На следующей странице:
С. Рысев. Кумранские
рукописи как
источник по истории Палестины I в. н.э.
Сергей Рысев
Кумран, лжепророки и число зверя
К многочисленным точкам соприкосновения между рукописями Мертвого моря и Новым
Заветом, которые не могут или не хотят заметить представители академической
науки, можно отнести концовку так называемого Дамасского документа, одного из
важнейших текстов кумранской библиотеки, и самые интригующие главы книги
Откровения, или Апокалипсиса, - пророчество о драконе, звере и лжепророке.
Нет сомнений, что дракон в последней книге Нового Завета – это воплощение
всяческого зла, «дьявол и сатана» (Откр 20:2). Образ выходящего из моря зверя с
семью головами и десятью рогами также вполне прозрачен. Здравомыслящие
комментаторы Апокалипсиса сходятся во мнении, что за ним скрывается Римская
империя (см., например, Ренан, с. 174-175; Энгельс, с. 11; Мень, с. 68-69).
Сразу же отметим, что зверь этот уподоблен барсу (13:2), который в книге Даниила
соответствует третьему (Дан 7:6,17), а вовсе не четвертому царству, хотя
большинство толкователей усматривает Рим именно в последнем. Тем самым
напрашивается вывод, что четвертое царство, которое описано у Даниила наиболее
подробно и которым должны овладеть «святые» (7:22) во главе с Сыном человеческим
(7:13-14), - это Израиль!
Намного более загадочен в Откровении второй зверь (он же лжепророк) с рогами,
подобными агнчим, который, в отличие от первого зверя, «выходит из земли»
(13:11). Он может низводить с неба огонь и творить чудеса, заставляет живущих на
земле поклоняться первому зверю, грозясь уничтожить непокорных, и собирается
сделать всем начертание на правую руку или чело, без которого «нельзя будет ни
покупать, ни продавать» (13:12-17). Удовлетворительного ответа на вопрос, какая
историческая личность скрывается за этим образом, дано еще не было. Далеко не
все ясно и с пресловутым числом зверя, которое можно сосчитать, зная имя первого
зверя (13:18).
Оценивая описанные деяния лжепророка, сделаем предположение, что «земля», из
которой он выходит, – это Палестина, а «живущие на земле» - иудеи. Тогда
получается, что автор Апокалипсиса говорит о своем идейном противнике,
настроенном терпимо по отношению к Риму. Теперь обратимся к вышеупомянутому
Дамасскому документу, в котором обнаруживаем схожую историческую ситуацию и
целый букет совпадений с главой 13 Апокалипсиса.
Документ этот представляет собой сочинение программного характера, которое
адресовано членам общины, поселившимся в «земле Дамаска» (CD 6,5). Он включает в
себя два текста, А и В, второй из которых (страницы 19 и 20) является частичной
переработкой и дополнением страниц 7 и 8 текста А. Создается впечатление, что
изменившаяся политическая обстановка заставила автора текста В внести коррективы
в содержание исходного послания. На странице 8 (и 19) этого послания говорится о
пути нечестивцев, с которыми связывается стих 32:33 Второзакония («Вино их яд
драконов и гибельная отрава аспидов»). Стих тут же раскрывается следующим
образом: «Драконы – это цари народов, вино их – это их пути, а отрава аспидов –
это глава царей Иавана, пришедший, чтобы им отомстить» (8,9-11 и 19,21-24).
Далее сказано, что этого не поняли те, кто идет за лживым проповедником, и что
они будут наказаны Богом.
Дефиниция «глава царей Иавана» особых проблем не вызывает. В период создания
кумранских текстов подобной главой мог быть только Рим, подчинивший все
эллинистические государства Восточного Средиземноморья. Для сравнения
процитируем Апокалипсис: «Жена же... есть великий город, царствующий над земными
царями» (17:18). Перед этим автор Откровения пытается объяснить, что он имеет в
виду под семью головами и десятью рогами, которыми он наделил своего зверя. Если
с головами все понятно: это и семь холмов, на которых стоит Рим (жена,
блудница), и череда римских императоров (17:9-10), то с десятью рогами у
комментаторов возникают трудности. Предполагается, что это могли быть парфянские
сатрапии или даже римские провинции (Мень, с. 77; Ренан, с. 181).
Действительно, десять царей-рогов получились у создателя Апокалипсиса какими-то
амбивалентными. С одной стороны, они возненавидят и уничтожат блудницу (17:16),
а с другой, им суждено передать свою власть и царство зверю (17:13,17). Обращаем
внимание на то, что цари эти также позаимствованы из книги Даниила (7:7,20,24).
Тем самым можно заключить, что в ветхозаветном пророчестве под ними
подразумевается царская династия Хасмонеев (их было ровно десять), а под рогом
не похожим на прежних, перед которым выпали три, – Ирод. Автор Апокалипсиса,
оказавшись в затруднительном положении, переносит действие на небеса, где по
логике вещей должен был пребывать Агнец, с которым десять царей и поведут брань
(17:14).
Вернемся к Дамасскому документу. Перед пассажем с «главой царей Иавана» текст В
предрекает, что в грядущий период взыскания спасутся только верные, которые
проживут тысячу поколений (сравни с 1000-летним царствованием оживших – Откр
20:4), а все изменники будут преданы мечу. Здесь же дается ссылка на устрашающее
место из книги пророка Иезекииля (9:4-6), где подручные Бога оставляют в живых
только тех, на чей лоб нанесена мета («Чтобы сделать знак на челах скорбящих и
воздыхающих» - CD 19,11-13). Ниже членам общины предписывается не заключать с
отступниками никаких соглашений, связанных с имуществом и работой (CD 20,7). Еще
ниже говорится что договор, установленный в земле Дамаска, – это Новый Завет (!)
и что со дня кончины Единственного учителя (сравни: «Ибо один у вас учитель –
Христос», Мф 23:8) до конца всех сторонников войны, которые последовали за
лжецом, пройдет около сорока лет (CD 20,12-15).
Согласно одной из точек зрения (Ренан, с. 154; Энгельс, с. 8), Апокалипсис был
написан в 68/69 гг. В самом деле, на основании стиха 11:2 («Внешний двор
храма... дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца») можно
заключить, что в те дни Иерусалим находился в кольце неприятеля. Иисус умер
примерно на 40 лет раньше. Большинство экспертов считают, что Кумран был
захвачен римлянами в 68 г. (см. Кумранские рукописи как источник по истории
Палестины I в. н. э. - http://ec-dejavu.ru/q/Qumran.html). Тогда текст В
Дамасского документа мог появиться вскоре после этого события.
Автор Откровения, называющий себя Иоанном (1:1 и др.), очевидно, не умел
низводить с неба огонь (13:13). Зато это умели делать другие ученики Иисуса,
братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, которые именно таким способом хотели наказать
негостеприимных самаритян (Лук 9:54). В другом месте они уверяют Иисуса, что
могут пить чашу, которую он пьет, и креститься крещением, которым он крестится (Мк
10:38-39). «Сыны громовы» (Мк 3:17) составляли вместе с Петром ближний круг
апостолов (сравни: «Пусть будут в совете общины двенадцать человек и три
священника» - 1QS 8,1, Устав общины). Эти трое находились рядом со своим
наставником в самые таинственные и драматические моменты его проповеди, например
при воскрешении дочери Иаира (Лук 8:51). В Деяниях апостолов Петр и Иоанн
показаны как искушенные ученики Иисуса, которые совершают исцеления и даруют
уверовавшим Святого духа (Деян 3:1-9, 8:14-17 и др.).
Итак, если Апокалипсис был написан не Иоанном Зеведеевым, тогда кем же? Пусть
его автор не умел низводить огонь, зато он хорошо знал и понимал книгу Даниила и
другие ветхозаветные сочинения, в то время как Петр и Иоанн были людьми
некнижными (Деян 4:13). Архангел Михаил (Дан 12:1) упомянут в новозаветном
каноне лишь дважды. В книге Откровения он воюет с драконом (12:7), а в грозном
послании апостола Иуды, брата Иакова (и, соответственно, Иисуса), он ведет спор
с дьяволом (Иуд 1:9). Здесь будет уместно привести выдержку из малоизвестного
коптского текста, повествующего о деяниях Павла, в котором он изрекает
следующее: «Мужи братья, послушайте, что случилось со мной в Дамаске... Я
вступил в великую церковь с благословенным Иудой, братом Господа...» (Hennecke,
vol. 2, p. 388). Между прочим, эти апокрифические слова наименьшего из апостолов
неплохо сочетаются с текстом Деяний, согласно которым в Дамаске Павел оказался в
Иудином доме (9:11).
В конце этого мини-исследования затронем проблему числа 666. Многим кажется
убедительной гипотеза, что в нем зашифрованы слова «Нерон кесарь» (Ренан, с.
175-176; Энгельс, с. 12; Мень, с. 70). Однако при этом не учитывается одна
существенная деталь: в талмудической литературе слова «кесарь» и «Нерон»
пишутся, как правило, с буквой йод (Jastrow, pp. 909,1365), в результате чего
числовое значение данного словосочетания возрастает на целых 20 единиц. Кроме
того - и это важнее, - император Нерон соответствует всего лишь одной из голов (Отк
13:3), тогда как искомое число относится ко всему зверю.
В качестве решения этого нескончаемого вопроса предложим фразу из Дамасского
документа, рассматривавшуюся выше, а именно: «глава царей Иавана» или «рош малки
йаван» (реш-алеф-шин мем-ламед-каф-йод йод-вав-нун). Произведем несложные
арифметические выкладки: (200+1+300)+(40+30+20+10)+(10+6+50) = 501+100+66 = 667.
В греческом тексте Откровения число зверя передано посредством трех букв - хи,
кси и стигмы (600 + 60 + 6). Таким образом, чтобы получилось 667, в конце триады
должна стоять дзета (знак числа 7). В подкрепление предлагаемой версии сошлемся
на статью из Википедии, посвященную букве сигма, где говорится, что «финальную
строчную сигму часто путают со строчной дзетой, которая в конце слов практически
не встречается, и со стигмой, ныне употребляемой исключительно для обозначения
числа 6».
Библиография
Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Мень А. Откровение Иоанна Богослова. Знание-сила. 1991, №9, с. 45-90.
Ренан Э. Антихрист. Л., 1991.
Тексты Кумрана. Выпуск 1 (перев., введ. и коммент. И. Д. Амусина). М., 1971.
Тексты Кумрана. Выпуск 2 (введ., перев. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, М. М.
Елизаровой и К. Б. Старковой). СПб., 1996.
Энгельс Ф. Книга Откровения. Маркс и Энгельс. Сочинения, т. 21, с. 7-13.
The Dead Sea Scrolls Study Edition (ed. by Florentino G. Martinez & Eibert J. C.
Tigchelaar), vol. 1,2. Leiden, 1997-98.
Hennecke E. New Testament Apocrypha, vol. 1,2. London, 1963, 1965.
Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and
the Midrashic Literature. NY, Berlin, London, 1926.
|
|