На следующей странице:
А. Лебедев. История запрещенных книг на Западе до начала XVII в.

 


Е.В. Романовская


Цензура в архаическом обществе


Цензура как социокультурный феномен: Науч. доклады. -

Саратов: Изд-во Новый ветер, 2007, с. 43-45
 


        Слово «цензура» в словарях определяется как просмотр государственным учреждением, ведущим надзор за печатью, литературных произведений, предназначенных для печати или выпуска (книг, журналов, газет). Цензура в нашем понимании - это запрет, и в обществе устоялась привычка говорить о цензуре в терминах социального запрета: цензура - «это властная вертикаль насилия», цензура - «технология власти» и т.д. Представляется любопытным проследить за истоками такого явления, как цензура. Обратимся к архаическому миру.


       Устойчивость культуры, её жизнеспособность во многом обусловливается тем, насколько развиты структуры, определяющие её единство и целостность. Целостность культуры предполагает также выработку единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира. Именно на эти интегрирующие и стабилизирующие аспекты функционирования культуры направлено действие механизма традиции. При этом чем более значимы формы поведения, тем более жёстко они регламентированы, тем сильнее контроль за соблюдением стандартов и образцов. Для общества, ориентированного на такие традиционные формы регуляции, как ритуал и обычай, действующие нормы и правила считаются унаследованными от предков и уже поэтому имеют императивный характер для любого члена группы.
[43]

        Роль ритуала определяла его центральное положение в жизни человека, и состояла она в том, что с его помощью решалась главная задача - гарантия выживания коллектива. С помощью ритуала коллектив решал жизненно важные задачи по сохранению, контролю и воспроизводству основных своих ценностей (социальные институты, статусы, престижи и т.п.). Для тех, кто находился внутри ритуальной традиции и для кого в ритуале концентрировались высшие ценности этой традиции, ритуал переживался как непосредственная данность, актуализирующая глубинные смыслы существования. Архаическая эпоха - это «космологическая эпоха», и определяется она соответствующим типом мировоззрения. Основное содержание текстов (в семиотическом смысле) этой эпохи состоит в борьбе упорядочивающего космического начала с деструктивной хаотической стихией, в описании этапов последовательного сотворения и становления мира. Так как ритуал был главной ценностью архаического общества, контроль над правильностью проведения ритуала был строгим. Включённость языка в ритуал несомненна, причём в этом случае имеет смысл говорить об осознанном отношении к языку в ритуале 1. В ряде традиций в круг жрецов включался и «грамматик», в функцию которого входил контроль над правильностью (адекватностью) речевой части ритуала. Смысл деятельности «грамматика» и жреца совпадали: оба они борются с хаосом и укрепляют «космическую» организацию, её принцип, твёрдое, устойчивое место, в котором пребывает божественное и сакральное. И тот и другой контролируют этот мир, делая всё, чтобы сохранить смысл мира и языка как образа мира. Позже, когда сформировалось государство и появилась письменная культура, контроль за жизненно важными сферами общественной жизни стали осуществлять государственные чиновники. Тогда же и появляются термины «ценз» и «цензор»2.
-----------------------------------
1 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 21. 2
2 Словарь античности. М., 1993. С. 630.

[44]


        В Риме функцию контроля берёт на себя государство. Появляются должности цензора и такое явление, как ценз. В обязанности цензора входила перепись и классификация всех граждан по различным экономическим и политическим признакам. Полномочия цензоров были исключительными. Кроме сбора таких сведений, как полное имя, пол, возраст, место рождения, подлежащая обложению налогом собственность, цензоры на основании переписи осуществляли набор в армию. Важнейшим элементом в цензе было зачисление каждого гражданина в одну из триб, где осуществлялись политические права граждан, и исключение гражданина из системы триб. Цензоры имели право признать всадника негодным к службе в коннице и вывести сенатора из состава сената. Контроль был тотальным: принимались в расчёт не только политические и административные соображения, но и личная жизнь каждого гражданина. Цензоры брали на себя функцию блюстителей нравственности граждан.


        Связь с ритуалом и сакральной сферой в явлении ценза бесспорна. По окончании каждого ценза совершался «люструм» - всенародное очистительное жертвоприношение, и лишь после него обретали юридическую силу сделанные во время переписи изменения.


        В заключении можно привести слова Б. Малиновского 3 о том, что в примитивных обществах традиция (ритуал) представляет собой наивысшую ценность для общины, и ничто не имеет такого значения, как конформизм и консерватизм её членов. Любая небрежность в этом ослабляет сплочённость группы и подвергает опасности её культурный багаж - вплоть до угрозы самому её существованию. На этой стадии развития человек ещё не овладел исключительно сложным аппаратом науки, позволяющим фиксировать результаты опыта надёжными способами, проверять и перепроверять их, постепенно искать более адекватные средства их отражения, непрерывно обогащая новым содержанием. Та порция знаний, которой обладает человек примитивной культуры, те социальные институты, которые организуют его жизнь, и те обычаи и верования, которым он следует, всё это - бесценное наследие тяжёлого опыта его предков, добытого непомерными жертвами. И всё это должно сохраняться любой ценой. В архаичном обществе цензура - один из способов сохранения традиции.

-----------------------------
3 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 42.

[45]

 

 


 





Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2008
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир