Крик

 

На следующей странице:

И. Седакова. Крик в обрядах, связанных с рождением ребенка

 

 

                                                                      Валерий Подорога

 

Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию.

М., Ad Marginem, 1995, с. 88-90.

 

 

     Tехника крика (А.Арто). Современный актер не умеет кричать, он только говорит, говорит словами, т.е. все время пытается перенести в слова свое состояние, найти емy место в порядке представления. Вот почему актер, перекладывая всю ответственность выражения на правильно и ясно артикулированные слова, утрачивает близость к собственному телу и разучивается владеть им. Как делается крик? Но почему крик, а не слова? этот же вопрос повторяет другой: почему тело без органов, а не организм?

 

             

 

Послушаем Арто:

 

      ''Среднее. Женское. Мужское.

 

      Среднее было тяжелым и постоянным. Женское громогласно и ужасно, оно подобно лаю легендарной сторожевой собаки, оно приземисто, как изъеденные изнутри колонны, оно плотно, как воздух, заполняющий гигантские подземные пустоты.

        Я кричу во сне, но я знаю, что сплю, и на двух берегах своего сновидения я устанавливаю свою волю.

       Я кричу внутри своего каркаса из костей, внутри полости своей грудной клетки, которая обретает непомерную важность перед оцепеневшим взглядом моего сознания.

        Но когда имеешь дело с этим пронзительным криком, чтобы закричать, мне нужно упасть.

        Я падаю в подземелье и больше не выхожу наружу, я больше не выхожу.

        Никогда больше я не оказываюсь в Мужском.

        Я сказал: Мужское — это ничто. Оно сохраняет силу, однако оно погребает меня внутри этой силы.

       Наружно же это некий хлопок, личинка воздуха, серозная капля, взрывающаяся в воде, — о, это мужское начало, вздох закрытого рта в то самое мгновение, когда этот рот закрывается.

       Когда весь воздух изошел криком и больше уже ничего не осталось для лица.

        Женское закрытое лицо быстро теряет интерес к громкому рычанию сторожевого пса.

        И вот тут-то и начинаются водопады.

       Крик, который я только что испустил, остается сном.

        Но это — сновидение, пожирающее сновидение.

 

      Я, конечно же, остаюсь в подземелье, я дышу мелкими, приспособленными к нему вздохами, и вот — о чудо — я сам уже актер.

      Воздух вокруг меня просторен, но строго отмерен, ибо со всех сторон эта пещера замурована.

      Я подражаю оцепеневшему воину, оказавшемуся в полном одиночестве в подземных пещерах — он кричит от страха.

      Так что крик, который я только что испустил, вначале взывает к щели молчания, — причем молчания все более сжимающегося; затем он призывает шум водопада, шум воды, и это вполне нормально, ибо всякий шум связан с театром. Вот так во всяком настоящем театре царит вполне понятный ритм ". (Арто А. Театр и его двойник. М., 1993, с. 161-162).

 

             

 

      Вероятно, самым трудным в интерпретации текстов Арто будет отказаться от клинического и поэтического аспектов в пользу метафизического. Собственно, речь должна идти о метафизике крика, а такое учение почти невозможно себе представить, если читать тексты Арто так, как они являются нам — в магической ауре невозможного, слишком личного опыта. Но вот что ясно: тот, кто собирается кричать или издать один-единственный, но всесокрушающий крик, "находится" внутри собственного тела, захваченный им и порабощенный. Крик Арто — это крик освобождения. Ведь недаром на многих страницах он не перестает размышлять о случайности органов, захвативших собой то внутреннее пространство, где размещается "душа" мученика. Под этой душой не следует понимать некую неуловимую спиритуальную сущность: душа материальна, а точнее, в ней сплетаются силы аффекта, и только ими она существует. Мы как бы подавлены организмом и его организацией органов, мы лишаемся тела, существование которого полностью зависит от нашего усилия выразить его отношение к миру. Тело несводимо к организму, оно может опираться на органы, но только для того, чтобы преодолеть их косную власть. Тело и есть душа, душа и есть тело. Достаточно представить себе эту темницу-организм, в которую мы заключены, изнутри, со стороны переплетающихся нервных путей и жил, размеренно расширяющихся легких, сердца, этих неустанных пробегов крови в разных направлениях и этого могущества костяка, закрывающего нам выход навсегда. Можно сказать, что с точки зрения клиники здесь нет ничего необычного: шизофреническая симптоматика, отказ от тела как организма, отказ от каждого отдельного органа в пользу некоей телесной свободы, наступающей сразу же после распада телесного единства и его образов. Все это так и вместе с тем не совсем так. Допустим, акт свободы заключается в крике. Но крик, как известно, не может быть произведен без опоры на дыхательные органы, а те, в свою очередь, должныопираться на всю энергетическую мощь организма в его упорядоченности и равновесии. Ведь должно произойти что-то исключительное, чтобы крик достиг самого себя и не служил бы только целям выражения скорби, радости или отчаяния. "Достичь самого себя" — это значит быть не средством для выражения аффекта, а самим аффектом. Представить себе невозможный крик, или, если сказать более точно и в терминах Арто, крик метафизический, можно лишь в том случае, если бы мы могли произвести крик, который был бы направлен против органа, на чью энергию он опирается. Попросту говоря, крик — лишь звук той или иной силы, он всегда занимает собой определенное пространство, и эта великая или малая полость содержит в себе волну крика и .изменяется вместе с ней. Крик, который смог бы достичь себя, крик-аффект не имел бы внешней себе сферы распространения. Его "физика" не могла бы найти последующей опоры ни в чем внешнем. Вот почему так трудно отличить крик Арто от глубокого молчания, от физической неспособности совершить крик. Все эти, столь важные для Арто, рассуждения о древнекитайских техниках дыхания служат одной цели: постичь мета-физическую природу крика (или немоты). Дыхательные ритмы (среднее, мужское, женское) — начальные каналы, которыми должны следовать крики. Разве можно от них отказаться, пренебречь их "физикой"? Конечно, нет. Однако Арто видит в дыхании не только энергетический резервуар, в котором мерно накапливается мощь будущего дыхательного выброса, но и физическое препятствие, ибо тот крик, который создает для себя свое собственное пространство, должен уничтожить на своем пути все, что делает его криком. Другими словами, крик не удерживается в горизонте определенного вида дыхательной практики и скорее вступает с ней в "последнюю битву", нежели подчиняется ее законам. Я говорю здесь, конечно, о метафизическом крике, который, начиная свое движение как бы поверх органических дыхательных ритмов, в момент "последнего взрыва" разрывает их поперечной волной и тем самым навсегда отъединяет друг от друга организм и тело. Всякие крики, шепоты, обрывы, умолкания, шумы, громы, визги, писки, скрежетания организуют поле сонорных знаков-иероглифов, которыми проявляет себя тело без органов. Ведь крик, понятый метафизически, и будет телом без органов, освобождающим криком.

 


 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 ©Александр Бокшицкий, 2002-2006 
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир