Погребальная ладья
В.Я. Петрухин
Погребальная ладья викингов
и "корабль мертвых"
у народов Океании и
Индонезии
Сиволика культов и ритуалов у народов зарубежной Азии. М., 1980, с. 79-91.
У народов, жизнь и благополучие которых тесно связаны с водой, морем,
культура которых определяется как "культура мореплавателей", очень сходны формы
выражения связи с потусторонним миром, в частности обряды захоронения в лодках,
и в этом смысле нет разницы между погребением древнего викинга и современного
самоанского или фиджийского вождя.
"Корабль" для
народов Океании был моделью общины и общества в целом. На Таити короля
сравнивали с парусом, вождей - с мачтой, знать - со снастями, простой народ - с
балансиром, придающим лодке устойчивость. Социальная структура соотносилась с
командой корабля и в представлении скандинавов-язычников, судя по описанию
погребальных обычаев, данному хронистом XII в.
Саксоном Грамматиком. По "эдикту" легендарного конунга Фроди представителей
родоплеменной знати следовало сжигать после смерти на костре, сооруженном из
собственного корабля; вождей или конунгов следовало хоронить в их "кораблях".
Арабский дипломат Х в. Ибн Фадлан, видевший скандинавский обряд сожжения в
ладье на Волге, писал, что вождей принято сжигать в больших "кораблях", людей
незнатных - в лодках.
У
народов островов Тихого океана лодки - также обычный атрибут похоронного обряда
знати. У ряда племен Полинезии и Микронезии набальзамированные тела вождей
отправлялись в морское плаванье в лодках, тогда как тела рядовых общинников
просто топили в море.
Основная и естественная функция лодки - транспортная - переносилась и в
загробный мир. Лодка была необходима для загробного плавания к острову мертвых (
верование народов о-вов Тихого океана) или в загробный мир, расположенный за
морем (представление скандинавов). Интересно, что исландский автор
XIII в. Снорри Стурлусон в "Саге об Инглингах" выводил
скандинавских богов асов из Малой Азии (Асгарда), куда после смерти отправился с
погребального костра главный ас Один; но в загробный мир к Одину (Вальхалла)
отправлялись в своих ладьях и павшие в бою конунги. Согласно древней
традиции, записанной Прокопием Кесарийским, германцы считали загробным островом
Британию, куда отправлялись лодки с душами умерших. В представлении скандинавов
"средняя земля" людей - Мидгард - была окружена океаном; потоками омывались и
загробные миры: верхний - Вальхалла и нижний - Хель.
Из
"Младшей Эдды" Снорри известен и курс, которым должны были следовать ладьи:
"Путь в Хель ведет вниз и на север". Вальхала же могла помещаться на небе и, по
Снорри, на юге, в Малой Азии. Эта логика мифологической географии, согласно
которой север ассоциируется с низом (подземным миром), а юг - с верхом (небом),
присуща и представлениям полинезийцев, для которых плыть на восток - значит
подниматься, на запад - опускаться (повторяя путь солнца). Мифологическая
космология определяла и форму самих погребальных лодок. Так "корабль мертвых" у
народов Индонезии оформлялся в виде птицы-носорога. Е.В. Ревуненкова показала,
что культовый "корабль" у батаков воплощал символику единства вселенной: его нос
представлял собой голову птицы (небо); корма - змеиный хвост (хтонический
символ нижнего мира и водной стихии); мачта - аналог мирового древа, проходящего
через верхний, средний и нижние миры.
Скандинавские
погребальные ладьи, хотя и были экипированы для плавания, хоронились на суше под
курганами (часто повернутыми носом к морю, иногда - на юг). Исландские саги, за
исключением составленных Снорри, не упоминают о спуске погребальной ладьи на
воду; обычно и на островах Тихого океана, и в Скандинавии лодки использовались
в качестве гроба и оставались в могиле. Возможно, Снорри переносил на обряд
представление о загробном плавании, но этнографические параллели делают
вероятной реальность описанного им ритуала. В "кораблях" под скандинавскими
курганами иногда находят кремированные останки умершего (чаще его сжигали вместе
с ладьей). Подобный обряд известен батакам и меланезийцам, помещавшим остатки
кремации в лодку. Здесь использование погребальной ладьи сочетается с кремацией
и с водным погребением. Кремация в скандинавской традиции была эквивалентна
загробному путешествию: по "завету Одина" умерших следовало сжечь, а пепел
развеять над морем. Снорри передает поверье о том, что, чем выше был дым от
погребального костра, тем почетнее будет место умершего на небе.
В индонезийских
ритуалах "корабль" мог играть роль "козла отпущения": модель "кораблей" с
куклами (духами болезней) спускали на воду и отправляли на соседний
остров.
Скандинавы
считали возможным путешествие в ладье, погребенной под курганом. Этому
путешествию могли воспрепятствовать акты вредоносной магии. Так, герой
исландской саги Гисли наваливает на погребальную ладью своего врага Торгрима,
уже находящуюся в кургане, каменную глыбу. Случаи заваливания погребальной ладьи
камнями достаточно часты (в их число входит и королевский
осебергский "корабль").
Можно
говорить о некоторой "непоследовательности" в организации загробного путешествия
скандинавов. Исландские саги говорят об умерших, которые живут в ладьях под
курганами как в домах. Раскопки подтверждают это представление: ладьи под
курганами не только подготовлены к отплытию в загробный мир, но и оборудованы
для жизни в них умершего; на борту королевских "кораблей" были сооружены
деревянные камеры-жилища и содержался весь необходимый для повседневной жизни
инвентарь - мебель, столовая и кухонная посуда, орудия труда и оружие.
В
Индонезии в качестве гроба использовался "домик мертвых" - сооружение,
оформленное как лодка или сделанное из лодки (обряд, известный и норманнам);
"домик мертвых" назывался лодкой, снабжался парусом и веслами. Лодками называли
и столь нетранспортабельные сооружения, как каменные ящики-цисты, которым иногда
придавали форму лодки, чему известны аналогии и в Скандинавии (в ряде случаев
настоящую лодку помещали в камеру-цисту).
Этой
двойственности ритуала соответствовала раздвоенность представлений о загробной
судьбе умершего: герои саг оказываются одновременно и в могиле, и в загробном
мире, совершают еженощные путешествия из Вальхаллы в курган и т.п. С этими
представлениями связан и культ черепов: после разложения мяса кости скелета
погребались, череп же сохранялся в специальном домике - аналоге "домика
мертвых". После удаления умершего в загробный мир череп служил залогом
присутствия предков среди живых. Страх перед мертвым и почитание его были
неразрывно слиты в погребальном культе. Чем больших почестей удостаивался
умерший при жизни, тем больше его боялись после смерти и тем сильнее его
почитали. Важным было здесь и представление о влиянии предков на посюстороннюю
жизнь, благополучие коллектива, урожай, появление потомства, которое обычно
мыслилось как возрождение предков.
См.:
Гроб
|
|