Сергей Рысев


Кто знал тайну бытия?


Исходя из ранее приведенных доводов (см.), можно предположить, что толчком к созданию кумранской общины послужила подвижническая деятельность Иоанна Крестителя. Подтверждением этой точки зрения служит хронология событий в Новом Завете, где объединение в коммуну происходит уже после гибели Иоанна и Иисуса: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45). Обратим внимание и на то, что в Евангелиях единственным датированным событием является начало проповеди не Иисуса, а его предтечи: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря... был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк 3:1-2). Для сравнения пролог Дамасского документа описывает исходный этап движения в таких словах: «Они поняли свою вину, но были точно слепые... двадцать лет. И Бог вник в их дела... и поставил им Праведного наставника» (CD 1,9-11; Тексты 2, с. 36).

Помимо признания заслуг Праведного наставника, Дамасский документ высоко оценивает роль, сыгранную другим лидером общины – Истолкователем закона (евр. дореш ха-тора). В комментарии на стих 21:18 книги Чисел он уподоблен посоху законодателя (CD 6,3-7; Тексты 2, с. 41). А стих 24:17 той же книги Чисел раскрывается в Документе следующим образом: «А звезда – это Истолкователь закона, который придет в Дамаск, как написано: восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (CD 7,18-20; с. 43). Как тут не вспомнить популярную рок-оперу «Иисус Христос Суперзвезда»!

В тексте В Дамасского документа Истолкователь закона отсутствует, но дважды упомянут Единственный учитель (море ха-йахид), который во втором случае назван Единственным наставником (йоре ха-йахид). Аналогичные синонимы использованы в главе 23 Евангелия от Матфея, где Иисус назван и учителем, и наставником (23:8-10). В самом конце текста В оба лидера фигурируют бок о бок: «Они (вступившие в Новый Завет) были наставлены в первых законах, которыми судились люди Единственного, и внимали голосу Праведного наставника» (CD 20, 31-32; Тексты 2, с. 47).

Кумраниты, как известно, оставили после себя не только множество библейских и апокрифических текстов, но и целый ряд собственных сочинений. Надо думать, среди последних можно отыскать и произведения обоих идеологов движения. Произведем проверку. Устав (1QS), регулирующий деятельность общины, заканчивается двумя столбцами, перекликающимися с Благодарственными гимнами (1QH), автором которых подавляющее большинство экспертов признает Праведного наставника. Просматривая эти поэтические, многоречивые обращения к Всевышнему, встречаем те же образы и обличения, что и в евангельской инвективе Иоанна Крестителя (Мф 3:7-12; Лк 3:8-9). Автор Гимнов относит себя к тем, кто раскаялся в прегрешениях (Тексты 2, с. 192 и др.), осуждает стяжательство и накопительство (с. 210 и др.), говорит о грядущем периоде гнева и мировом пожаре (с. 196), противопоставляет плодоносные и сорные растения (с. 206-207). Он сетует на то, что находится в узах, что его ноги в оковах, а вокруг крепкая стена и железные засовы (с. 201; сравни: «Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу» - Мф 14:3). Краткий анализ литературного наследия основателя общины можно завершить словами Иисуса, согласно которым Иоанн Креститель пришел «путем праведности» (Мф 21:32).

Если Праведный наставник был столь щедр на письменное слово, мог ли ограничиться устной проповедью Истолкователь закона? Среди манускриптов, которые были спрятаны в 1-ой пещере, выделяется фрагментированный текст, получивший название книги Тайн (1Q27). Копии его были обнаружены в 4-ой пещере (4Q299-301). Вот что пишет об этом небольшом, но емком сочинении российский востоковед И. Д. Амусин, посвятивший много лет исследованию рукописей Мертвого моря: «Отрывок из книги Тайн относится к лучшим образцам поэтического творчества кумранской общины...» (Тексты 1, с. 317), «Создается впечатление, что автор этого произведения претендует на весьма высокое пророческо-апокалиптическое положение» (с. 322, прим. 5).

Манускрипт получил свое наименование по неоднократно встречающемуся в нем слову «тайна», к которому часто прибегают и в Новом Завете («вам дано знать тайны Царствия Небесного» - Мф 13:11, «мое разумение тайны Христовой» - Еф 3:4 и т. д.). В сохранившемся отрывке дважды употреблено выражение «тайна бытия» (евр. раз нихья), присутствующее еще только в двух кумранских сочинениях: один раз в вышеупомянутом окончании Устава общины (1QS 11,3-4; Тексты 2, с. 130) и многократно в тексте, который исследователи окрестили Наставлением (англ. Instruction; 1Q26, 4Q415-418,423).

Приведем здесь наиболее яркие строки книги Тайн, остающиеся актуальными и по сей день: «Разве не все народы ненавидят несправедливость? И тем не менее она среди них водится. Разве не из уст всех народов раздается голос истины? Но есть ли уста и язык, придерживающиеся ее?» (Тексты 1, с. 321). Кому могла принадлежать эта глобальная и беспристрастная оценка, столь редкая для того (и нынешнего) времени? Автор Апокалипсиса, например, беспокоится в первую очередь о своих соплеменниках: «Запечатанных было 144 тысячи из всех колен сынов Израилевых» (7:4), а в Послании к Римлянам утверждается: «Быть Иудеем... великое преимущество во всех отношениях» (3:1-2). Не тому ли, кто ожидал, что его евангелие будет проповедовано «по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф 24:14)? Еще одна мысль, высказанная в книге Тайн («праведность откроется, как солнце» - Тексты 1, с. 321), совпадает с изречением Иисуса («праведники воссияют, как солнце» - Мф 13:43) почти слово в слово.

Теперь обсудим другую книгу из Кумрана. В Дамасском документе (Тексты 2, с. 49, 53, 54) и в Дополнении к уставу (1Q28a; с. 160) упоминается некая книга HHGY (сефер ха-хаги), которую следовало знать и понимать руководителям общины. В одном месте она даже предпослана Торе Моисея (с. 54). Ученые теряются в догадках относительно содержания этого загадочного сочинения (Амусин, с. 62-63). Что же это была за книга и кто ее написал?

Глагол «хага», означающий повторять про себя, размышлять, и его производные встречаются трижды (!) в одном из столбцов вышеназванного Наставления: «День и ночь размышляй (хага) над тайной бытия и постоянно исследуй (дореш)... В этом суть размышления (ха-хаги) и книги памяти. И он (Бог) даровал ее Еносу и духовным людям... и он не дал способности размышления (хагуи) духу плоти» (4Q417; DSS, p. 859). Отметим также, что в Наставлении, сохранность которого оставляет желать лучшего, многократно употребляется не только выражение «раз нихья» (тайна бытия), но и глагол «дараш» (исследовать, толковать), содержащийся, в несколько измененной форме, в прозвище второго лидера общины - дореш ха-тора (Истолкователь закона).

Идентификация Наставления с книгой Хаги подтверждается и другими соображениями. В нем изучающему предписывается исполнять каждое «наставление» (евр. мусар - p. 853). А в Дополнении к уставу слово «наставление» следует за упоминанием искомой книги: «И его (члена общины) с юности следует учить по книге Хаги и, согласно его возрасту, пусть вразумляют его в правилах Завета. И он будет получать наставление (мусар) в законах десять лет...» (Тексты 2, с. 160). Из приведенного отрывка понятно, что книга Хаги предназначалась прежде всего юным общинникам. Им же адресовано и Наставление, в котором читающего называют понятливым и разумным сыном (p. 859). О трепетном отношении Иисуса к «малым сим» особо распространяться не нужно.

Процитируем несколько афористичных поучений из Наставления, отсутствующих в Ветхом Завете: «Не утруждай себя тем, что тебе не по силам, дабы ты не споткнулся и не покрыл себя позором», «Не наедайся, когда у тебя нет одежды; не пей вина, когда у тебя нет еды; не ищи наслаждений, когда у тебя мало хлеба» (p. 851), «Когда у тебя недостаток пищи, сложи то, что у тебя в недостатке, с тем, что у тебя в избытке» (p. 855). В последнем назидании можно усмотреть связь с чудесным преумножением хлебов.

Особое место в Наставлении занимает тема расплаты с заимодавцами, которая, как известно, занимала и Иисуса. Обучающемуся рекомендуют не брать в долг у незнакомых людей, чтобы не обеднеть еще больше. Если деньги или имущество передаются навсегда, следует вложить их во что-то и не отягощать ими свой дух. Если деньги все-таки были взяты в долг, необходимо быстрее вернуть их кредитору: «Скорее отдай, чтобы он не забрал у тебя кошелек» (p. 849-851; сравни с Мф 5:25-26).

Проведенное сопоставление завершим цитатами, которые могут послужить еще одним весомым свидетельством того, кто был автором Наставления, а следовательно и книги Хаги. В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф 16:26), а в Наставлении говорится: «Не умаляй свой дух в делах своих, не променивай свой святой дух ни на какое богатство» (p. 851). Еще один совет: «Ищите и найдете» выглядит одинаково в обоих источниках (Мф 7:7; p. 875).

Библиография
Амусин. – Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Тексты 1. – Тексты Кумрана. Выпуск 1 (перев., введ. и коммент. И. Д. Амусина). М., 1971.
Тексты 2. – Тексты Кумрана. Выпуск 2 (введ., перев. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, М. М. Елизаровой и К. Б. Старковой). СПб., 1996.
DSS. – The Dead Sea Scrolls Study Edition (ed. by Florentino G. Martinez & Eibert J. C. Tigchelaar), vol. 1,2. Leiden, 1997-98.
Graphic Concordance to the Dead Sea Scrolls (by James H. Charlesworth with R. E. Whitaker et al.). Tubingen, 1991.
 

 

 

 




 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2009
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир