Выпускать птиц на волю

                                                                                                  Д. К. Зеленин

 

            Увековеченный А. С. Пушкиным русский народный
 
                    обычай выпускать весною на волю птиц


Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М., "Индрик", 2004, с.
237-242.


        В своем письме из Кишинева Н. И. Гнедичу 13 мая 1822 г.  А. С. Пушкин писал: «Знаете ли вы трогательный обычай русского мужика в Светлое Воскресение выпускать на волю птичку? вот вам стихи на это». К письму приложено было известное стихотворение:
 

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины;
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

                        [Пушкин 1906, с. 44]


      Обычай, о котором говорит здесь Пушкин, сохранялся у русских до XX столетия; он связан был с весенними праздниками — в одних местах с Пасхой, в других местах — с праздником Благовещенья 25 марта старого стиля. Шире был распространен второй срок — Благовещенье, и например, В. И. Даль знал только один этот срок: «Благовещенье— птиц на волю отпущенье» [Даль 1862, с. 977]. Но близ Петербурга (Ленинграда) обычай падал на Пасху. А. И. Терещенко в 1848 г. писал о нем следующее: «В Петербурге сохранился умили-

238
тельный обычай, который, как говорят, существует также во многих
местах России. В Страстную неделю и в неделю Светлого Воскресения разносят птичек в клетках, как-то: жаворонков, синиц, подорожников и продают их, с условием на выпуск. Благотворительная и вместе трогательная мысль — и тех, которые ловят для продажи на выпуск, и тех, которые покупают, чтобы освободить из неволи. Должно думать, что обычай освобождения птичек введен нашими тюремными затворницами, когда они, услаждая свое заключение пением звонко-голосистых пленниц в течение зимы, выпускали их на волю в светлый праздник, когда выпускали из тюрьмы виновных и должников. — Я знаю много примеров, что русские девушки собирают складчину на тот самый предмет, чтобы откупить несколько клеток и выпустить птичек на волю. Какая должна быть радость для освободительниц!» [Терещенко 1848, ч. 6, с. 97-98].
 

      Наиболее полное описание интересующего нас русского обычая дал А. А. Коринфский: «С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай — выпускать о Благовещеньи птиц из клеток на вольную волю. Он соблюдается повсеместно: и но селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла <...> В городах к этому дню нарочно ловят бедные люди птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, охотно даваемые купцами и всяким прохожим людом, вспоминающим, при виде чирикающих пернатых пленниц, о завещанном стариною обычае. Впрочем, птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами вроде: „Дайте выкуп за птичек — пташки Богу помолятся!" У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье:
 

Синички-сестрички,
Тетки-чечотки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-ворбьи.
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божью Мать молите!
Синички-сестрички...
и т. д.»
              [Коринфский 1901, с. 195-196].


239
    Об украинцах в районе Купянска П. В. Иванов в 1907 г. писал: в Благовещенье «выпускают из клеток певчих пташек: чижей, снегирей, щеглов, синиц, на волю, чтобы они благословляли Бога и просили у него счастья тому, кто выпустил их из неволи» [Иванов 1907, с. 84].
 

      Рассматриваемый обычай известен всем восточнославянским народам, т. е. не только русским, но также украинцам и белорусам, но чаще встречается в городах, а не в деревнях. Наиболее распространенное старое народное объяснение гласит, что выпущенные на волю птицы ходатайствуют перед Богом за того человека, кто их выпустил, и это объяснение согласуется с другим русским обычаем, который отметил также и Т. Г. Шевченко у уральских казаков: поминки самоубийц состояли в том, что кормили зернами вольных птиц [Шевченко 1861, с. 14; Зеденин 1916, с. 3-4,286].
 

      Для выяснения более древнего смысла обычая необходимо привлечение сравнительного материала. Все древние обычаи известны не одному только народу, а многим, во всяком случае нескольким народам мира. У одних народов они сохранились лучше, у других хуже, у одних сохранились древнейшие объяснения обычая, у других — более новые.
 

      Интересующий нас русский обычай известен также анатолийским туркам. Русский ученый В. А. Гордлевский в 1906 г. записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета следующее: «Когда выпадет первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, (турецкие. — Д. 3.) крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обыкновенно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупают их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, т. е. в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает ее, приговаривая:


Азатбузат,
дженнети г
öзет!
(Вот ты свободна, так сторожи рай).


      А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» [Гордлевский 1910, с. 177-178]. Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

240
        Только одни птицы летают к Нуму, т. е. к тому доброму и высшему богу, который сотворил мир, — так говорили ненцы (самоеды) Ю. И. Кушелевскому [Кушелевский 1868, с. 116] в объяснение того, почему у ненецких жилищ были укреплены на вершине длинного кола деревянные фигуры летящей птицы. По старинным верованьям якутов, вид ворона, орла и других птиц и животных (жеребца) прини- мала на себя Эехсит, которую якуты считали за «посредника между божеством и человеком, т. е. принимателя их просьб и относителя к Богу, и приносителя к ним повелений божеских» [Описание якутов 1822,с.211-212].
 

    В древности у монгольских народов было обыкновение выпускать на волю диких зверей, наложив на них свои клейма. Иранский историк Мирхонд сообщает, что так делал Чингисхан после охоты-облавы [Банзаров 1891, с. 93, прим.]. Есть предания, что также поступали встарь и бурят-монголы [Клеменц, Хангалов 1910, с. 150]. Наложение клейм свидетельствует, что в выпускаемых зверях видели каких-то своеобразных посланцев: клейменые звери мыслились, очевидно, посредниками и ходатаями перед опасными демонами за освободившего их человека.
 

      По-видимому, подобных же посланцев видели в выпускаемых на волю птичках также и грузины. Во всяком случае об одной грузинской княгине, жившей в начале XIX в. в Москве, рассказывали, что она купила в Москве на рынке множество зябликов и выпускала их всех на волю с напутствием: летите в Грузию и передайте там моим соотечественникам привет от меня. Здесь, конечно, понимание древнего обычая очень модернизовано, но развилось оно на древней основе.
 

      У удмуртов в районе города Мамадыша существовал прежде праздник лебедей — мерен васечком (буквально: великое общественное богослужение). Праздник совершался летом, в июле, и сопровождался жертвоприношением многочисленных домашних животных, которые подбирались парами, т. е. самец и самка. К этому празднику еще в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю. В объяснение этого обычая удмурты рассказывали


241
легенду: давным-давно, во время
обычного жертвоприношения в лесу у села Нырьи, прилетел на двух лебедях главный бог Солтан, обещал верующим разные блага на земле и скрылся [Афанасьев 1881, с. 281. Ср. Островский 1873, с. 38]. И эта легенда, и привязываемые на шеи выпускаемых лебедей серебряные рубли заставляют предполагать, что в выпускаемых лебедях удмурты видели своих посланцев к тому богу Солтану, который некогда прилетал к удмуртам на паре лебедей. Правда, в этих серебряных рублях сами удмурты усматривали подражание тем серебряным бляхам, которые видели на шеях лебедей, привезших к селу Нырье Солтана, но это явно новое толкование.
 

      Идея о живых посредниках между людьми и божеством — сравнительно новая идея, которая и могла развиться только уже с появлением у людей имущественных отношений феодального типа. Появление и развитие этой идеи довольно прозрачно выражено в истории культа так называемых изыхов у многих народов Сибири. Культ изыхов восходит к тотемизму, но только как отдаленная реминисценция; эту отдаленную связь культа изыхов с тотемизмом мы пытались вос- создать в другой своей работе [Зеленин 1936, с. 288 и сл., 333; гл. 5 «Скотоводческие онгоны и изыхи»]. Изых — это посвященное божеству домашнее животное; главные отличительные его особенности — неприкосновенность и свобода. Иранский историк XIII в. Рашид-ад-Дин называет изыха «онгоном», т. е. демоном, и отмечает его независимость. Выпуск животного на волю — одно из проявлений этой неприкосновенности. Изыха запрещалось убивать, ударять, как бы то ни было использовать его силу, его шерсть, рога, молоко и т. д.
 

      Культ изыхов возник на основе развитого скотоводства. Как общее правило, изых неприкосновенен для женщин, которые не имели права прикасаться даже к поводу изыха: очевидно, культ изыхов развился в эпоху патриархального рода. Правда, встречались также и специально женские изыхи, но они возникли позднее по образцу мужских изыхов и в параллель им. На сравнительно очень позднем этапе развития культа изыха возникло представление об изыхе как о посреднике между людьми и демоном. В этом представлении отразились новые имущественные отношения, когда бедняки получали от богатых владельцев стад скотину во временное пользование на определенных условиях. Изых - это домашнее животное, которое принадлежит демону, но человек кормит его у себя; в таком изыхе человек имеет ближайшего посредника в своих отношениях к демону и на этой почве человек становится более близким к мощному демону.

242
      Изыхов - домашних животных не всегда выпускали на волю, так как во многих случаях это повело бы только к голодной смерти животного, особенно зимой. Но когда в роли изыхов появились дикие птицы и звери, то для них выпуск на волю оказался обязательным и важнейшим признаком. Известную роль тут сыграли реминисценции тотемизма, а также фольклорные сказания о благодарных зверях, когда герой сказки освобождает оказавшегося в беде зверя или птицу, и те потом ему помогают. Эти фольклорные сказания, безусловно, тотемистического происхождения. У тотемистов вообще обычны случаи, когда они выпускали на волю пойманного чужеродцем тотема. Г. Н. Потанин приводит такой случай из жизни казахов [Потанин 1881, с.4]. Но возводить непосредственно к тотемизму рассматриваемый нами русский обычай мы никак не можем: тотемизму совершенно чуждо представление о посредниках между людьми и демонами, там тотем сам представляется своеобразным демоном.
 

    Бытовая обстановка русского обычая также не имеет ничего общего с пережитками тотемизма. Русский обычай совершенно не связан с древним занятием охотой. Русские обычно выпускали в весенние праздники на волю лесных певчих птичек, которых профессионалы ловили и продавали в качестве певчих комнатных птиц. Целые рынки для продажи таких певчих птичек в старой Москве (в Охотном ряду) и других русских городах свидетельствуют, что обычай держать в жилье, в клетках, лесных певчих птичек был издавна широко распространен у русских. Эта именно бытовая обстановка и способствовала сохранению русского обычая; у анатолийских турок бытовая обстановка столь близкого к русскому обычаю была совсем иною.
 

    Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается уже в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Из старого русского языка это слово проникло к якутам, где переводится: рай [Ионов 1914, с. 349]. Здесь находит себе объяснение турецкое поручение выпускаемой куропатке: «сторожи рай».

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир