На следующих страницах:
Жан
Бодрийяр. Китч
А. Яковлева. Кич и художественная культура
А. Ильин. Широкое поле
массмедиа китча
А. М. Яковлева
Кич и паракич:
Рождение искусства из прозы жизни
Художественная жизнь России 1970-х годов как
системное целое. -
СПб.: Алетейя, 2001, с. 252-263.
Предлагаемые заметки
посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику
художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х.
В
соответствии с авторской концепцией кича 1 кич
понимается как особый тип культуры (субкультуры), существующий наряду с
профессиональным и народным искусством по своим собственным законам организации
и функционирования. Кич — это особый способ структурирования
мира в соответствии с потребностями обыденного .сознания, это форма
укоренения поселкового сознания, по существу своему бездомного. Большое
количество россиян — носители поселкового сознания, вышедшего
из фольклорной среды и не вошедшего в городскую элитную, независимо
от их места жительства.
Представляется очевидным, что в российской культуре XX века происходило
чередование двух типов мироощущения: ориентированного на вещную бедность,
аскетизм, «естественность» — и ориентированного на материальное изобилие,
богатство, «искусственность»2. Так, в 1920-е и 1960-е
годы в моде аскетичность, простота, минимализм, в 1950-е и 1970-е —
изобилие, заставленность, многослойность.
Пароксизмы отвращения к «искусственному» вкусу настигали критиков в периоды
расцвета элитного вкуса к «естественному», и тогда все и
всяческие излишества воспринимались как кич, будь то вышитые подушки дивана,
фикусы в кадке, хрусталь на серванте или сталинский ампир в
искусстве, — словом, то, что называлось «мещанским уютом», «бытом».
О, сколько раз проклят был «быт» русской интеллигенцией!.. «Быт» —
слово-знак, слово-жупел. Безбытность, странничество — кредо жизни и
особые духовные понятия, духовные состояния. Это не обязательно
пребывание в странствии в прямом смысле слова, не путешествование—туризм. Это —
беспокойная
-------------------------------
1 См.: Яковлева А.
М. Кич и художественная культура. М.: Знание. № 11, 1990
2 Указ. соч. С. 46 и далее.
253
устремленность души, озабоченной поиском небесных сокровищ, стяжанием Духа
Святаго. Согласно преп. Иоанну Лествичнику, странничество есть утаиваемая жизнь,
не прилепляющаяся ни к чему земному и преходящему,
необнаруживаемый извне помысел, узкий путь аскета. Место
Св. Духа у атеистической интеллигенции заступают Родина, Народ еtс.;
интеллигенция идет своеобразным путем светского аскетизма. Кажется, Г. П.
Федотов в своей «Трагедии русской интеллигенции» отмечал беспочвенную идейность
как главную черту русской интеллигенции, а С. Н. Булгаков показал генетическое
сродство и одновременно противоположность христианского подвижничества и
интеллигентского героизма 1. Он же, со ссылками на других авторов и
прежде всего на Герцена, отмечал коренное неприятие русской интеллигенцией
«буржуазного западноевропейского мещанства» с его опытом благополучного
устроения земных практических дел. Так называемая «теория малых дел» всегда была
презираема в этих кругах. «Обустраивай свой садик, и если так будет поступать
каждый, наступит всеобщее счастье», — что может быть дальше от идеалов
интеллигенции, чем такогo рода сентенции!... Небрежение бытом, обустройством
частного существования — одно из коренных свойств нашей интеллигенции, ее знамя
и кредо. Да и можно ли обустроить свой садик над пропастью?.. И достойно ли
такое занятие? И любовная лодка вечно о быт разбивалась в России (Маяковский), и
думать об ужине, пока не решен вопрос о существовании Бога, было абсолютно
неприлично (воспоминания о Белинском), — хотя об этом чуть ниже.
В конце 1950-х годов, с
хрущевской «оттепелью», вступает в свои права мода на простоту и безыскусность.
Исходя из разных оснований, кич в это время преследуют и официоз, и
оппозиционная интеллигенция. «Опрощение» интеллигентского вкуса выражалось в
культивировании керамики вместо хрусталя, предпочтении форм с неправильными или
асимметричными очертаниями, декорировании стеллажей дымковской игрушкой и иконой
с лаптями; на стенах городских квартир какие-нибудь «Лоси в зимнем лесу»
сменяются эстампами, лаконичными и лапидарными. Такая «простота» имела
достаточно сложное строение.
Несмотря на
интеллигентские сетования, стремление к жизни в мире, обустроенном согласно
простым и привычным схемам, вечно, и тем острее выражена эта потребность, чем
безосновнее, непонятнее и случайнее окружающий мир. О. Хаксли сформулировал
любопытный парадокс устами своего героя:
----------------------------
1 См.: Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. Из размышлений о религиозной
природе русской интеллигенции // Вехи. М., 1991.
254
«Вся беда литературы в том.., что в ней слишком много смысла. В реальной
жизни никакого смысла нет... В книгах есть связность, в книгах
есть стиль. Реальность не обладает ни тем, ни другим. По сути дела,
жизнь — это цепочка дурацких событий... Характерная черта реальности —
присущее ей несоответствие... лучшим образцам Мысли и Слова...
Странная штука, но ближе всего к действительности оказываются как раз
те книги, в которых, по общепринятому мнению, меньше всего правды»
1. Меньше «Слова и Мысли», а также
«правды» — это как раз о киче, чья принципиальная
особенность — клишированность слова и образа, формульность темы и сюжета. Поняв
это, не впадешь в изумление от реплики какой-нибудь
тамбовской домохозяйки, увлеченной перипетиями телесериала из жизни бразильской
аристократии: «Это все о моей жизни». Это и вправду о ее
жизни, о ее сознании, ибо просто и понятно, хотя и с незатейливыми завитушками:
добро есть добро, а зло есть зло, и несчастная героиня
будет счастлива, и порок наказан, — а что еще надо для чаемой
жизни?..
И еще о близости кича и жизни, на сей раз у Г. К. Честертона. Позволим
себе пространную цитату, ибо эссе, откуда она взята, мало известно
российскому читателю.
«Теперь
принято смеяться над конфетным искусством, то есть над
искусством плоским и приторным. И действительно нетрудно, хотя и противно,
вообразить коробку конфет, на которой розово-голубая девица в
золотых буклях стоит на балконе под луной с розой в руке. Она может
вместо розы судорожно сжимать письмо, или сверкать обручальным кольцом,
или томно махать платочком вслед гондоле назло чувствительному
зрителю. Я очень жалею этого зрителя, но не соглашаюсь с ним.
Что мы имеем в виду, когда называем такую картинку идиотской, пошлой или
тошнотворной?.. Мы чувствуем, что это — не картина, а копия;
точнее — копия с тысячной копии...
Но розы не копируют роз, лунный свет не копирует лунного света, и
даже девушка — копирует девушку только внешне. Представьте, что это
происходит в жизни; ничего тошнотворного тут нет. Девушка — молодая
особа женского пола, впервые явившаяся в мир, а чувства ее впервые
явились к ней.... Когда речь идет о жизни, оригинальность и приоритет не так
уж важны. Но если жизнь для вас — скучный, приевшийся узор, роза
покажется вам бумажной, лунный свет — театральным. Вы обрадуетесь
любому новшеству и восхититесь тем, кто нарисует розу черной,.. а лунный
свет — зеленым... Вы правы. Однако в жизни роза остается розой,
месяц — месяцем, а девушки не перестанут радоваться им или хранить
верность кольцу. Переворот в искусстве — одно, в нравственности —
другое. Смешивать их нелепо. Из того, что вам опостылели луна и розы на
коробках, не следует, что луна больше не вызывает приливов, а розам не
полезен чернозем..
Короче
говоря, то, что критики зовут романтизмом, вполне реально,
более того — вполне рационально. Чем удачней человек пользуется разумом,
тем ему яснее, что реальность не меняется от того, что ее иначе изобразили.
--------------------------
1 Олдос Хаксли.
Гений и богиня//Иностранная литература. 1991. №5. С. 90.
255
Повторяется же, приедается только изображение; чувства
остаются чувствами, люди — людьми. Если в жизни, а не в книге, девушка
ждет мужчину, чувства ее — весьма древние — только что явились в мир.
Если она сорвала розу, у нее в руке — древнейший символ, но совсем
свежий цветок. Мы видим всю непреходящую ценность девушки или розы,
если голова у нас не забита модными изысканиями; если же забита — мы
увидим, что они похожи на картинку с коробки, а не на полотно с последней
выставки. Если мы думаем только о стихах, картинах и стилях, романтика для нас —
надуманна и старомодна. Если мы думаем о людях, мы знаем,
что они — романтичны. Розы прекрасны и таинственны, хотя всем
нам надоели стихи о них. Тот, кто это понимает, живет в мире фактов.
Тот, кто думает только о безвкусице аляповатых стишков или обоев, живет в
мире мнимостей» 1.
Хотя кич
— явление повсюдное, он особым образом связан со спецификой русского
менталитета.
Возможно,
наиболее существенное отличие русского мироощущения от
европейского заключается в том, что в основе первого лежит чувство
безосновности человеческого существования, и в этом смысле мы живем
в случайном мире, где все возможно; в основе второго — чувство
законосообразности мира, его организованности, упорядоченности. И что же
остается человеку? В Европе — поддерживать этот разумно устроенный
прочный мир (анархизм и левачество — девиантные формы мирочувствия). В
России — или постоянно жить, ощущая под собой хаос, хлябь,
т. е. в вечной «пограничной ситуации»; или изменить этот мир, чтобы он
стал, наконец, устойчивым (а потому для России девиантны конформизм
и консерватизм).
Однако менять реальность можно
материальными и идеальными средствами. Интеллигенция прибегала и к тем и к
другим, — и мир меняла, и выстраивала его согласно
собственным идеологемам. Кич — ментальный способ сделать
мир твердым, надежным, прозрачным для обыденного сознания, для «простого
человека». Отсюда — особая потребность нормального русского обывателя сделать
этот свет пригодным для житья путем приручения его
украшением, членением пространства и времени, привычной семантизацией быта и
отсюда же — неприятие всего этого революционной интеллигенцией, притязающей на
изменение самой жизни в ее основах, или хотя бы высоколобость в ее осмыслении и
на протяжении всего своего полуторавекового существования
обзывающей простого человека и его мир «мещанством». В
этом последнем слове русский язык объединил понятия мещанства как социального
слоя и мещанства как презираемого, мелочного, убогого в своей духовной
примитивности образа жизни.
--------------------------
1 Честертон Г. К. Упорствующий в правоверии/
/Самосознание европейской культуры XX века. М„ 1991. С. 216-217.
256
Всякое общество нуждается в объединяющих символах. Потребность
эта может быть выражена более или менее в
зависимости от типа общества и стадии его развития. Наши семидесятые ощущались
тогда как вечная дряхлость, как ни парадоксально это звучит; царствовала
геронтократия, и нужны были подпорки как старику, так и всем остальным, но у
всех было чувство, что эта дряхлость — навсегда.
Семидесятые выделяются большим количеством различных
постановлений и кампаний по молодежи, за возрождение «настоящего комсомольского
духа»и «ленинской партийности» . Искусство соцреализма и
кич советского периода имеют большое сходство, но не
совпадают полностью 1. Кич — это все же
попытка выгородить свой бедный рай в чужом краю, умягчение железного мира,
его очеловечивание.
Ведь что такое пресловутый коврик с лебедями и русалками? Знак
надежной и крепкой жизни. По свидетельству одного из наших писателей,
первые послевоенные рыночные коврики были бумажными, их штамповали на трофейном
оборудовании и с удовольствием раскупали несмотря на нефункциональность:
физического тепла они не хранили. Зато приносили с собой тепло душевное.
Барачная стена с ковриком — уже не так убога, уже обжитая
стена, уже жилье (как и стена общежития с гитарой,
украшенной бантом). Замкнутые контуры, четкое членение пространства,
симметричность изображения, излюбленные любовно-экзотические
темы, как окно в мир иной, упорядочивают жизнь и согревают ее. В
разомкнутом пространстве, когда бездна под ногами и высшие идеи в голове,
жить может подвижник или герой, — но не обыватель, не простой советский
человек.
Вероятно, наиболее полно потенции соцреализма и кича совпали в
оформлении «рая» — курортов (ежегодно чаемого рая для большинства
трудящихся) и парков культуры и отдыха (еженедельного законного и
доступного рая). ВДНХ — пример классический, но не единственный, ибо
повторен во множестве более или менее ярких копий по всей стране. Здесь
была вся символика Рая — символы Центра, мистического брака, пира,
плодородия и изобилия и т. д. Предметный мир общественных центров
поселка и провинциального города — базара и парка культуры: гипсовые
скульптуры девушки с веслом, пионера, человека труда, гипсовые же вазоны,
бумажные коврики с рисованными по трафарету картинами «райской жизни»,
раскрашенные фотографии со Сталиным, красавицами и
красавцами, непременный фонтан, искусственные цветы в вазах «берцовая кость»,
дешевый одеколон, конфетные фантики, тир и карусель, провинциальное фото на
память. Это — послевоенный обиход. В семидесятые вазоны и девушки с веслом еще
существовали, коврики с лебедями были запрещены
специальным постановлением по рынкам; но спрос остался, а значит, осталось и
предложение: цвели дембельские альбомы, торговали
раскрашенными фотографиями М. Боярского, Аллы Пугачевой, Сталина и икон,
самодельными календарями, продолжала существовать и развиваться блатная
субкультура — язык, фольклор и татуировка.
---------------------------------
1 Яковлева А. М.
Указ. соч. С. 21.
257
Симптоматично, что именно в семидесятые опять вспыхнула борьба с «потребительством»,
— имея корни в традиционном интеллигентском презрении к материальному (понятно,
зачастую вынужденному), кампания была поддержана и сверху,
властями. По ведомству «потребительства» проходили
картины в золоченых багетах, хрусталь, ковры, то, чем обустраивал свою жизнь
обыватель. Это был период тяги к «искусственному»,
изобильному, а именно это клеймилось нашей критикой как «мещанство».
Но каждый устраивал свой рай из подручных средств: кто из искусственных
цветов и фотографий веером на стене, кто из хрусталя, кто на курорте,
а кто — отдыхая культурно в парке культуры. Все это, однако, отвечало
одной и той же потребности — укорениться в текучем мире, приручить
хлябь, зацепиться хоть за что-то устойчивое, определенное; это
превращение «цепочки дурацких событий» (Хаксли) во что-то осмысленное и
приемлемое.
Элитная критика, не видя за всем этим понятной ей экзистенциальной
потребности, клеймит и кич старый, наивный (кич по свойствам самого предметного
материала), и кич новый, претендующий на респектабельность и аристократичность (хрусталь
и пр. сами по себе — не обязательно кич; они становятся кичем по способу
восприятия в культуре).
Начиная с конца семидесятых, кич становится в СССР источником
андеграундовской художественной рефлексии, причем осуществляется
она в двух разных направлениях. Наиболее известное — соц-арт, где
советский плакат, скульптура, парад, а также гипсовые вазоны и танцплощадка в
парке — явления одного порядка, ненавидимого и отрицаемого:
это «их» мир, чужой, мертвый и убивающий. Так создается известный
«Лексикон» Гриши Брускина. Громадная поверхность полотна расчерчена на
равные прямоугольники, в каждом из которых помещена типичная
парковая скульптура и идет иронически-презрительная игра с выученным
в школе и ставшим шаблоном текстом Н. Островского «Жизнь дается человеку
только один раз, и прожить ее надо так...». Мертвящая монотонность изображения
обрушивается на зрителя, бросая вызов всему живому и индивидуальному в нем и
вызывая страх и отвращение. Для соц-арта все это —
советский тоталитарный официоз, подлежащий уничтожению:
пусть мертвое погребает своих мертвецов. Талантливо используя парковый кич как
материал, соцартовский художник сам устраивает вполне
тоталитарное мероприятие: «двухминутку (или Неделю, как кому понравится. — Л.
Я.} ненависти» вполне по Дж. Оруэллу — роман «1984».
В
этом есть своя правда, но нет истины. Соц-арт любого вида — в живописи, поэзии,
скульптуре — паразитирует на отрицаемом источнике и без
него — ничто. У того же Г. Брускина есть авторская иконография по
мотивам иудейской мифологии: вот тут есть любовь, тут утверждаются
автономные положительные ценности.
258
Та же кичевая атрибутика виделась в 70-х-80-х совсем иначе московскому
художнику Аркадию Петрову. Это особое явление в нашем искусстве, непонятое
критикой, ибо то, что положено было критикой презирать, стало предметом теплой и
любовной рефлексии у Аркадия Петрова. То, что делали
Аркадий Петров и соц-арт, — это концептуальный кич, или
паракич, если угодно. Но если в случае соц-арта предмет изображения
(кич) и само изображение (паракич) различались, то искусство Арк. Петрова
критика была склонна считать кичем, не видя здесь художественной
рефлексии. А она, безусловно, была, хотя бы уже потому, что картины
Арк. Петрова — не копии рыночных картинок, ковриков и провинциальных «фоток»
и в их качестве естественным потребителем использоваться
не может.
Художник, родом из
Донецкого поселка, а позже получивший профессиональное художественное
образование, воспринимает кичевую атрибутику как мир родной, «свой». В этой «свойскости»
много чего: и боль, и радость, и убожество «красоты», и
плач по человеку. Характерны названия: «Цветет акация», «Красавица», «Привет из
Сочи», «На долгую вечную память», «На отдыхе», «С праздником», «Без любви нет
счастья», «На память о первой встрече». Это аллюзии на
советскую рекламу, провинциальную фотографию, открытку, представление на сцене
какого-нибудь дома культуры. На некоторых полотнах люди,
как бы позирующие для семейной фотографии, обозначены
буквами и цифрами; взято это из старых советских журналов мод, а прочитывается
как обезличенность, выраженная в лишении персонажей всякой индивидуальности,
даже имени, — знаменательное сходство с романом Е.
Замятина «Мы». Как и в литера- турной антиутопии,
художник пишет мир страшный. Но здесь живут люди с их
бедой и надеждами, маленькими радостями и большими печалями.
А потому мы любим этих людей, и тем больше, чем безнадежнее и отчаяннее
их стремление этот мир обустроить, очеловечить вопреки его природе. Мы и сами —
из них, из этих, у которых хлябь под ногами, а жить
хочется «как люди».
Несомненный шедевр этого периода творчества художника — «Портрет мальчика».
Картина сюжетно представляет собой как бы фотографию
позирующего на стуле ребенка; вокруг мы видим всю обычную кичевую
атрибутику «бедного рая» шахтерского поселка, на мальчике убогие маечка,
трусики и ботиночки первых послевоенных лет, — но сколько же
детских надежд в его полных недетским страданием глазах!.. Выживание
живого в мертвом мире и пронзительная любовь к этому живому — основная
тема творчества Аркадия Петрова 70-80-х годов.
Постоянные оппозиции мира/антимира, живого/мертвого могут быть
представлены различным образом. Это кукольно-наивные Адам и Ева, которые,
однако, выглядят живыми на фоне сопровождающего их текста:
«В задачи нашей... входит воспитание вкуса, развитие эстетических
потребностей, формирование запросов человека. Основные ее черты —
правдивость, идейность, объективность и содержательность. В отличие от
капиталистической... которая преследует цели обогащения, наша... служит
интересам всего народа, интересам общества в целом и каждого трудящегося» и
прочее в том же духе («Адам и Ева»). Это может выражаться
и в противопоставлении неожиданной наготы или заголенности персонажа той
259
или иной степени, лишенных всякой эротической привлекательности, и одетости,
железности, парадности, цивилизации («Три девушки и
красавица», «С праздником № I», «С праздником № 2», «Жди меня»,
«Расцветали яблони и груши»). Вообще семантика наготы в культуре, как
известно, очень широка. В работах Аркадия Петрова периода 70-80-х она
выступает как средство визуализации метафоры «бедный рай»: обнаженность —
традиционный символ райского состояния человека до его падения и в то же время
знак его бедности, открытости, незащищенности. Мир
художника — мир Божий: изначально прекрасный, хотя и изуродованный
грехом. Аркадий Петров сумел использовать кичевые клише парадоксальным
образом. Массовое в его живописи — кирпичи, из которых строились уникальные
произведения искусства, полные человеческого тепла и
жизни. Позже, в 1990-е годы, художник меняет всю систему координат;
персонажей этого периода любить невозможно, но это уже совсем другая
песня.
Обыденному
сознанию трудно со сложными вещами, и оно переосмысливает их на свой манер. В
своей книге «Уникальное и тиражированное» это прекрасно
показала Н. М. Зоркая на примере превращения «Неизвестной» Крамского в
популярную Незнакомку.
В более поздние времена стала популярной песня-шлягер в исполнении Софии
Ротару на слова известного стихотворения А. А. Тарковского:
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло,
Только этого мало.
|
260
Здесь
экзистенциальная тоска человека, высокое приятие жизни и
благодарности ей несмотря на все тяготы. Что же зритель увидел на эстраде
Приплясывающий мотивчик, роскошный туалет, «металлические»
перчатки с дырочками и, кажется, шипами превратили текст в нечто
абсолютно противоположное замыслу поэта. В таком контексте слова вызывали
поначалу некоторое удивление — и в самом деле, чего же
певице «мало»? Вроде все есть... Но мы быстро
догадываемся: любви, наверно, не хватает. Имидж Софии
Ротару — «страдающая от/без любви». Вышла песня — про
курортный роман...
В
семидесятые годы в СССР не очень мирно, но сосуществуют три
типа эстетического освоения действительности: искусство соцреализма,
андеграунд и кич. Первое — ниша официальной идеологии, второе —
ниша интеллигентской мифологии, третье — социально-психологическая
ниша обывательской картины мира. Все три существуют в едином пространстве,
взаимно отрицая и подпитывая друг друга. Советский кич взамодействует с
официозом, в результате чего у них появляются общие черты. Так, в произведениях
официального советского искусства происходит воскрешение
некоторых образов родоплеменного происхождения, в частности, бинарной оппозиции
отец/дитя 1. Это типично и для кича. В
континууме соцреализма осуществляется превращение человека в коллектив
2. Анонимизирующая функция кича также
очевидна. Культ границ свойственен идеальному соцреалистическому ландшафту
3. То же присуще и советскому кичу.
Родная страна видится изобильной и цветущей, в связи с чем отношение к охране
страны совпадает с мифологическим мотивом охраны райского сада
4 — и здесь сливаются кич и официозное искусство. Превращение
времени в пространство в советской архитектуре 5
восходит к мифологическому отождествлению: время=пространство=вещь.
Кич
заимствует соцреалистическую атрибутику: самолеты, танки,
летчики, вся вещная атмосфера парков культуры и отдыха и домов культуры активно
утилизируется советским кичем.
Хотя полного совпадения этих двух субкультур нет. Так, представление о мире как
о чем-то находящемся в состоянии постоянной перестройки, переделывания
6, идея безграничного пространства
7, характерные для официоза, противоречат
кичевому представлению о мире как законченном, завершенном, где есть лишь
надежное повторение, но нет новаций (кичевый мир — уже
мир космоса, хаос изначально отсутствует), а также
кичевому культу границ.
------------------------
1 Раппопорт А.
Мифологический субстрат советского художественного воображения // Искусство кино.
1990. № 6. С. 94.
2 Там же. С.93.
3 Яковлева Г. Советская архитектура послевоенного периода в эпическом
ландшафте страны // Искусство кино. 1990. № 6. С. 87.
4 Там же. С.90.
5 Там же. С.89.
6 Раппопорт Л. Указ. соч. С. 92.
7 Яковлева Г. Указ. соч. С. 87.
261
Кич широко осваивал некичевое пространство, возмущаясь все громче экспансией
элитного, навязыванием чужой картины мира, слишком
сложной и слишком запутанной. Художники могли ненавидеть парвеню,
критики — ругмя ругать, но ни те ни другие не могли отрицать его как
данность, называть ли его «дурным вкусом» или как-то иначе.
Немного о простоте и
сложности, естественном и искусственном. Андеграунд давал наиболее, пожалуй,
богатую и многозначную картину мира, сохраняя
традиционный веер символических значений образов
классического искусства и добавляя к нему свои собственные, инновационные. Чем
ближе к соцреализму — тем яснее тенденция означивания:
количество значений образа резко сокращается и в пределе стремится к
единичному значению. Кичевые образы — это уже прозрачные клише,
чаще всего с единственным значением, которое иногда не имеет уже ничего
общего с классическим художественным. Так, в художественных
культурах предшествующих веков существует сложная система интерпретаций
цветов: семь основных цветов соотносятся с рядом гласных греческого алфавита (каждая
из которых обладает своим символическим значением), а также с нотами музыкальной
гаммы, с делением небес на семь частей, семью планетами,
основными типами характеров, семью добродетелями и семью грехами и т. п. Зеленый
ассоциировался с жизнью, произрастанием, но и смертью, подавлением,
эгоцентризмом, инертностью; синий — с небом, ночью, штормовым морем, духовностью,
божественным просветлением, религиозным чувством,
преданностью и невинностью и т. д. Развитые культуры
любят полутона и оттенки. Кичевый вкус предпочитает, как ребенок, несмешанные и
чистые цвета («анилиновые»), а символика цвета сжата до штампа: зеленый — цвет
весны и жизни, белый — зимы и чистоты, желтый — осени и
измены. Растительные и зоологические коды художественной культуры и кича
обнаруживают ту же тенденцию. Так, роза в классической культуре — символ полноты,
завершенности, мистического центра, сердца, рая, любимой, женщины, Божьей Матери.
В киче значение образа розы съеживается до знака любви и
женщины. И очень важно, чтобы цветы были в великом изобилии: если
уж розы, так чтоб миллион алых. Вкусовые предпочтения, отдаваемые
образам цветов массовой публикой, наглядно прослеживаются и в
популярности открыток, на которых изображены цветы, и в текстах популярных песен
(ромашки, лютики, фиалки и пр.), и даже в философических
рассуждениях эстрадной певицы о том, что, исполняя песню, она чувствует, будто
на одной ветке расцвели акация, горная лаванда, розы и еще что-то а «ветка — это
я» (телефильм о Софии Ротару «Монолог о любви»). Кипарис
— дерево смерти в классической культуре и знак пляжно-досуговой экзотики в киче.
Сноп (вязанка) — связан с колдовством и означает
привязанность к существованию, как и узлы, банты, веревки, шнуры (негативный
аспект символа), а также объединение, связь и силу (позитивный аспект). Сноп в
декоре ВДНХ и многочисленных соцреалистических полотнах —
плодородие только и исключительно. Телец (Овен, Бык) —
амбивалентный
262
символ жертвы и победы, творческой жизни, из умерщвленного тела которого
возрождается вселенная, символ жертвенной ипостаси Христа. Бык на ВДНХ —
сельскохозяйственное животное, которым богатеет Родина.
Лев в классической культуре — символ Бога, мужского
начала, власти, воли, Солнца, скрытых страстей, пожирания и поглощения. Лев в
киче — знак смелости и экзотичности. Кичевый текст часто
перенасыщен образами драгоценных металлов и камней, используемых и
для сравнения, и как действующее лицо сюжета: все эти «жемчужные
зубы», «коралловые губы», «синее сапфировое небо» известны всем, но
выступают как знак чаемой богатой жизни. В классической культуре
драгоценные камни обладают огромным спектром значений. Амур в киче —
игривый знак любви без внутренней дифференциации значений. В
художественной культуре он ассоциировался со слепотой, тьмой, грехом (при
изображении с завязанными глазами) и с могущественной силой природы
и выступал как прелестный младенец, и как крылатая юность, воплощал и
бренность земных удовольствий (амур с поднятым вверх и погашенным
факелом), и всеобщность любви, и эротику. Классический герой искусства
Нового времени всегда сложен и неоднозначен, кичевые герои однозначны и точно
разделены «по цвету»: это черные злодеи или прекрасные
ангелы в начале, в конце и всегда и везде без исключения (они ближе к
фольклорным героям — «добру молодцу», «красной девице», старику и
старухе, которые всегда добры, красны или стары в начале сказки, в конце
ее и во всех сказках без исключения).
Что касается
основных тем и сюжетов, то они посчитаны для классического искусства. Вариантов
здесь существенно больше даже при чисто структурном
подходе, чем в киче. Излюбленные темы кича — семейно-детская,
любовно-эротическая, экзотическая, историко-политическая.
В художественном сюжете Новое время ценит непредсказуемость, кич основывается на
формульности своего сюжета: особая радость опознавания
знакомого в необычном, сведения странного и чужого к известному и своему делает
мир надежным и прочным для обыденного сознания. «Простое»
сознание не выносит «искусственной» сложности художественной картины мира: надо,
чтоб все, как в жизни, просто и естественно, как у людей...
До поры
до времени обыватель, пристыженный экспертами, помалкивает. А потом идет в
ответную атаку: а ты кто такой, чтоб я тебя слушал? Вот
сам и ходи в свою консерваторию и читай своего Гете, а мне оставь
что-нибудь человеческое, боевик, триллер и дамский роман.
А
потом грянул постмодерн с его политкорректностью, демократично
ломающей всякие границы: между добром и злом, истиной и ложью, эстетичным
и неэстетичным. Ибо у всякого свое мнение, и все мнения равнозначны и
равновелики. Массовое правит бал, элитное, как это еще раньше случилось на
Западе, ушло в катакомбы. Похоже, прав был Н. А. Бердяев в своих прогнозах:
грядет Новое Средневековье. Элитная культура (по
Честертону — мнимости?) — для элиты, массовая (реалии?) — для
масс. Придет ли идеациональная культура на смену чувственной, как о
том пророчествовал Питирим Сорокин? Состоится ли новый синтез? Бог
весть.
263
Во
всяком случае, очевидно, что кич, официальное искусство и андеграунд составляли
в семидесятые годы некую систему взаимосвязей и зависимостей по типу притяжений
и отталкиваний, взаимопроникновений и отстраненной
рефлексии. По ряду важных параметров кич ближе к соц-реализму. Однако и он
составлял парадоксальным образом оппозицию официозу —.свою,
иную, чем андеграунд, но оппозицию, отстаивая права
маленького человека на свои вкусы и в целом свою картину мира, очеловечивая и
приручая мир страшный, бесчеловечный, утверждая нехитрые,
но существенные человеческие ценности. Андеграунд мог это понимать
(Аркадий Петров) или нет, отождествляя кич с официозом; но и в этом
последнем случае кич и соцреализм служили материалом для художественной
рефлексии (Г. Брускин, Л. Пурыгин и др.). Андеграунд в своих
крайних проявлениях тоталитарен не меньше, чем соцреализм. Тихая
трансляция того, что позже было названо общечеловеческими ценностями,
зачастую выполнялась именно кичем как особым типом субкультуры.
Только превратившись за последнее десятилетие в агрессивный масскульт,
доморощенный кич перестал быть томным. Но это уже другие времена и иные нравы.
|
|