Меч

На следующей странице:

Щит Ахилла. Фреска из Помпей


М.С. Горбулева

 

Меч как символико-культурная категория

 

Дефиниции культуры: Сб. тр. участников  Всерос. семинара молодых

ученых. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. - Вып. VII, с. 111-115

 

 
 

«Si! Si! - No! No!»

            Девиз на мече «Колада эль Сид»


Область культуры - всегда область символическая. Символ принадлежит общему языку культуры эпохи или группы эпох. Символы отражают мировоззрение и миропонимание, отношение людей к миру и к другим людям, а также самоотождествление каждого индивидуума. Символы служат стабилизации или изменению общественных отношений. Символ не обозначает какого-либо определенного содержания, но указывает на смысловое поле, на определенную культурную традицию, на некоторую область общей всем памяти. В этой последней функции он, будучи неопределенным, всем понятен («всем» в пределах носителей той памяти, к которой он апеллирует).

Символы эпохи, выраженные в предметах, отражают символические действия и психологию человека, принадлежащего этой эпохе. Особое значение во многих культурах имел предмет, знаменующий собой доблесть, силу, храбрость воина, - меч.

В разных своих воплощениях меч может быть одновременно оружием и символом, но может стать только символом. В пример можно привести изготовление специальной шпаги для парадов. Эта шпага исключает практическое применение, фактически становясь изображением (иконическим знаком) оружия. Еще один пример символической функции оружия можно найти в древнерусском законодательстве («Русская правда»). Так, возмещение, которое нападающий должен был заплатить пострадавшему, было пропорционально не только материальному, но и моральному ущербу. Рана, нанесенная острой (боевой) частью меча (даже тяжелая, болезненная, но такая рана не бесчестит, даже более того, она является почетной, поскольку бьются только с равным), влечет за собой меньшую виру (штраф, возмещение). А не столь опасные удары необнаженным оружием или рукояткой меча, чашей на пиру или тыльной стороной кулака, напротив, караются большим штрафом.
111

Вокруг меча происходит формирование морали воинского сословия и вырабатывается понятие чести. Не случайно в быту западноевропейского рыцарства посвящение, то есть превращение «низшего» в «высшее», требовало реального, а впоследствии - знакового удара мечом. Тот, кто признавался достойным раны (позже - знакового удара), одновременно признавался и социально равным. Удар же необнаженным мечом, рукояткой, палкой - вообще не оружием - бесчестит, поскольку так бьют раба.

Меч как вещь может быть выкован или сломан, но меч символизирует свободного человека и является «знаком свободы», он уже предстает как символ и принадлежит культуре.

Меч полисемантичен, о чем свидетельствует множество толкований этого символа в мифологии и религии, а также художественной! культуре. Меч символизирует силу (меч известен как символ жизненной силы), власть, достоинство, лидерство, высшую справедливость, свет (меч может отождествляться с молнией богов-громовержцев: священный меч Сусаноо, сверкающий меч Яхве, меч-молния Индры, пламенеющий меч Вишну), мужество (у японцев меч - это символ мужества, силы; наряду с жемчужиной и зеркалом священный меч, подаренный Сусаноо богине Аматэрасу, принадлежит к Трем Великим Сокровищам Императора; бог бури Сусаноо добыл его в сражении с восьмиголовым драконом), бдительность.

Еще один пример эмблем, символических рисунков и девизов можно увидеть в геральдике (искусство и система использования геральдических символов, которые наследуются по мужской линии и выступают чем-то вроде отчества). Холодное оружие, характерное для периода античности и особенно для Средневековья (XII-XV вв.), получило свое наибольшее распространение и развитие форм в странах Европы как раз в период создания геральдики (XI—XIII вв.). Поэтому меч,.. как основное оружие рыцаря рано стал символом военного верховенства, военного руководства, символом военачалия. Именно в этом качестве меч вошел уже в XIII—XIV вв. у большинства европейских государств в число регалий (в России - с середины XVII в.), государственных атрибутов власти, символизируя верховное военное главенство монархов.

В государственной символике меч обладает значением символа милитаризма, и поэтому найти меч в государственных гербах современных государств - нелегкая задача, ибо любая страна избегает прокламировать свой милитаризм как государственную политику (одни сняли его после революций, другие - после принятия новых конституций). Военный меч, в отличие от меча правосудия, изображается повернутым острием вверх, а не вниз, за исключением тех случаев, когда меч употреб-
112

лен в память павших или в память военных подвигов, но и тогда военный меч легко отличим от юридического, так как его клинок обращен прямо вниз, а не повернут по диагонали.

В христианской символике, в том числе и в русской православной, выражение «меч духовный» означало и означает активную проповедь религиозной идеологии, распространение устно и письменно «слова божьего», т.е., говоря современным языком, религиозную пропаганду. Отсюда видно, что церковь принципиально стоит на позициях воинствующей наступательной религиозной агитации. И эмблемой этой религиозной пропаганды и агитации является изображение меча, объятого пламенем.

Также меч олицетворяет страсти Господни, мученичество. Он является оружием архангела Михаила, а также используется в качестве атрибута многих святых. С помощью меча отсекается все недостойное и ч бесплодное, «всякое дерево, не приносящее доброго плода». Библейские херувимы с огненными мечами охраняют врата рая. Меч при этом символизирует начало высшей справедливости.

В мусульманской религии меч символизирует священную войну против неверных, а также войну человека против его собственного зла. У алхимиков волнистые, напоминающие язык пламени, обоюдоострые мечи символизируют очищающий огонь, который, подобно духу, убивает и воскрешает к жизни.

На метафизическом уровне он олицетворяет всепроникающий разум, силу интеллекта, проницательность. В качестве примера можно привести меч, исходящий из уст Христа как символ непобедимой небесной истины (Откровение Иоанна). В буддизме меч воспринимается как оружие мудрости, отсекающее невежество, символ просветления («Подобно тому, как меч рассекает узлы, так и разум достигает самых укромных уголков буддийской мысли»). Манджушри, один из трех главных бодхисаттв в буддийской мифологии, изображается держащим в поднятой правой руке пылающий меч и в левой руке книгу. Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. У даосов меч символизирует проникающее в суть явления озарение, победу над невежеством.

Технико-тактические характеристики меча также имеют свою символику. Так, во многих мифологиях меч как рубящее оружие имеет амбивалентное значение, в котором, в основном, противопоставляется жизнь и смерть (меч разделяет и отделяет - душу от тела, небо от земли). Обоюдоострый меч - важный образ божественной мудрости и правды. Клинок, который в некоторых традициях служит мостом в другой мир (например, мост Чинват в Древнем Иране). Форма клинка также
113

имеет значение: меч западного типа, с его прямым лезвием, благодаря; своей форме служит мужским, солнечным символом, а восточный меч, будучи изогнутым, представляет собой женское, лунное начало. В то же время состоящий из лезвия и рукояти меч является символом соединения, союза, особенно если принимает форму креста. Крестообразная форма меча, создавшаяся вследствие того, что перекладина эфеса отделяла рукоятку от лезвия, способствовала в религиозной Европе средних веков усилению символической престижности меча и переходу его в разряд вещественных символов по мере того, как реальное значение-этого личного оружия падало.

В разных мифологиях меч наделен магической властью отражать, силы тьмы. Часто огромный, изготовленный из небесного огня, является атрибутом бога войны, а также служит оружием богов Солнца и культурных героев, которые с его помощью сражаются с чудовищами (Mapдук, разрубающий Тиамат; архангел Михаил, мечом повергающий Люцифера). Меч часто защищает девственницу от хтонического чудовища, (Персей и Андромеда, святой Георгий).

При изготовлении этого грозного оружия использовались тайные знания и навыки, благодаря чему мечи наделялись сверхъестественными свойствами. Отсюда и многочисленные легенды о волшебных мечах: Экскалибур - меч короля Артура, в скандинавской мифологии упоминается меч Фрейра, который сражался сам по себе, и меч Хеймдалля, стража у моста-радуги Биврест.

Богатое символическое наследие во все времена рождало множество метафор, образных выражений и крылатых фраз. По древнегреческому преданию, сиракузский тиран Дионисий Старший предложил своему фавориту Дамоклу, считавшему его счастливейшим из смертных, на один день свой престол. Дамокл внезапно во время пира увидел над своей головой меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия, постоянно присутствующую опасность при кажущемся процветании. Отсюда образное выражение - «дамоклов меч», означающее постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии.

Средневековые поэты сохранили для нас имена знаменитых мечей. Нам известны «Дюрандаль» Роланда, «Жуайёз» Карла Великого, «Экскалибур» Короля Артура. Вероятно, менее знамениты «Отклер» Оливье, «Бализард» Рено или «Бальмунг» Зигфрида. Арабы, большие любители эпической поэзии, ни в чем не уступали европейцам: только у одного Мухаммеда было девять мечей - «Мабур», «Зульфакар», «Аль Хатиф», «Аль Розуб» и др. Много песней, стихов, посвящений и других поэтических произведений посвящено клинкам. Поэт представляет меч почти
114

как живое существо, имеющее собственное имя. Каждый меч имел свое собственное название, к нему обращались с просьбами и приказами, с ним беседовали, как с личностью, способной на понимание. Существовало много эпитетов, которыми награждали славные клинки: Пламя Одина, Лед Сражения, Змея Раны, Боевая Змея, Огонь Щитов, Боевой Огонь, Поджигатель Крови, Змея Кольчуги, Огонь Морского Владыки, Язык Ножен, Ужас Кольчуги, Наносящий Ущерб Боевому Полотну, что может свидетельствовать об отношении к оружию не только как к инструменту, но и как к одушевленному существу, товарищу, партнеру.

В заключение хотелось бы сказать о надписях на клинках. Надписи на клинках были очень популярны. Они могли быть краткими или длинными, однозначными или полисемантичными, могли напоминать о своем предназначении или просто украшать клинок, также встречаются непонятные сокращения, аббревиатуры и символы (это не относится к клейму). Например: «HORREBANT DUDUM REPROBI ME CERNERE NUDUM» (злые трясутся, когда меня вынимают из ножен), именные надписи - «Я принадлежу Тормуду», также встречались цитаты из Библии, обращения к Марии, Иисусу, с просьбой о помощи и покровительстве. Многие из них до сих пор не подлежат дешифрации.

В эпиграфе приведено легендарное выражение - фраза на клинке меча «Колада эль Сид». Этот меч произведён в Испании (Толедо) и принадлежал Сиду Кампеадору: на одной стороне его было написано «Si! Si!» - а на другой «No! No!»: Да! Да! - Нет! Нет! Самый лаконичный, но имеющий глубокий смысл и большое значение девиз. Это слова, характеризующие всю эпоху, всю культуру. Этот меч-символ земной справедливости с ее конечным утверждением и конечным отрицанием.

Меч был прообразом человеческого сознания, рассекающего все познаваемое на два конечных противоречия, на две несовместимые истины, на две антиномии. Каждое движение меча было символом и священнодействием. Метафизическая истина, записанная на лезвии меча, несет в себе утверждение, окрыленное сверхчеловеческой энергией. Меч был оружием избранных и посвященных. Меч мог выступать лишь против меча. Эта великая культура крестообразных мечей погибла вследствие аристократизма и исключительности своего оружия, которое почти перестало быть земным, превратившись в отвлеченный символ.
115

 

 






 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2009
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир