На следующей странице:
      Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри.

 

 

                                        Е. А. Сайко

 

 Социокультурный портрет российской провинции Серебряного века
 

Сайко Е.А. Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века. М., Изд-во РАГС, 2004, с. 35-46.

 


                      1. Российская провинция: понятие, явление
 

    «...За Петербургом есть довольно обширное пространство, именуемое Россией. Это пространство разделяется на значительное количество губерний; в каждой губернии находится по одному губернскому городу. В числе губернских городов город Симбирск отличается своим живописным положением, но вместе с тем некрасивостью зданий. Некоторые петербургские жители, исключительно ограничивающие свою жизненную деятельность одним Петербургом, не знают, может быть, этих подробностей и потому, по правилам строгой последовательности, я объясняю сперва о существовании города Симбирска...»1 - так начинается фельетон В.А.Соллогуба про «одну из провинций».
 

      Действие этого повествования разворачивается на улицах городка и в стенах местного театра, герои - актеры и зрители - олицетворяют собой нравы своеобразные: таких в столице не водится, да и жизнь здесь иная: на взгляд неискушенный - захолустная - какой же ей быть в заштатном городе?! Ыо если присмотреться - есть в ней свой изыск. Вот он - образ провинции, столь традиционный для русской литературы XVIII - начала XX века. Печально или нет, но провинциальные нравы и обычаи, уклад жизни в глубинке и сам ее темпоритм были и остаются излюбленной мишенью для иронии и гротеска в повестях, романах, пьесах и публицистике. История также подтверждает, что картинки из провинциальной жизни - во вкусе живописцев, а вслед за ними их по достоинству оценили фотографы и кинорежиссеры: покидая пределы столиц в поисках сюжетов и мотивов, начинающие и мэтры от традиционных и новомодных изящных искусств рьяно охотились за этой, как им казалось, «уходящей натурой» - странной и славной, знакомой и своеобычной, наивной и «дремучей» провинцией.
--------------------------------
1 Соллогуб В.А. Симбирский театр // Русский театральный фельетон.
Л., 1991. С. 154.
35

      Строго говоря, провинция - понятие иноземное. Именно так - провинциями - называли в Древнем Риме подвластные территории, расположенные вне Италии и управляемые римскими наместниками. В начале XVIII века заморское слово укоренилосьна российской почве, и к 1719 году число провинций в стране достигло сорока пяти. Каждая губерния включала определенное количество провинций. Петербургская насчитывала одиннадцать, Московская делилась на девять, Киевская вмещала четыре, Рижская - две и т. д. Во главе провинции стоял воевода, а в губернских городах правил губернатор, при нем же находилась провинциальная канцелярия. Провинции в свою очередь делились на уезды (дистрикты). В 1775 году согласно «Учреждениям о губерниях» провинцию как территориально-административную единицу упразднили 1. Но к тому времени это понятие прочно вошло в обиход, обрело определенный подтекст и знаковый смысл - начиная с XVIII века и до сих пор так называют места, удаленные от столиц, жизнь в которых «серая» и скучная, одним словом, провинциальная. Но если присмотреться...
 

    Укоренившийся в литературе традиционный образ российской провинции и ее истинный облик, что называется провинция во плоти - изрядно отличаются друг от друга. Реальная российская провинция, представляя собой определенную социокультурную среду, неоднородна по структуре и многообразна в своих видовых формах, и уже поэтому интереснее книжного обобщенного образа. Как многосоставное целое она включает в себя города,
----------------------------
1 Близким но географическому, территориальному и социокультурному значению к понятию «провинция» является понятие «регион», укоренившееся в XIX в. По определению Г.А. Аванесовой, « регион может означать географическую территорию, административную границу государственного членения, хозяйственный район, историко-культурную местность, природ но-ландшафтную зону, погодно-климатическую область, некий ареал распространения чего-либо значимого для человека» (Аванесова Г.А. Ядро -- периферия и процессы регионализации культуры // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. С. 187). Подробнее о регионе см.: Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во РАГС, 2004; Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. Волгоград, 2002 и др. В данной работе понятия «провинция» и «регион» используются как аналогичные. - Прим. авт.
36


«городки» («местечки»), соответствующие в российском контексте губернским городам и уездам рубежа Х1Х-ХХ вв., а
с точки зрения современного территориально-административного деления - областным городам и городам - районным центрам. Эти социогеографические формы соответствуют типу «большой провинции». Ему противостоит «малая провинция» - деревни и поселки, а в эпоху Серебряного века и ранее существовали еще и поместья (усадьбы) - нечто промежуточное между большой и малой провинцией.
 

      Город занимает особое место в иерархии типов провинции. Это основа ее культурной среды, поскольку именно в городе концентрируются различные направления в культуре - исконные, традиционные для данной местности и пришедшие извне - например, из столиц. С понятием «провинциальный город» связаны судьбы многих выдающихся личностей, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку и культуру.
      Для одних он означаег начало биографии, для других - ее продолжение, новый виток.
      В известной мере образ города - из категории вечных в креативных и научных концепциях. Феномен города был привлекателен во все времена - его исследовали, изучали и описывали историки, литераторы, философы, архитекторы, художники и т. п. Каждый из них подспудно считал город категорией загадочной и по-своему интерпретировал его секреты.
 

      Так, концепция Макса Вебера 1 основывается преимущественно на социо-экономическом и политическом значении города. Типология средневекового города, данная им, весьма актуальна для российских городов конца XIX - начала XX века. Представляя собой многообразный конкретно-исторический феномен, в массе своей отечественные города соответствуют определению Вебера - это «поселения с сильно выраженным торгово-промышленным характером»"2, которые по экономическому признаку можно подразделить на город потребителей и производителей, с точки зрения сословий - на аристократический и ремесленный город и город торговцев (в контексте России - купеческий). Однако в действительности социальная структура конкретного города более гибкая, поэтому в одном городе, как правило, соседствуют бок о бок аристократические, рабочие районы, слободы-местечки и др., а в целом взаимодействие различных слоев населения в сочетании с этническим своеобразием его отдельных групп формирует единое социокультурное пространство - город.
--------------------------

1 См: ВеберМ. Город//Избранное. Образ общества. М., 1994.
2 Там же. С. 309.

37

    В российской культуре городу отведено особое место. Реальные и вымышленные города не раз становились местом действия, художественным пространством и системой символов в произведениях русской литературы и публицистики 1. Философско-культурологические концепции города предлагают свою типологию этого феномена. Например, Ю.Лотман рассматривает город в двух семантических плоскостях: «город как пространство» и «город как имя»2. При этом под «городом-пространством» нередко подразумевается целое государство - Рим-город, Рим-мир или же его антитеза. К разновидностям «города-пространства» Ю.Лотман относит также и «город-храм» (Иерусалим), эксцентрический и концентрический типы города (Петербург). Актуальным в концепции Ю.Лотмана оказывается положение о том, что город следует воспринимать в качестве сложного семиотического механизма, генератора культуры, ведь он «представляет собой котел текстов и кодов, разноустроенных и гетерогенных, принадлежащих разным языкам и разным уровням, город как и культура - механизм, противостоящий времени...», потому что «он заново рождает свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно»3. Интересной в данном аспекте представляется ассоциация Александра Гениса: «Город это... стихотворение ибо в его устройстве заложены хитрые законы ритма и метра» 4. Российский провинциальный город, пусть в менее концентрированном виде, является тому подтверждением.
-----------------------

1 См.: Пушкин А.С. Медный всадник; Гоголь Н.В. Миргород; Петербургские повести; Салтыков-Щедрин М.Е. История города Глупова. Белый А. Петербург и др.
2 Лотман ЮМ. Заметки о художественном пространстве // Избранные статьи. Т.1. Таллин, 1993. С. 453.
3 Там же.
4
Генис А. Вавилонская башня. М., 1997. С. 76.
38
 

