Сова

            В некоторых языках название совы возникает как звукоподражание крику птицы:  лат. ulula; др.-в.-нем. hûwo; англ. owl; нем. Eule. И в английском, и в немецком языках слово сова обозначает также и шута (англ. owl-glass; нем. Eulenspiegel; ср.: Уленшпигель); при этом в обоих языках вторая составляющая слова шут указывает на зеркало и соответственно - на блеск и свет.

 

 

                     

 

 

        Сова по-гречески - γλαύξ ; при этом γλαυκός - "сверкающий, блестящий, светлый", а  γλαυκ-πις - "светлоокая" - эпитет Афины (у Гомера этот эпитет означает и "совоокая").  О парадоксальной связи света и совы (ночной птицы) - ниже.

        В латыни у совы помимо указанного (ulula) есть еще одно название - strix; по поверьям strix высасывала кровь у детей. Возможно, существует связь strix  и  striga - "старая колдунья" при strangulo - "душить, (у)давить; делать бесплодным; мучить".

       Сова по-французски - chouette; être chouette - "быть щедрым, великодушным".

 

             

 

 

    Почему же ночная птица сова связана со светом и одновременно - с шутом? Шут ( Трикстер ) наделяется одновременно демоническими и комическими чертами, представляет собою одну из метафор смерти. Т.е. связан с "нижним миром", тьмой. В то же время шут - непременный участник праздников перехода, его задача -  представить переход смерти в жизнь, смену старого и нового года, тьмы и света.

 

        Хорошо известно, что одним из атрибутов Афины является сова.

      Еще один атрибут Афины - змея; в орфическом гимне (XXXII, 11) Афина названа "пестровидной змеей". Афина - покровительница змей; в храме Афины в Афинах обитала огромная змея - страж акрополя, посвященная богине (Геродот. VIII 41). На хтоническое прошлое Афины указывает образ богини со змеями крито-микенского периода; именно здесь истоки мудрости Афины. Аналогичную роль играет и сова Афины - птица ночная, птица тьмы и леса, т.е. принадлежащая  тому, что не связано с "культурой". Мудрость Афины-совы, другими словами, не "культурная", не приобретенная, но "изначальная".

 

 

                    

 

 

        Меньше известен еще один атрибут Афины - петух, универсальный символ солнца, воскресения из мертвых,  вечного возрождения жизни. Петух выступал и как хтоническая птица; если светлый, красный петух связывается с солнцем, огнем, то черный петух - с водой, подземным царством и посвящался Асклепию как образ целительной смерти-возрождения; петуха приносил в жертву Асклепию выздоравливающий: ср. слова умирающего Сократа: "Критон, мы должны Асклепию петуха" (Федон 118). 

 

        Сова и петух, как символы тьмы и света, существуют отдельно друг от друга, однако, амбивалентные сами по себе, выступая как ипостаси Афины, подчеркивают свою и богини двуприродность. Это тьма, но и свет, который светит во тьме.

 

                 

 

    В африканских мифах и поверьях сова пользуется самой зловещей репутацией, однако и здесь сова и петух существуют как единый символ двойственности, разъединенности Вселенной. У  га, народности приморских областей Ганы широко распространено убеждение, что сова - это "дьявольская птица", преображенная в птицу ведьма,  своим  криком  созывающая  ведьм  на  шабаш.  В полете  эти  птицы испускают мерцающий, голубоватый свет, как и ведьмы. Свет струится с клюва, хвоста, иногда окружает все тело. По замечанию одного местного наблюдателя, совы часто живут в дуплах старых гнилых деревьев, чья древесина поражена фосфоресцирующими бактериями. Оказавшись на оперении, эти бактерии и создают тот пугающий свет, который в глазах местного населения превращает сов в истинно дьявольские создания 1.

 

 

                     

 

 

        "Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах"  (Псал. 101, 7).  С  этого  стиха    начинается глава  "О ночном вороне" в "Физиологе", учительной книге II - IV вв. Приводим перевод греческого текста полностью:

 

    "Псалмопевец сказал:  "Я стал как ночной ворон на развалинах дома".

      Физиолог говорит, что эта птица любит ночь больше дня.

      Толкование.

  Господь наш Иисус Христос возлюбил нас, "во тьме и тени смерти сидящих", народ язычников, более, чем иудеев, имеющих и сыновство и обетование через пророков. Поэтому и сказал Спаситель: "Не бойся, малое стадо, ибо благоволил Отец дать вам царствие Его" и прочее.

    Но скажешь мне, что ночной ворон нечист по закону и как сравнить его со Спасителем? Хорошо говорит апостол: "Не знавшего греха за нас грехом сделал" и "смирил себя, чтобы всех спасти и чтобы мы возвысились".

      Хорошо говорит Физиолог о ночном вороне" 2

 

 

 

      Довольно странную птицу, напоминающую сову, можно увидеть на картине А. Дюрера "Christ as the Man of Sorrows"

 

                                                            * * *

        Известен миф о том, как Афина лишила зрения юного Тиресия, когда тот случайно увидел ее наготу во время омовения. Лишив юношу зрения, Афина вместе с тем наделила его пророческим  даром  и способностью  понимать язык птиц. Сама Афина мыслилась как Судьба и ее "мудрость", переданная Тиресию, была знанием Судьбы.

 

          Зрение=свет, слепота=тьма. Пророческий дар означает способность видеть невидимое, видеть свет во тьме - неким "внутренним зрением". 

 

 

           

        Дарума - одно из популярнейших божеств японского народного буддизма. Дарума приносит счастье и исполняет желания. В Японии в дни религиозных праздников торгуют безглазыми изображениями Дарумы, на которых рисуют один глаз, загадав желание, и дорисовывают второй, когда желание исполнится.

 

      Щедрость Совы - щедрость древнего Сосуда, источника жизни, плодородия, богатства, мудрости, Сосуда - символа Матери-Земли, материнской утробы, но одновременно и смерти, могилы (ср. индейский сосуд в виде совы в Музее американских индейцев, Нью-Йорк; илл.: МНМ Т.2, с.348).

 

      В Афинах изображения совы часто чеканились на монетах. Денежные знаки подобного рода в просторечии именовались "совы". Поговорка "носить сов в Афины" означала излишнее действие, ибо подразумевалось, что в Афинах дополнительных сов не требуется и денег там тоже достаточно.

    В этом контексте стоит напомнить, что  Сова по-французски - chouette; être chouette - "быть щедрым, великодушным".

 

 

 

    Название рисунка Босха  "У леса уши, у поля глаза..." условно (нидерландская пословица с моралью - "...поэтому я молчу"). В центре композиции - портрет или даже автопортрет (если вспомнить, что bosch по-голландски - "лес") в виде усохшего древомонстра, в дупле которого угнездилась сова. Латинская надпись вверху рисунка гласит: "Несчастны те, кто занимает творческую мысль (ingenium) лишь тем, что изобретено, не изобретая ничего нового") 3.

 

 

 

        На рисунке Босха "Человек-дерево" - еще один "автопортрет"; здесь также присутствует сова, однако  дупло , которое  находится  в заду древомонстра, - занято, и насколько позволяет изображение, мы видим в дупле-заду пирующих за столом людей.

 

        В Средние века сову, которая, тайно гнездясь в храмах, не только пачкала их своим пометом, но, как полагали, еще и пила масло из лампад, связывали с целым рядом смертных грехов (в том числе Ленью, Обжорством и "сугубо птичьим" грехом Похоти), считая ее к тому же вестником смерти. Уже в христианском искусстве периода поздней античности сова служила аллегорическим изображением земного сумасбродства. Поэтому присутствовавший в некоторых изображениях крест  над их головами символизировал победу христианства над врагами. Если, однако, вспомнить широко распространенные изображения креста, в основании которого лежит череп Адама (иногда крест буквально прорастает из черепа), становится возможной и иная интерпретация.

 

                 

 

 

      Несмотря ни на какие интерпретации, "сова Минервы" от античности до Гегеля служила символом верховной мудрости. Менялось лишь представление о самой Мудрости, ее источнике и носителях. На картине Франца Снейдерса сова расположилась на развернутом манускрипте, своего рода трибуне-постаменте, довольно странном, если учесть, что постамент висит в воздухе. Это уже явно не древняя хтоническая сова, но сова культуры, начитанная, хорошо образованная, с прекрасными манерами, выгодно ее отличающими от  пустое щебечущих, суетливых собратьев. "С понтом под зонтом".

 

 

      В "Эмблемах" Альчати (1546) изображение совы связано с критическим  остранением: совиный ratio, дескать, "благоразумен, но бездеятелен". В другой эмблеме (1613) Г. Ролленхаген изобразил сову в очках с девизом "Слепому свет не в помощь" (на заднем плане птичья мелочь атакует очкарика, как явствует из контекста - за глупость).

 

 

     Знаменитый офорте Гойи "Сон разума порождает чудовищ" массово известен лишь с усеченным вариантом своего вербального комментария. Полный текст автокомментария  художника звучит так: "Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ, но в союзе с ним оно - мать искусств и источник творимых ими чудес".

 

 

 

 

                                                ССЫЛКИ

 

1. Иорданский В. Б. Звери, люди, боги. Очерки африканской мифологии. М., 1991, с. 200.

2. Физиолог. СПб. "Наука", 2002, с. 128.

3. Соколов М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002, с. 98.

 

 




 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир