Сергей Рысев
Кто знал тайну бытия?
Исходя из ранее приведенных доводов (см.),
можно предположить, что толчком к созданию кумранской общины послужила
подвижническая деятельность Иоанна Крестителя. Подтверждением этой точки зрения
служит хронология событий в Новом Завете, где объединение в коммуну происходит
уже после гибели Иоанна и Иисуса: «Все же верующие были вместе и имели все
общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по
нужде каждого» (Деян 2:44-45). Обратим внимание и на то, что в Евангелиях
единственным датированным событием является начало проповеди не Иисуса, а его
предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря... был глагол Божий к
Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк 3:1-2). Для сравнения пролог Дамасского
документа описывает исходный этап движения в таких словах: «Они поняли свою
вину, но были точно слепые... двадцать лет. И Бог вник в их дела... и поставил
им Праведного наставника» (CD 1,9-11; Тексты 2, с. 36).
Помимо признания заслуг Праведного наставника, Дамасский документ высоко
оценивает роль, сыгранную другим лидером общины – Истолкователем закона (евр.
дореш ха-тора). В комментарии на стих 21:18 книги Чисел он уподоблен посоху
законодателя (CD 6,3-7; Тексты 2, с. 41). А стих 24:17 той же книги Чисел
раскрывается в Документе следующим образом: «А звезда – это Истолкователь
закона, который придет в Дамаск, как написано: восходит звезда от Иакова и
восстает жезл от Израиля» (CD 7,18-20; с. 43). Как тут не вспомнить популярную
рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда»!
В тексте В Дамасского документа Истолкователь закона отсутствует, но дважды
упомянут Единственный учитель (море ха-йахид), который во втором случае назван
Единственным наставником (йоре ха-йахид). Аналогичные синонимы использованы в
главе 23 Евангелия от Матфея, где Иисус назван и учителем, и наставником
(23:8-10). В самом конце текста В оба лидера фигурируют бок о бок: «Они
(вступившие в Новый Завет) были наставлены в первых законах, которыми судились
люди Единственного, и внимали голосу Праведного наставника» (CD 20, 31-32;
Тексты 2, с. 47).
Кумраниты, как известно, оставили после себя не только множество библейских и
апокрифических текстов, но и целый ряд собственных сочинений. Надо думать, среди
последних можно отыскать и произведения обоих идеологов движения. Произведем
проверку. Устав (1QS), регулирующий деятельность общины, заканчивается двумя
столбцами, перекликающимися с Благодарственными гимнами (1QH), автором которых
подавляющее большинство экспертов признает Праведного наставника. Просматривая
эти поэтические, многоречивые обращения к Всевышнему, встречаем те же образы и
обличения, что и в евангельской инвективе Иоанна Крестителя (Мф 3:7-12; Лк
3:8-9). Автор Гимнов относит себя к тем, кто раскаялся в прегрешениях (Тексты 2,
с. 192 и др.), осуждает стяжательство и накопительство (с. 210 и др.), говорит о
грядущем периоде гнева и мировом пожаре (с. 196), противопоставляет плодоносные
и сорные растения (с. 206-207). Он сетует на то, что находится в узах, что его
ноги в оковах, а вокруг крепкая стена и железные засовы (с. 201; сравни: «Ирод,
взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу» - Мф 14:3). Краткий анализ
литературного наследия основателя общины можно завершить словами Иисуса,
согласно которым Иоанн Креститель пришел «путем праведности» (Мф 21:32).
Если Праведный наставник был столь щедр на письменное слово, мог ли ограничиться
устной проповедью Истолкователь закона? Среди манускриптов, которые были
спрятаны в 1-ой пещере, выделяется фрагментированный текст, получивший название
книги Тайн (1Q27). Копии его были обнаружены в 4-ой пещере (4Q299-301). Вот что
пишет об этом небольшом, но емком сочинении российский востоковед И. Д. Амусин,
посвятивший много лет исследованию рукописей Мертвого моря: «Отрывок из книги
Тайн относится к лучшим образцам поэтического творчества кумранской общины...»
(Тексты 1, с. 317), «Создается впечатление, что автор этого произведения
претендует на весьма высокое пророческо-апокалиптическое положение» (с. 322,
прим. 5).
Манускрипт получил свое наименование по неоднократно встречающемуся в нем слову
«тайна», к которому часто прибегают и в Новом Завете («вам дано знать тайны
Царствия Небесного» - Мф 13:11, «мое разумение тайны Христовой» - Еф 3:4 и т.
д.). В сохранившемся отрывке дважды употреблено выражение «тайна бытия» (евр.
раз нихья), присутствующее еще только в двух кумранских сочинениях: один раз в
вышеупомянутом окончании Устава общины (1QS 11,3-4; Тексты 2, с. 130) и
многократно в тексте, который исследователи окрестили Наставлением (англ.
Instruction; 1Q26, 4Q415-418,423).
Приведем здесь наиболее яркие строки книги Тайн, остающиеся актуальными и по сей
день: «Разве не все народы ненавидят несправедливость? И тем не менее она среди
них водится. Разве не из уст всех народов раздается голос истины? Но есть ли
уста и язык, придерживающиеся ее?» (Тексты 1, с. 321). Кому могла принадлежать
эта глобальная и беспристрастная оценка, столь редкая для того (и нынешнего)
времени? Автор Апокалипсиса, например, беспокоится в первую очередь о своих
соплеменниках: «Запечатанных было 144 тысячи из всех колен сынов Израилевых»
(7:4), а в Послании к Римлянам утверждается: «Быть Иудеем... великое
преимущество во всех отношениях» (3:1-2). Не тому ли, кто ожидал, что его
евангелие будет проповедовано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам»
(Мф 24:14)? Еще одна мысль, высказанная в книге Тайн («праведность откроется,
как солнце» - Тексты 1, с. 321), совпадает с изречением Иисуса («праведники
воссияют, как солнце» - Мф 13:43) почти слово в слово.
Теперь обсудим другую книгу из Кумрана. В Дамасском документе (Тексты 2, с. 49,
53, 54) и в Дополнении к уставу (1Q28a; с. 160) упоминается некая книга HHGY (сефер
ха-хаги), которую следовало знать и понимать руководителям общины. В одном месте
она даже предпослана Торе Моисея (с. 54). Ученые теряются в догадках
относительно содержания этого загадочного сочинения (Амусин, с. 62-63). Что же
это была за книга и кто ее написал?
Глагол «хага», означающий повторять про себя, размышлять, и его производные
встречаются трижды (!) в одном из столбцов вышеназванного Наставления: «День и
ночь размышляй (хага) над тайной бытия и постоянно исследуй (дореш)... В этом
суть размышления (ха-хаги) и книги памяти. И он (Бог) даровал ее Еносу и
духовным людям... и он не дал способности размышления (хагуи) духу плоти»
(4Q417; DSS, p. 859). Отметим также, что в Наставлении, сохранность которого
оставляет желать лучшего, многократно употребляется не только выражение «раз
нихья» (тайна бытия), но и глагол «дараш» (исследовать, толковать),
содержащийся, в несколько измененной форме, в прозвище второго лидера общины -
дореш ха-тора (Истолкователь закона).
Идентификация Наставления с книгой Хаги подтверждается и другими соображениями.
В нем изучающему предписывается исполнять каждое «наставление» (евр. мусар - p.
853). А в Дополнении к уставу слово «наставление» следует за упоминанием искомой
книги: «И его (члена общины) с юности следует учить по книге Хаги и, согласно
его возрасту, пусть вразумляют его в правилах Завета. И он будет получать
наставление (мусар) в законах десять лет...» (Тексты 2, с. 160). Из приведенного
отрывка понятно, что книга Хаги предназначалась прежде всего юным общинникам. Им
же адресовано и Наставление, в котором читающего называют понятливым и разумным
сыном (p. 859). О трепетном отношении Иисуса к «малым сим» особо
распространяться не нужно.
Процитируем несколько афористичных поучений из Наставления, отсутствующих в
Ветхом Завете: «Не утруждай себя тем, что тебе не по силам, дабы ты не
споткнулся и не покрыл себя позором», «Не наедайся, когда у тебя нет одежды; не
пей вина, когда у тебя нет еды; не ищи наслаждений, когда у тебя мало хлеба» (p.
851), «Когда у тебя недостаток пищи, сложи то, что у тебя в недостатке, с тем,
что у тебя в избытке» (p. 855). В последнем назидании можно усмотреть связь с
чудесным преумножением хлебов.
Особое место в Наставлении занимает тема расплаты с заимодавцами, которая, как
известно, занимала и Иисуса. Обучающемуся рекомендуют не брать в долг у
незнакомых людей, чтобы не обеднеть еще больше. Если деньги или имущество
передаются навсегда, следует вложить их во что-то и не отягощать ими свой дух.
Если деньги все-таки были взяты в долг, необходимо быстрее вернуть их кредитору:
«Скорее отдай, чтобы он не забрал у тебя кошелек» (p. 849-851; сравни с Мф
5:25-26).
Проведенное сопоставление завершим цитатами, которые могут послужить еще одним
весомым свидетельством того, кто был автором Наставления, а следовательно и
книги Хаги. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь
мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф
16:26), а в Наставлении говорится: «Не умаляй свой дух в делах своих, не
променивай свой святой дух ни на какое богатство» (p. 851). Еще один совет:
«Ищите и найдете» выглядит одинаково в обоих источниках (Мф 7:7; p. 875).
Библиография
Амусин. – Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Тексты 1. – Тексты Кумрана. Выпуск 1 (перев., введ. и коммент. И. Д. Амусина).
М., 1971.
Тексты 2. – Тексты Кумрана. Выпуск 2 (введ., перев. и коммент. А. М.
Газова-Гинзберга, М. М. Елизаровой и К. Б. Старковой). СПб., 1996.
DSS. – The Dead Sea Scrolls Study Edition (ed. by Florentino G. Martinez &
Eibert J. C. Tigchelaar), vol. 1,2. Leiden, 1997-98.
Graphic Concordance to the Dead Sea Scrolls (by James H. Charlesworth with R. E.
Whitaker et al.). Tubingen, 1991.
|
|