    Поместье или усадьба - иной, более «камерный» по сравнению с городом тип провинции. Именно здесь, в «дворянских гнездах», весьма удаленных от Москвы и Петербурга, начиналась жизнь многих личностей, их путь в российскую культуру. Дворянские усадьбы появились в России на исходе екатерининской эпохи в конце XVIII века. Возникновение этого социокультурного феномена во многом связано с новыми тенденциями в общественной жизни того времени, получившими адекватное воплощение в литературе и живописи современников: крах иллюзий, обусловленный неверием в результаты какой-либо деятельности на пользу государству, порождал мотивы отшельничества и как следствие - нового героя, призревшего столичную суету ради жизни в глуши. Отныне он живет с семьей в своей усадьбе в мире с природой, друзьями и любимыми крестьянами. Державин, Львов, Капнист, Боровиковский поэтизировали быт и нравы дворянской усадьбы. Н.Карамзин в своих «Записках старого московского жителя» также отмечал эстетическую и нравственную силу пантеизма; «...Русские уже чувствуют красоту Природы; умеют даже украшать ее. Объезжайте Подмосковный: сколько прекрасных домов, Английских садов, сельских заведений, достойных любопытного взора просвещенных иностранцев!... Рощи, - где дикость Природы соединяется с удобностями искусства, и всякая дорожка ведет к чему-нибудь приятному: или к хорошему виду, или к обширному, или к живописной дичи - наконец заступают у нас место так называемых правильных садов, которые ни на что не похожи в натуре и совсем не действуют на воображение»1. Об интеллектуализме обитателей дворянских гнезд свидетельствовали собрания живописи, домашние театры, хорошие библиотеки, которые в захолустье не являлись чем-то исключительным. Сочинения Ломоносова, Сумарокова, Хераскова, Карамзина, Вольтера и Дидро - таков интеллектуальный минимум просвещенного хозяина провинциальной усадьбы. Несмотря на свою объективную территориально-социальную замкнутость, дворянская усадьба уже в начале XIX века символизировала в микроформах происходящие в российской культуре макропроцессы. Именно поэтому в границах поместий и усадеб в условиях согласия и противостояния формировались судьбы будущих талантов и гениев, которым предстояло созидать не только отечественную, но и мировую культуру.
----------------------------------

1 Карамзин Н. Записки старого московского жителя. М., 1993. С. 60.
39

    Усадьба или поместье, деревня и провинциальный город вместе и каждый в отдельности соответствуют понятию «малая родина». «Малая родина», являясь прообразом отечества, определяет основные критерии взаимоотношений личности и «большой родины». Подобную мысль высказал Г.Федотов в своей работе «Лицо России»; «Что ощущалось всего сильнее в образе родины? Ее природное земное бытие: линии ландшафта и воздух родных полей и лесов. И мы томились - кто по берегам и соснам северных сторон, кто по суровым просторам степей, по безбрежной Волге и дыханию восточных песков... В родине впервые приоткрывается лицо России» 1. Будучи социо-культурной средой, малая родина одновременно становится первой и основной аксиологической нишей для личности. Малая родина подобно компасу определяет ее ориентиры на пути к достижению идеала и нередко сама отождествляет нечто идеальное, олицетворяя собой красоту и свободу. Эта идеализация особенно ощутима в различных формах воспоминаний (мемуарах, автобиографических заметках, фрагментах из романов, рассказов), где малой родине соответствуют метафоры - даль, ширь, простор. Так, героиня рассказа И.Бунина «свой северный. край называет Русью <... > Ее рассказы о родине величавы. Леса там темны и дремучи... Солнце на закате играет как в сказке, звезды ночью - в лебяжье яйцо» 2. Семантически малая родина в образах «даль» или «простор» приближается к философическому толкованию М.Хайдеггером пространства как «высвобождению мест, где судьбы поселяющегося тут человека повертываются или к целительности родины, или к гибельной безродности, или же к равнодушию перед лицами обеих»3.
-------------------------------
1 Федотов Г.П. Лицо России // Судьба и грехи России. М., 1994.С. 27.
2 Бунин И.А. Русь
// БунинИ.А. Окаянные дни. М., 1991. С. 204-205.
З
XайдеггерМ. Время и бытие. М., 1993. С. 312.
40
 

    Итак, малая родина во всем многообразии своих форм является истоком, почвой, средой для рождения и становления личности. Город, деревня или усадьба формируют ее нравственные установки и ценностные ориентиры, а также фокусируют в своей системе координат место и время жизненного и профессионального выбора индивидуальности. Все перечисленные свойства наиболее ярко характеризуют провинцию (малую родину) как феномен культуры.
 

      Отношение к провинции как социокультурному феномену всегда было противоречивым. Независимо от эпохи, оно традиционно развивалось в двух направлениях - обозначим их условно: отчуждение и патриотизм. Приверженцы первого, по большей части обыватели, нередко выражают недовольство своим провинциальным происхождением, в их поведении просматриваются различные проявления «маргинального комплекса» - собственно «провинциализм». Личность же неординарная, талантливая практически лишена подобного комплекса. Скорее, наоборот - память о малой родине подпитывает ее художественное воображение и умножает креативный потенциал. Литераторы, художники, актеры, музыканты обычно идеализируют и поэтизируют образ провинции, где происходит какая-то своя, тихая, не большая жизнь с локальными проблемами, которая, на первый взгляд, крайне отличается от жизни двух российских столиц - почти «как мечта и мачта» (В.Набоков).
 

      Заметим, что «провинциальность» - понятие неоднозначное и по сути своей конфликтное. Существует по меньшей мере два типа провинциальных нравов. Одному из них свойственна подражательность, стремление уйти от провинциального бытия, что выражается, в частности, в копировании столичного образа жизни. Другой тип, верный культуре провинции, демонстрирует нигилизм по отношению к существующим политико-экономическим, культурным приоритетам и всяким «столичным штучкам». В свою очередь эти типы личностей сталкиваются и конфликтуют со столичным социокультурным типом, что во многом детерминирует миграционные процессы; определенная часть населения, стремясь к духовному освобождению, покидает столицу, в то время как провинциалы отправляются в нее - в поисках 41

себя,
лучшей доли, полноты жизни и карьеры ради. В эпоху Серебряного века провинция, будучи вдали от прессинга власти, символизировала собой для многих жителей Москвы и Петербурга «волю»; провинциалов же привлекала столица - прежде всего динамикой экономической, политической и культурной жизни и, конечно, романтикой неизведанности.
 

      Известно, что «ругать провинцию» для русской мысли - исторической, философской, публицистической - было делом привычным, в известной мере считалось хорошим тоном, и, надо отметить, многие русские литераторы делали это не без удовольствия. Поэтому споры о провинции в среде столичной интеллигенции были во второй половине XIX - начале XX века явлением вполне традиционным.
 

      Так, известный исследователь и публицист Н.А.Рубакин отмечает, что читатель «растет и развивается среди неграмотных людей, среди книжного и идейного оскудения... Сопоставляя число посетителей читален с числом городских жителей, находим, что из сотни жителей посетило читальню в течение года, но только по одному разу: в Нижнем - 29,3 чел., в Саратове - 11,5, в Воронеже - 40,6, Херсоне - 27,2»1.


    У современных исследователей - иная точка зрения. К примеру, А. В. Павлов екая считает, что «книга отнюдь не была достоянием исключительно дворянской среды, ее роль в купеческой жизни также была значительна. Вопреки распространенному представлению о неграмотности русского крестьянства, читала и деревня»2. В подтверждение своих суждений она приводит данные Этнографического бюро князя В.Н.Тенишева, свидетельствующие о роли книги в жизни крестьян: «"... охота к чтению у крестьян развита. Причем неграмотные испытывают зависть к грамотеям". "Грамотеи читают повсюду, и вслух, и про себя, собирая любителей послушать. Зимой в местную сторожку или школу собиравэтся любители чтения, по 20 человек и более...". "Грамотные крестьяне относятся к чтению с любовью и
--------------------------------

1 Рубакип Н.А. Этюды о русской читающей публике. Санкт-Петербург, 1895. С. 167.
2 См.: Павловская А.В. Образование в России: история и традиции.
М: Олма-Пресс, 2003. С. 41.
42


охотой.
Книги божественного содержания считают "сурьозным чтением". Гражданское чтение вообще считается забавой". "Поступив на фабрику, забывают все (из школы), кроме любви к чтению. Поэтому многие, обзаведясь семьей, покупают для детей книги, которые читают и сами, и азбуки, по которым готовят своих детей к школе. Есть приходская библиотека... ею постоянно пользуются. В приходе открыта небольшая народная библиотека на средства общества трезвости... "»1.
 

    Однако в «Объяснительной записке к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год» (СПб., 1912) содержится довольно печальная статистика 2. Согласно результатам обследования положения школьного дела в России, проведенного Комитетом Грамотности, количество начальных училищ и школ грамотности составило 60592 (учащихся в них - 2970066 человек). В 1903 г. ситуация изменилась: начальных школ стало значительно больше - 87973, число учащихся также возросло (5088029 человек)3. В записке отмечается: «Общий размер средств содержания этих школ превышал в 1903 г. 59 млн руб., из которых 30,1 млн руб. приходилось за счет земств, сельских и городских обществ, казенное ассигнование равнялось 15,8 млн руб. ... Остальные 13 млн были получены путем пожертвований, от платы за обучение и из других источников»4.
--------------------
1 См.: Павловская А.В. Образование в России: история и традиции.
М: Олма-Пресс, 2003. С. 146-148.
2 А.В.Павловская отмечает: «существует концепция, что крестьяне
нередко скрывали свою грамотность от официальных лиц, боясь преследования или каких-то неожиданных обязанностей, а чаще всего просто на всякий случай, - следовательно, официальные данные о грамотности в деревнях могли быть сильно занижены» (Павловская А.В. Образование в России: история и традиции. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 144).
3 См.: Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник.
СПб., 1995. С. 342-343.
4 См. там же. С. 343.

43

      Значительный вклад в борьбу с неграмотностью населения России внес проект введения всеобщего обучения, выработанный Министерством Народного Просвещения в 1906 г. Как сообщает-ся в «Объяснительной записке...» (СПб., 1912): «Хотя закон о всеобщем обучении не издан до настоящего времени, но основные начала министерского проекта получили 3 мая 1908 г. силу закона, и с этого времени начинается широкий отпуск средств на народное образование и планомерное открытие школ, имеющее своей конечной целью обеспечить доступность начального обучения для всего населения Империи»1. По результатам школьной однодневной переписи (от 18 января 1911 г.), в России зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей в возрасте от 8 до 12 лет, что свидетельствует о серьезных положительных изменениях в начале XX в., происходивших в системе российского образования в целом, и, в частности, о тех возможностях в получении образования, которые представлялись жителям российских провинций 2.
 

    Тем не менее нравы провинции оставались под прицелом критики. В конце XIX в. о них весьма нелестно отзывалась и сама губернская пресса 3:

 

     «Игнорируя потребность чтения, наше общество заполняет свой досуг исключительно картежной игрой, «Винт» стал у нас злобой дня. Винтят днем и ночью. Взрослым подражает и молодежь, и грустную картину представляют собой эти не по летам серьезные, бледные от бессонницы юноши, почти дети, убивающие золотые годы за картами и пивом, не зная, не будучи знакомыми хотя бы по одним именам, с такими даже корифеями отечества, как Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев...».
 

     «О низших слоях общества и говорить нечего, потребности к чтению ни у кого никакой. Досуги заполняются шатанием по винным погребам, пивным лавкам и прочим нескучным местам. А между тем, в этих низших слоях немало десятков людей, окончивших курс уездного и народных училищ, людей просвещенных...»
------------------------------

1 См.: Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. С. 342-343.
2 Там же.
3 См.: Рубакин НА. Этюды о русской читающей публике. Санкт- Петербург, 1895. С. 93.

44


      В то же время пресса отмечала: «есть личности (в провинции - Е. С.), воодушевленные более или менее идеальными стремлениями, старающиеся осуществить их; есть личности, самодеятельные и энергичные, которые, не взирая на многоразличные затруднения, смело идут к поставленной цели. Но эти люди составляют такую маленькую величину, которая совершенно не влияет на массу» 1.
 

    На исходе XIX века роль и место провинции в российском общественном и культурном движении становятся темой острых дискуссий. Если раньше у провинции были, в основном, только судьи, то теперь появились и адвокаты. Среди них - известные литераторы В.Короленко, М.Салтыков-Щедрин. Последний, к примеру, утверждал: «без провинции у меня не было бы и половины того материала, которым я живу как писатель» 2.
 

    В свою очередь В.Короленко, осознавая тесную взаимосвязь между центром и провинцией, писал: «Жизнь повсюду... Но... есть одна черта существенного отличия: то, что в столицах является по большей части идеей, формулой, отвлеченностью, - здесь мы видим в лицах, осязаем, чувствуем, воспринимаем на себе. Поэтому поневоле то самое, что в столице является борьбой идей, - здесь принимает форму реальной борьбы живых лиц и явлений...» 3.
 

      В центре споров о российской провинции в конце XIX - начале XX века оказалась творческая личность и ее выбор: где жить, где самореализовываться - в провинции или столице?! В связи с этим А.Чехов (провинциал по рождению) полагал, что провинция может рано состарить. Иван Бунин, выросший в провинции, вообще предпочитал столичную жизнь провинциальной и при этом не упускал случая покритиковать писателей, которые добровольно жили в провинциальных городах или же «романтизировали» глубинку. Одной из любимых мишеней критики Ивана
-----------------------------------

1 Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. Санкт-Петербург, 1895. С. 93.
2 М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. М., 1975.
Т. 1. С. 265.
3 Короленко В.Г. Памяти А.С.Гациского II А.С.Гациский. Горький,
1939. С. 34.
45

Бунина стал чеховский «Вишневый сад». «...Воспел погибающую красоту "вишневых садов" Чехов, имевший весьма малое
представление о дворянах-помещиках, о дворянских усадьбах, об их садах, но еще и теперь чуть не всех поголовно пленяющий мнимой красотой своего «Вишневого сада»... - писал И. Бунин о пьесе и ее авторе. - Раневская, Нина Заречная... Даже и это: подобные фамилии придумывают себе провинциальные актрисы...»1.


    В отличие от И.Бунина и многочисленных апологетов столичной жизни, писательница В.Дмитриева, надолго обосновавшаяся в провинции, считала:
 

    «1) ... надо же кому-то жить в провинции, иначе она задичает, да и сама литературная братия, скучившись в одном месте и варясь в собственном соку, может потерять связь со страной и обесцветиться»;
      2) ... я не гонюсь ни за славой, ни за деньгами, так как, если ты не гений, для этого надо приспосабливаться и заискивать, а я не способна ни на то, ни на другое, ни на третье и дорожу своей независимостью;
    3) ... по моему мнению, в провинции и люди оригинальнее, и поле для общественной работы шире, потому в смысле богатства материала писателю гораздо интереснее жить в провинции, чем в столице, куда ему время от времени не возбраняется ездить, чтобы и впечатления освежать, и литературные связи поддерживать»2.
 

    В целом автобиографические произведения, пресса периода Серебряного века и современные культурологические и искусствоведческие исследования свидетельствуют о том, что; вопреки бытовавшим тривиальным мнениям о провинции как о чем-то сером, глухом, невосприимчивом к свежим веяньям, российская провинция в конце XIX - начале XX века становится активным участником процесса политико-экономического и культурногоразвития страны, а кроме того, социокультурной средой, сформировавшей множество ярких личностей, индивидуализировавших эпоху.
-------------------------------
1 Бунин И.А. Автобиографические заметки // Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1991. С. 221.
2 См.; Ласунский О.Г. Литературные раскопки: рассказы литературоведа. Воронеж, 1972. С. 127.

46

 

 
 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир