два движения: одно из палат наружу, которое знаменует собой выявление (нарастание) жизни путем выведения действия на первый план, и второе - во внутрь палаты - движение, сворачивающее действие по линии убывания жизни" 2.

     

      На иконе "Чудо Георгия о змие"  XVI в.  чернота змея "рифмуется"  с чернотой проема городских ворот (по легенде это языческий город). При этом тело змея вовсе не тело, а разлом, проем, "ворота" в земле, через которые в мир являются силы зла. На иконе "Св. Георгий" XIV в. змей более "реалистичен". Здесь он, уже побежденный, выводится из пещеры. Сопоставляя эти два изображения, можно сказать, что змей мыслился как бы продолжением пещеры, самой пещерой, ее темнотой и чернотой. Чернота пещеры на иконах не всегда связана с темой абсолютного зла. Это всегда тема смерти и рождения (  Иконные горки ) Так же как и сама гора (Мировая гора) напоминает о полярности верха и низа, добра и зла.

 

             

 

На иконе "Положение во гроб"  XV в позади оплакивающих возвышается гора с зияющими чернотой глазницами пещер. Возможно, это обычная гора с пещерами, в которых захоранивали мертвецов. Возможно, это Мировая гора - Дом, в котором смерть и рождение всегда рядом.

                                                                         

                                                            ССЫЛКИ

 

1. Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., 1999, с.30-31.

2. Кутковой Виктор. Изображение природы в иконописи и западноевропейский пейзаж // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/nature.htm; Кутковой Виктор. Природа и архитектура в православной иконописи и западноевропейской живописи (XV-XVII вв.) // Духовный собеседник. Самара, 2002. N 2 (30). С. 94-108.

 

 

 


 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир