И. М. Денисова
Мир - стоящее Божество
Денисова И. М. Мосты времен: космологические архетипы в
традиционной культуре //
Древнерусская космология. СПб., Алетейя, 2004, с.
441-447.
Мифологический пласт представлений, в которых
мир воспринимался как живое тело стоящего антропоморфного божества,
чаще уже
мужского пола, с головой-небом, глазами-светилами и т.
д., занимает одно из
фундаментальных мест в истории культуры человечества,
доживая до позднего Средневековья в философии,
астрологии, алхимии. Он
являлся, вероятно,
также одним из эволюционных этапов в развитии
космологических представлений и связан с формированием более дифференцированных
воззрений на
«ярусность» мироздания: «Хронологически образ
стояния-вставания предполагает уже дуальную по вертикали структуру вселенной,
возникшую после того, как Небо и Земля были
разъединены...» (вспомним
из нашей загадки
о земле: «...Встану — до неба достану...»).
Изобразительное выражение этой
идеи «вставания» женского космического божества можно
встретить в русской
вышивке (прежде всего — архангельской, выполненной
наиболее архаичным
двусторонним швом): крупная женская фигура как бы
выходит из-под земли,
из нижнего мира тянется к небу — над линией земли-воды
изображена лишь ее верхняя часть с птицами в поднятых руках.
442
Образ
стоящего божества-Космоса явился результатом все более глубокого
осмысления дуальности мира
в его противоположных началах, он позволял более
органично отразить становящиеся все актуальнее идеи противостояния «верха» и
«низа», развивающиеся представления о вертикальном
строении мироздания, о его трех основных ярусах. Вплоть до последнего времени, например, в
шактизме и джайнизме
многоярусная структура Вселенной могла изображаться в
виде стоящей богини, чья верхняя часть соответствовала
небу, область бедер — земле, нижняя часть — подземному
миру; к тому же она воплощала в себе все пять элементов
(землю, воду, огонь, воздух, эфир).
В связи с
реминисценциями подобного образа Вселенной в русской народной культуре
хотелось бы отметить один любопытный факт
в апокрифе «Голубиная книга»: довольно часто
в различных вариантах его говорится о не очень
понятном на первый взгляд происхождении
месяца:
«Светел месяц от грудей его,
Самого Христа, царя небесного».
Для мужского образа подобное отождествление звучит довольно-таки странно. Объяснение
можно найти только исходя из женского образа
божества, так как луна, лунный свет устойчиво ассоциируются в фольклоре с молоком,
живительной влагой, росой, амритой и т. п.
Белые груди индийской богини Лакшми представлялись источающими амриту, сому. (Сома
же, как известно. — и название амброзии, и
божество месяца.) Древние индийцы были уверены, что луна состоит из амброзии, она
убывает по мере того, как боги и души предков
поглощают ее, и прибывает, вновь наполняемая солнцем (по другому воззрению, в фазе
роста она принимает в себя души умерших, а
при убывании проливает их на землю дождем);
луна отождествлялась также с кубком Тваштара, а переделка этого кубка в четыре чаши
символизировала ее четыре фазы. Вышеописанный образ многоярусной Вселенной в
шактизме представлялся в виде женщины,
«чьи груди — солнце и луна»; по его доктрине,
«Великая Богиня Шакти существовала — и
всегда существует — как всеобщая сущность,
всепорождающее и всеохватывающее начало, как сама идея
Матери», а по одному из мифов о ее конкретном воплощении
груди ее возникли из сияния бога Луны.
443
Во многом аналогичные представления
существовали, по-видимому, в древности в Европе — об этом свидетельствуют, в частности,
выразительные
глиняные статуэтки из сербского села Кличевач (средний
бронзовый век,
примерно — сер. II тыс. до н. э.) в виде стоящей
женщины, груди которой
отмечены знаками светил, — она воплощала, по мнению
ученых, образ богини
плодородия. Хотя, судя по столпообразной
монументальности и многоярусной орнаментации скульптурок, где на колоколообразных
юбках читаются
знаки земли и воды (ряды прямоугольников, треугольников и ломаных линий), а
выше — светил, символика их могла быть
значительно шире и отражать представление о всей Вселенной, причем как раз в
образе стоящей богини, как бы достигающей головой небесных сфер. Очень близки им и некоторые русские глиняные
«бабы», особенно из тульского села Филимоново — в их торсах также подчеркнута
столпообразность, а в орнаменте порой
удивительно явственно читаются ярусы
мифологического мироздания даже с ночным солнцем, как бы проходящим под землей и «линией вод». Над
грудью же этих фигурок можно порой
встретить явное изображение полумесяца — ассоциация светил с молоком известна и по русским загадкам: «Над
двором-двором стоит чашка с молоком»
(вар. — с творогом) — месяц; «Девка
коровку доить, а медведь в подворотню
глядить» — лунный свет и месяц; «Пресное молоко на пол льют...» — солнечный
свет.
Достаточно часто маркируются также
в глиняной игрушке юбки женских статуэток декором в виде ломаной, волнистой
линии, нередко с точками, с дополнением
порой прямыми линиями, также с точками
либо без них (в каргопольской, в тульской
филимоновской, в калужской хлудневской), а иногда вся юбка или
фартук «бабы» заполнены рядами волнистых или ломаных
линий,
444
порой на синем
фоне; такой декор встречается и внизу женских фигур в
вышивке, а также и
в настоящей женской одежде — поневах, фартуках.
Вообще женский костюм,
особенно древнерусский, во многом отражал образ
трехъярусного мироздания,
и Б. А. Рыбаков полагал, что в своем праздничном костюме
крестьянка XIX века
уподоблялась вселенской богине. Традиция орнаментации
нижней части
женских статуэток ломаными линиями с точками в сочетании
с прямыми
вертикальными прослеживается в памятниках Европы по
крайней мере с бронзового века. Еще в памятниках верхнего палеолита мы встречаем экземпляр женской костяной скульптурки,
часть туловища которой вдоль бедер
украшена орнаментом в виде зигзагообразных линий в сочетании с прямыми
вертикальными и небольшими ромбиками (стоянка Мезин на Десне), хотя
связь с «водами» в данном случае можно, разумеется, лишь предполагать. Для
более же поздней эпохи — конца неолита и энеолита — М. Гимбутас, например, считает орнаментацию в виде идеограмм воды, водных потоков ведущей в
европейской керамике и связывает ее
с образом верховного женского божества, управляющего, в частности, «животворной силой воды», земной и небесной. Не от этого ли времени дошел до
нас в русских сказках образ девицы, с
рук и ног которой постоянно льется вода? На юбках некоторых из филимоновских глиняных «барынь» мы видим
также знаки в виде розеток в сочетании
с гребенками — идеограммами дождевых туч, характерными для многих древнеземледельческих
культур (в том числе — для Древнего Египта, Японии,
Южной Америки).
Об аналогичном значении этого знака-образа у наших предков говорят поверья о русалках, которые с помощью
своего гребня могли затопить любое место.
445
Таким образом, к русским глиняным скульптуркам ХХ века
вполне можно применить определение, данное Е.В.
Антоновой по отношению к женским глиняным статуэткам
III-II тыс. до н. э. из
анауской культуры (носители ее — предположительно
индоевропейские племена в Средней Азии): «Знаки и изображения на статуэтках
указывали натождество тела божества и Космоса. Они могли находить
соответствиев гимнах и молитвах, обращенных к богине, породившей
мир, богине-дереву... Последнее тождество, т. е. богини и дерева, мы
вновь встречаемкак в русской вышивке, так и в глиняной игрушке.
Особенно ярко оно выраженов скульптурках из д. Хлуднево Калужской
обл.: изображение дерева, подчеркивая идею вертикальности, нередко находится на спине богини, торс которой усажен птичками (иногда это птички с головкой младенца), а в некоторых из них
образы богини и дерева сливаются, и богиня процветает пышными ветвями. Собственно говоря, эти хлудневские скульптурки
наглядно демонстрируют нам, как вообще
формировался образ «баб» в глиняной мелкой пластике: взаимозаменяемость ребенка и. птиц в их руках указывает, скорее
всего, на символизацию последними душ
людей, посылаемых богиней в мир. Близкую
образность встречаем еще в «Ригведе», где
описание двух птиц на священном дереве
(1.164.20) перекликается с описанием «юной,
великолепно украшенной» женщины, на которую «уселись две (обладающие) оплодотворяющей (силой) птицы» (X. 114.3)— в
образе этой женщины ученые видят богиню-олицетворение Вселенной. «Оплодотворяющую» же силу птиц, на наш взгляд,
следует понимать как направленную не на
богиню, а от нее на мир людей — она посылает в него души предков-потомков (вспомним
обычай выпускать птиц на Благовещенье, порой прямо из раскрывающегося
«чрева» статуи Богоматери). В русской вышивке птицы в руках женской фигуры, или
женщины-дерева — один из самых распространенных мотивов, также наглядно демонстрирующих тождество женского божества и мифологического архетипа Древа
жизни (который включает, как известно,
и образы птиц-душ), д. Филимоново.
446
У многих народов дерево было близко
соотнесено с представлением о богине земли. Так, по верованиям вилюйских якутов на толстых
березах живет дух-хозяйка земли. У некоторых африканских племен дерево,
особенно молочное, служило алтарем богини земли — мифической
матери-прародительницы,изображавшейся нередко в виде женщины с ребенком на
коленях. Образбогини-дерева являлся одной из универсалий в религиях
Древнего мира, причем в его изобразительном, а вернее — в культовом
искусстве можно встретитьи образ дерева-роженицы: так, в Музее изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина на выставке древностей из коллекции Дж. Ортиса в
1993 г. была представлена уникальная скульптурная композиция из меди,
состоящая из трех мужскихфигур, молящихся четвертой центральной в виде дерева с
чертами женщины-роженицы (происходит из Шумера начала III тыс. до н.
э.). В шумерском варианте эпоса о Гильгамеше говорится о чудо-дереве с птицей и
змеей: «в его стволедевушка Лилит дом построила». Теснейшая связь со
священным деревом отмечена, как известно, для древнеегипетских богинь-коров
— Нут и особенноХатхор (во многом отождествляемых между собой); они
могли изображатьсяв стволе дерева, поящими души умерших, либо выходящими
из ствола изначальной сикоморы, представленной порой как дерево с
женской грудью, а Хатхор именовалась «госпожой
сикоморы».
447
Характерный пример богини-дерева встречаем в кафирской
мифологии:могущественная «мать всех богов» Дизани появилась из
ствола огромногодерева, поднявшегося из центра озера, из «страны,
недосягаемой для смертных». Для протоиндийской харрапской культуры
IV-Ш
тыс. до н. э. М. Ф. Альбедиль выделяет даже «основной изоморфный ряд,
связывающий и уподобляющий дерево, женщину... и «мир», т. е. освоенную часть
пространства,...а также соответствующие временные циклы» (причем это
отождествлениепредставлено в глиптике образом рогатой богини-буйволицы
в развилке дерева, под древесной аркой и т. п.).
В основе столь тесного слияния образов антопоморфной
богини и деревапросматривается еще один пласт представлений, несколько
иной ассоциативнообразный ряд, нежели рассмотренный выше, и внесший свой
вклад в формирование мифологемы растительной вертикали. Необходимо
учитывать, что культдерева многоаспектен в силу природных особенностей
самого объекта культаи его
полифункциональности — как знак-символ дерево
обладает большойсемантической ёмкостью, и в разные периоды в различных
культурах и казуальных ситуациях могли акцентироваться различные его
аспекты. Так, ассоциация дерева с позвоночником человека либо животного,
вероятно, возникла уже на заре человечества, о чем говорят данные
первобытного искусства,но на определенном этапе развития представлений о мире,
когда Вселеннаямыслится в виде стоящего антропоморфного божества, эта
ассоциация актуализируется и превращается в ёмкий символ вертикальной
опоры мироздания(ср., например, о боге Мардуке: его спинной хребет —
кедр, а части тела сопоставляются с элементами мира; в то же время по
отношению к Мардукувстречается эпитет «черный бык пропасти», в котором
просматриваетсянаследие более ранней эпохи). Отождествление дерева и
человека мы встречаемтакже в некоторых русских загадках: «Стоит дуб, на дубе
клуб, на клубе семьдыр»;
«Стоит древо, на древе костер, в костре свиньи есть» и т. п. Именно
в подобном тождестве лежит, видимо, основной источник
формирования архетипа трехъярусного Мирового древа, достигающего своей
вершиной высшихсфер. Хронологическая глубина этого мировоззренческого
пласта хотя и глубока, но представляется все же относительно исторически
обозримой (примерноконец неолита — начало железного века), и он также
отразился в тех сложныхобразах русского народного искусства, попытка
расшифровать которые увеланас в глубины мировой мифологии. По вариантам образов
вышивок можнопроследить, как богиня постепенно утрачивает
антропоморфные черты и превращается в сложное Древо, пережиточно сохраняющее,
однако, рудиментычастей человеческого тела и особую отмеченность его
«живородящего центра». В некоторых вариантах угадывается идея
расчленения изображенного божества, в других — перерастание его в образ
разостланной шкуры-земли, прорастающей растениями, и может быть не случайно
в тамбурнойвышивке этот сильно трансформированный образ начинает
напоминать какую-то запутанную географическую карту.
|
|