На следующей странице:

С. Рысев. Кумранские рукописи как
источник по истории Палестины I в. н.э.

 

 

Сергей Рысев


Кумран, лжепророки и число зверя


         К многочисленным точкам соприкосновения между рукописями Мертвого моря и Новым Заветом, которые не могут или не хотят заметить представители академической науки, можно отнести концовку так называемого Дамасского документа, одного из важнейших текстов кумранской библиотеки, и самые интригующие главы книги Откровения, или Апокалипсиса, - пророчество о драконе, звере и лжепророке.


         Нет сомнений, что дракон в последней книге Нового Завета – это воплощение всяческого зла, «дьявол и сатана» (Откр 20:2). Образ выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами также вполне прозрачен. Здравомыслящие комментаторы Апокалипсиса сходятся во мнении, что за ним скрывается Римская империя (см., например, Ренан, с. 174-175; Энгельс, с. 11; Мень, с. 68-69). Сразу же отметим, что зверь этот уподоблен барсу (13:2), который в книге Даниила соответствует третьему (Дан 7:6,17), а вовсе не четвертому царству, хотя большинство толкователей усматривает Рим именно в последнем. Тем самым напрашивается вывод, что четвертое царство, которое описано у Даниила наиболее подробно и которым должны овладеть «святые» (7:22) во главе с Сыном человеческим (7:13-14), - это Израиль!

         Намного более загадочен в Откровении второй зверь (он же лжепророк) с рогами, подобными агнчим, который, в отличие от первого зверя, «выходит из земли» (13:11). Он может низводить с неба огонь и творить чудеса, заставляет живущих на земле поклоняться первому зверю, грозясь уничтожить непокорных, и собирается сделать всем начертание на правую руку или чело, без которого «нельзя будет ни покупать, ни продавать» (13:12-17). Удовлетворительного ответа на вопрос, какая историческая личность скрывается за этим образом, дано еще не было. Далеко не все ясно и с пресловутым числом зверя, которое можно сосчитать, зная имя первого зверя (13:18).

        Оценивая описанные деяния лжепророка, сделаем предположение, что «земля», из которой он выходит, – это Палестина, а «живущие на земле» - иудеи. Тогда получается, что автор Апокалипсиса говорит о своем идейном противнике, настроенном терпимо по отношению к Риму. Теперь обратимся к вышеупомянутому Дамасскому документу, в котором обнаруживаем схожую историческую ситуацию и целый букет совпадений с главой 13 Апокалипсиса.

        Документ этот представляет собой сочинение программного характера, которое адресовано членам общины, поселившимся в «земле Дамаска» (CD 6,5). Он включает в себя два текста, А и В, второй из которых (страницы 19 и 20) является частичной переработкой и дополнением страниц 7 и 8 текста А. Создается впечатление, что изменившаяся политическая обстановка заставила автора текста В внести коррективы в содержание исходного послания. На странице 8 (и 19) этого послания говорится о пути нечестивцев, с которыми связывается стих 32:33 Второзакония («Вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов»). Стих тут же раскрывается следующим образом: «Драконы – это цари народов, вино их – это их пути, а отрава аспидов – это глава царей Иавана, пришедший, чтобы им отомстить» (8,9-11 и 19,21-24). Далее сказано, что этого не поняли те, кто идет за лживым проповедником, и что они будут наказаны Богом.

        Дефиниция «глава царей Иавана» особых проблем не вызывает. В период создания кумранских текстов подобной главой мог быть только Рим, подчинивший все эллинистические государства Восточного Средиземноморья. Для сравнения процитируем Апокалипсис: «Жена же... есть великий город, царствующий над земными царями» (17:18). Перед этим автор Откровения пытается объяснить, что он имеет в виду под семью головами и десятью рогами, которыми он наделил своего зверя. Если с головами все понятно: это и семь холмов, на которых стоит Рим (жена, блудница), и череда римских императоров (17:9-10), то с десятью рогами у комментаторов возникают трудности. Предполагается, что это могли быть парфянские сатрапии или даже римские провинции (Мень, с. 77; Ренан, с. 181).

         Действительно, десять царей-рогов получились у создателя Апокалипсиса какими-то амбивалентными. С одной стороны, они возненавидят и уничтожат блудницу (17:16), а с другой, им суждено передать свою власть и царство зверю (17:13,17). Обращаем внимание на то, что цари эти также позаимствованы из книги Даниила (7:7,20,24). Тем самым можно заключить, что в ветхозаветном пророчестве под ними подразумевается царская династия Хасмонеев (их было ровно десять), а под рогом не похожим на прежних, перед которым выпали три, – Ирод. Автор Апокалипсиса, оказавшись в затруднительном положении, переносит действие на небеса, где по логике вещей должен был пребывать Агнец, с которым десять царей и поведут брань (17:14).

        Вернемся к Дамасскому документу. Перед пассажем с «главой царей Иавана» текст В предрекает, что в грядущий период взыскания спасутся только верные, которые проживут тысячу поколений (сравни с 1000-летним царствованием оживших – Откр 20:4), а все изменники будут преданы мечу. Здесь же дается ссылка на устрашающее место из книги пророка Иезекииля (9:4-6), где подручные Бога оставляют в живых только тех, на чей лоб нанесена мета («Чтобы сделать знак на челах скорбящих и воздыхающих» - CD 19,11-13). Ниже членам общины предписывается не заключать с отступниками никаких соглашений, связанных с имуществом и работой (CD 20,7). Еще ниже говорится что договор, установленный в земле Дамаска, – это Новый Завет (!) и что со дня кончины Единственного учителя (сравни: «Ибо один у вас учитель – Христос», Мф 23:8) до конца всех сторонников войны, которые последовали за лжецом, пройдет около сорока лет (CD 20,12-15).

        Согласно одной из точек зрения (Ренан, с. 154; Энгельс, с. 8), Апокалипсис был написан в 68/69 гг. В самом деле, на основании стиха 11:2 («Внешний двор храма... дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца») можно заключить, что в те дни Иерусалим находился в кольце неприятеля. Иисус умер примерно на 40 лет раньше. Большинство экспертов считают, что Кумран был захвачен римлянами в 68 г. (см. Кумранские рукописи как источник по истории Палестины I в. н. э. - http://ec-dejavu.ru/q/Qumran.html). Тогда текст В Дамасского документа мог появиться вскоре после этого события.

        Автор Откровения, называющий себя Иоанном (1:1 и др.), очевидно, не умел низводить с неба огонь (13:13). Зато это умели делать другие ученики Иисуса, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, которые именно таким способом хотели наказать негостеприимных самаритян (Лук 9:54). В другом месте они уверяют Иисуса, что могут пить чашу, которую он пьет, и креститься крещением, которым он крестится (Мк 10:38-39). «Сыны громовы» (Мк 3:17) составляли вместе с Петром ближний круг апостолов (сравни: «Пусть будут в совете общины двенадцать человек и три священника» - 1QS 8,1, Устав общины). Эти трое находились рядом со своим наставником в самые таинственные и драматические моменты его проповеди, например при воскрешении дочери Иаира (Лук 8:51). В Деяниях апостолов Петр и Иоанн показаны как искушенные ученики Иисуса, которые совершают исцеления и даруют уверовавшим Святого духа (Деян 3:1-9, 8:14-17 и др.).

         Итак, если Апокалипсис был написан не Иоанном Зеведеевым, тогда кем же? Пусть его автор не умел низводить огонь, зато он хорошо знал и понимал книгу Даниила и другие ветхозаветные сочинения, в то время как Петр и Иоанн были людьми некнижными (Деян 4:13). Архангел Михаил (Дан 12:1) упомянут в новозаветном каноне лишь дважды. В книге Откровения он воюет с драконом (12:7), а в грозном послании апостола Иуды, брата Иакова (и, соответственно, Иисуса), он ведет спор с дьяволом (Иуд 1:9). Здесь будет уместно привести выдержку из малоизвестного коптского текста, повествующего о деяниях Павла, в котором он изрекает следующее: «Мужи братья, послушайте, что случилось со мной в Дамаске... Я вступил в великую церковь с благословенным Иудой, братом Господа...» (Hennecke, vol. 2, p. 388). Между прочим, эти апокрифические слова наименьшего из апостолов неплохо сочетаются с текстом Деяний, согласно которым в Дамаске Павел оказался в Иудином доме (9:11).
 

         В конце этого мини-исследования затронем проблему числа 666. Многим кажется убедительной гипотеза, что в нем зашифрованы слова «Нерон кесарь» (Ренан, с. 175-176; Энгельс, с. 12; Мень, с. 70). Однако при этом не учитывается одна существенная деталь: в талмудической литературе слова «кесарь» и «Нерон» пишутся, как правило, с буквой йод (Jastrow, pp. 909,1365), в результате чего числовое значение данного словосочетания возрастает на целых 20 единиц. Кроме того - и это важнее, - император Нерон соответствует всего лишь одной из голов (Отк 13:3), тогда как искомое число относится ко всему зверю.

         В качестве решения этого нескончаемого вопроса предложим фразу из Дамасского документа, рассматривавшуюся выше, а именно: «глава царей Иавана» или «рош малки йаван» (реш-алеф-шин мем-ламед-каф-йод йод-вав-нун). Произведем несложные арифметические выкладки: (200+1+300)+(40+30+20+10)+(10+6+50) = 501+100+66 = 667. В греческом тексте Откровения число зверя передано посредством трех букв - хи, кси и стигмы (600 + 60 + 6). Таким образом, чтобы получилось 667, в конце триады должна стоять дзета (знак числа 7). В подкрепление предлагаемой версии сошлемся на статью из Википедии, посвященную букве сигма, где говорится, что «финальную строчную сигму часто путают со строчной дзетой, которая в конце слов практически не встречается, и со стигмой, ныне употребляемой исключительно для обозначения числа 6».
 

 

Библиография


Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983.
Мень А. Откровение Иоанна Богослова. Знание-сила. 1991, №9, с. 45-90.
Ренан Э. Антихрист. Л., 1991.
Тексты Кумрана. Выпуск 1 (перев., введ. и коммент. И. Д. Амусина). М., 1971.
Тексты Кумрана. Выпуск 2 (введ., перев. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, М. М. Елизаровой и К. Б. Старковой). СПб., 1996.
Энгельс Ф. Книга Откровения. Маркс и Энгельс. Сочинения, т. 21, с. 7-13.
The Dead Sea Scrolls Study Edition (ed. by Florentino G. Martinez & Eibert J. C. Tigchelaar), vol. 1,2. Leiden, 1997-98.
Hennecke E. New Testament Apocrypha, vol. 1,2. London, 1963, 1965.
Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. NY, Berlin, London, 1926.

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2009
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир