Ветер   

 

См. также: А. А. Плотникова. О символике свиста

 

 

        В Греции классического времени Эриния ассоциировалась с ветрами, и ее обычный эпитет: "та, что блуждает в воздухе"(Ил.IХ,571; ХIХ,87).Греч. ρινύειν - "быть безумным". В греческой мифологии Эринии - богини мести, рожденные Геей, впитавшие кровь оскопленного Урана. Эринии - хтонические божества, охранительницы материнского права. В "Эвменидах" Эсхил изображает безумие охваченного Эриниями Ореста, суд в ареопаге и примирение Эриний с новыми богами, после чего Эринии получают имя Эвмениды ("благо-мыслящие").Эринии у Эсхила - сестры Мойр и наравне с ними "правят человеческой долей"(952-953). У Гераклита Эринии - "блюстительницы правды", и без их воли даже "солнце не преступит своей меры" (B 94d).

 

 

                 

 

 

                                                          * * *

 

    В русских быличках черт появляется в разных обликах, при этом он может их часто и быстро менять, нередко в конечном счете превращаясь в вихрь. Вихрем может быть и домовой, и леший, и ведьма. У южных славян часто совпадают названия ветров и вредоносных демонов, нечистой силы, напр., хала "сильный ветер с дождем, градом, громом" (болг.). Вместе с ветром появляется вила; злые духи-ветры, нападая на людей, вызывают душевные болезни. Юж. славяне считали, что вампир в первые 40 дней после похорон невидим или показывается в виде тени, ветра, имеющих очертания животного или человека. Большинство названий вампира восходит к *opir (Фасмер сближает  *opir c сербским глаголом пирити "дуть").

 

                                                          * * *

 

      Среди значений иероглифа  фэн "ветер" - 1) ориентированные по сторонам света космоэнергетические потоки  ци, направление движения и интенсивность которых определяется общекосмической ситуацией; 2) "нравы", этос, качество которого связано, по всей видимости, с названным феноменом; 3) соответствующего типа музыка, "мелодии-напевы", в которых выражается этос населяющей определенную территорию общности.

 

                                                          * * *

 

 

    На некоторых средневековых картах мира, например, на туринской копии карты Беата из Лиебаны (1150 г.), на копии Сен-Викторской карты (ХII в.), по окружности изображаются антропоморфные Ветры. На титульной ксилографии к немецкому переводу трактата Ф.Петрарки "О средствах против всякой Фортуны" Ветры с четырех сторон дуют на колесо Фортуны.

 

                  

 

 

                                                          * * *

 

      В 3 книге Царств Господь говорит пророку Илии: "выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра" (19, 11-12).

      Перед этим говорится об истреблении Иезавелью пророков Господних и о поклонении царя Ахава Ваалу: "И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву" (16,32-33). За этим последовала великая засуха и голод в Самарии. Илия приходит к Ахаву и устраивает "божий суд" на горе Кармил, в котором участвуют "со стороны Господа" - он, "со стороны Ваала" - 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных (18, 18-39). Илия побеждает, и закалывает пророков Вааловых у потока Киссон (свидетельство верности пророков Ваала своему побежденному ("умершему") богу). "Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь" (18, 45). Дождь пошел после жертвоприношения, после того как кровь пророков Ваала стекла в Киссон, и дальше - в море; ветер и облако, давшие дождь, пришли от моря (18, 44).

 

 

 

 


Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир