На следующей странице:

И. Нахов. Кинизм и цинизм

П. Слотердайк. Греческая философия дерзости: кинизм

 

 

Николай Суворов

 

«Кинизм» элиты

 

Суворов Н.Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. -

СПб.: СПбГУКИ, 2004, с. 232-235.

 


        Можно ли сравнивать жизнь и деятельность интеллектуальной элиты конца XX — начала XXI веков с античными полу-чудаками, полу-философами IV — III веков до н. э.? Что может быть общего между эллинизмом и постмодернизмом?
 

        Между тем в середине XX века учение киников становится популярным среди европейского студенчества. В киниках видели принципиальных оппозиционеров всякой власти. Миросозерцание кризисной эпохи, каковым являлся XX век, искало и находило аналог в истории культуры.
 

        Одним из признаков кризиса в культуре стал «эскапизм» — бегство от конформизма обывателей, от промышленной атмосферы городов, от строгой дисциплины предпринимательского образа жизни. В 60-е годы эстафету кинизма подхватили хиппи. Модернистское неприятие конформизма было воспринято и продолжено последующим культурным развитием. Постмодернистское мировосприятие также в некоторых своих чертах напоминает учение философов-киников: Антисфена, Диогена, Кратета и др.
 

         Если пассивный протест хиппи являл собой ранний этап кинизма, ориентированный на индивидуальный тип поведения, отрицающего принятые нормы, то «постмодернистский цинизм» скорее напоминает его в пору зрелости, пронизанный едкой иронией и стремлением к абсолютной свободе. Недаром Диоген, один из основателей кинизма, первый провозгласил себя «гражданином мира», космополитом. В кинической литературе, как и в самом кинизме, отчетливо прослеживается культурный плюрализм, навеянный взаимовлиянием Запада и Востока. Это влияние проявлялось во многих акцентах кинизма: начиная с аскетического идеала мудреца и кончая идеями и образами ближневосточных литератур, ставшими актуальными в мире эллинистической культуры. «Привкус Востока», по словам А.Ф.Лосева, даже сделал возможным утверждение некоторых исследователей о негреческом, а именно о восточном происхождении кинизма 90. Расцвет кинизма, его золотой век приходится на эпоху эллинизма, одной из отличительных черт которой является преодоление преград между Западом и Востоком, синкретизм региональных культур древнего мира. Походы Александра Македонского, создание им мировой империи, основанные им многочисленные города, создали возможности для свободной миграции региональных идей и ценностей, их смешения и переосмысления.
-------------------------

90 Лосев А.Ф. Предисловие // Махов И.М. Киническая литература. М., 1981. С. 6.
233

    Исследователь философии кинизма И.М.Нахов отмечает ряд принципиальных черт, присущих мировоззрению этого течения, и, как представляется, эти черты странным образом напоминают характеристики элиты в атмосфере постмодернизма. Ученый справедливо отмечает, что киники вели активную идейную борьбу против платоновой теории общих и неизменных идей. Современной аналогией этой нетерпимости к устойчивым идейным эквивалентам и нравственным императивам выступает неприятие постмодернизмом классической картины мироздания, созданной традиционной научной мыслью. Принципиальный идейный-плюрализм объединяет киников и интеллектуалов постмодернизма. «Постмодернистский цинизм» — это, как и в древности замкнутый на себе скептический дискурс одинокого интеллектуала.
 

         Киникам был присущ негативизм по отношению к ценностям рабовладельческого полиса. Киническую этику называли негативной или «перечеканивающей» общепринятые ценности, и «перечеканка» осуществлялась не без помощи «цинических» эксцессов. Шокотерапия от антисоциального поступка должна была привести сначала к сомнению в истинности общепринятых норм и правил, а затем к преодолению их как предрассудков и заблуждений. Постмодернистский интеллектуал также стремится к преодолению метанарративов, заменяя их текстуальной фактурой повседневности. Так, для Бодрийяра, не смотря на архаические истоки, современный миф рождается сегодня, его можно увидеть в рекламных текстах и клипах. Ироническое цитирование классических текстов становится приемом полишинеля, травестирующего метанарративы.
 

        Киники прославляли и культивировали честную бедность и трудолюбие, объявляли труд благом и впервые в истории культуры рассматривали его мерилом ценности. В человеческой деятельности киники видели демиургический пафос, привнося в нее космический смысл 91. Постмодернизм также акцентирует внимание на личностном начале и проявлении перформативного во всякой деятельности. В случайных бифуркациях единичного видятся закономерные последствия.
-----------------------

91 Нахов И.М. Очерк истории кинической философии // Антология кинизма.М., 1984. С. 8-16.

234
       Поскольку «чеканка и перечеканка» ценностей — основное занятие элитарного сознания, постольку ему должны быть свойственны остальные черты кинической картины мира, прежде всего изрядной доли здорового цинизма. Кинический плюрализм, как философская установка сознания, предполагает свободную манипуляцию с системой ценностей, равенство разнообразных суждений и возможностей.
 

        «Перечеканка ценностей», означающая «перечеканить не истину, а привычные ценности», провозглашенная киниками, предполагает сведение прнципов жизни и мышления к общему знаменателю. Таковым «знаменателем» оказывается, например, «телесность». Эпатаж физиологизмом, непристойностью, сексуальными эксцессами, заявлявший о себе, например, в комедиях Аристофана, преследовали свою главную цель в представлении принципа бесконечности природы, сведения к ней всего многообразия социума. Образцом для подражания выступал Диоген, который, по словам Максима Тирского, «сбросил с себя все узы окружающего мира и освободился от его оков; свободный, он стал заглядывать во все уголки земли, уподобляясь птице, наделенной разумом, не боясь тиранов, не подчиняясь насилию законов, не затрудняя себя общественными делами, не тревожась о воспитании детей, не сковывая себя браком, не занимаясь обработкой земли, не обременяя себя военной службой и не промышляя морской торговлей; напротив, он осмеивал все это — людей и их занятия... Его богатством, не вызывающим никакой зависти, надежным и неотъемлемым, была вся земля и ее плоды, были рожденные землей источники, которые изливали для него питья щедрее, чем весь Лесбос и Хиос»92.
----------------------

92 Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981. С. 26.

 

235

         В целях сохранения своей самобытности и интеллектуальной свободы элита вырабатывает различные защитные механизмы, как психологического, так и морального характера. Как результат осознания принципиального отличия от массы и ее образа жизни, элита стремится культивировать специфические ценности, несовпадающие с ценностными отношениями массового образа жизни. Прежде всего, — это сознательное развенчание системы общественной мифологии.
 

       Интеллектуал, создатель мифов, рассматривает изделия своего воображения лишь как «систему, значение которой обрело буквальность». Р.Барт в связи с этим пишет: «Если я вглядываюсь в означающее как в нечто полное, четко отграничивая в нем смысл от формы, а стало быть и вижу деформацию первого под действием второго, то тем самым я расчленяю значение мифа и воспринимаю его как обман... Такой тип зрения характерен для мифолога, который дешифрует миф, понимает его как деформацию»93. Интеллектуальная герменевтика мифа предполагает его «препарирование» как метанарратива, не обладающего объективным содержанием. Мысля современную мифологию как систему симулякров, интеллектуал относится к ней как к произвольному построению, как необходимым костылям для движения неповоротливого массового сознания. Между тем излишний цинизм элитарного интеллектуала мешает работе творческого воображения, получающего свою энергию от эмоциональной симпатии к воображаемому предмету 94. Цинизм порождает презрение, не переоценку ценностей, но их обесценивание. В связи с этим Х.Ортега-и-Гассет со свойственным ему скептицизмом полагал, что циник никогда ничего не сделал, никогда ничего не мог создать. Его роль заключалась в противоположном — в разрушении, вернее в попытках разрушения, потому что даже деструкция ему также никогда не удавалась.
 

         По мнению Р.Барта, интеллектуал мифолог способен означающее заменить понятием, проявляя при этом крайний цинизм. В результате подстановки выстраивается интеллектуальная система, не подкрепленная полноценным текстом. Такая система не обладает самодостаточностью и быстро разрушается, не выдерживая внутренних противоречий. Не случайно многих античных киников одолевали идеи суицидного исхода.

 

       Процесс переоценки ценностей — опасное занятие, требующее крепкого душевного здоровья и сильного импульса к продуктивному творчеству, в противном случае способное привести к скептической пассивности.
---------------------------
93 Барт Р. Мифологии. С. 254.
94 Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). М., 1984.



 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2007
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир