Ветер
В Греции классического времени Эриния ассоциировалась с ветрами, и ее
обычный эпитет: "та, что блуждает в воздухе"(Ил.IХ,571; ХIХ,87).Греч.
ἐρινύειν - "быть безумным". В греческой мифологии Эринии - богини
мести, рожденные Геей, впитавшие кровь оскопленного Урана. Эринии -
хтонические божества, охранительницы материнского права. В "Эвменидах" Эсхил
изображает безумие охваченного Эриниями Ореста, суд в ареопаге и примирение
Эриний с новыми богами, после чего Эринии получают имя Эвмениды
("благо-мыслящие").Эринии у Эсхила - сестры Мойр и наравне с ними "правят
человеческой долей"(952-953). У Гераклита Эринии - "блюстительницы правды",
и без их воли даже "солнце не преступит своей меры" (B
94d).
* * *
В русских быличках черт появляется в разных обликах, при этом он может их
часто и быстро менять, нередко в конечном счете превращаясь в вихрь. Вихрем
может быть и домовой, и леший, и ведьма. У южных славян часто совпадают
названия ветров и вредоносных демонов, нечистой силы, напр., хала
"сильный ветер с дождем, градом, громом" (болг.). Вместе с ветром появляется
вила; злые духи-ветры, нападая на людей, вызывают душевные болезни.
Юж. славяне считали, что вампир в первые 40 дней после похорон невидим или
показывается в виде тени, ветра, имеющих очертания животного или человека.
Большинство названий вампира восходит к *opir (Фасмер
сближает *opir c сербским глаголом
пирити "дуть").
* * *
Среди значений иероглифа фэн "ветер" - 1) ориентированные по
сторонам света космоэнергетические потоки ци, направление движения и
интенсивность которых определяется общекосмической ситуацией; 2) "нравы",
этос, качество которого связано, по всей видимости, с названным феноменом;
3) соответствующего типа музыка, "мелодии-напевы", в которых выражается этос
населяющей определенную территорию общности.
* * *
На некоторых средневековых картах мира, например,
на туринской копии карты Беата из Лиебаны (1150
г.), на копии Сен-Викторской карты (ХII в.), по окружности изображаются
антропоморфные Ветры. На титульной ксилографии к немецкому переводу трактата
Ф.Петрарки "О средствах против всякой Фортуны" Ветры с четырех сторон дуют
на колесо Фортуны.
* * *
В 3 книге Царств Господь говорит пророку Илии: "выйди и стань на горе пред
лицом Господним. И вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер,
раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь.
После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После
землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра"
(19, 11-12).
Перед этим говорится об истреблении Иезавелью пророков Господних и о
поклонении царя Ахава Ваалу: "И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала,
который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву" (16,32-33). За этим
последовала великая засуха и голод в Самарии. Илия приходит к Ахаву и
устраивает "божий суд" на горе Кармил, в котором участвуют "со стороны
Господа" - он, "со стороны Ваала" - 450 пророков Вааловых и 400 пророков
дубравных (18, 18-39). Илия побеждает, и закалывает пророков Вааловых у
потока Киссон (свидетельство верности пророков Ваала своему
побежденному ("умершему") богу). "Между тем небо сделалось мрачно от туч и
от ветра, и пошел большой дождь" (18, 45). Дождь пошел после
жертвоприношения, после того как кровь пророков Ваала стекла в Киссон, и
дальше - в море; ветер и облако, давшие дождь, пришли от моря (18, 44).
|
|