На следующей странице:
В.Н.
Топоров. Кот (МНМ)
А.Е. Махов
Кошка
Махов А.Е. HOSTIS
ANTIQUUS: Категории и образы средневековой
христианской демонологии. Опыт словаря. -
М.: Intrada, 2006, с. 228-230.
(публикуется с разрешения автора и издательства
Intrada)
Вопреки
своему традиционному демоническому ореолу, кошка в качестве обличия дьявола в
раннехристианскую пору фактически отсутствует; первый известный нам пример
такого рода — в истории из «Жития св. Григория»
Иоанна Диакона, где кот фигурирует
в череде обличий, сменяемых демоном во сне монаха. Некий монах, «сотворив
молитву, заснул» — и тут ему «явился демон в обличии
кота и, напав на него, начал его рвать когтями. Отогнав
его молитвой, он предался сну, но тут демон вдруг явился
в обличий некого эфиопа, угрожающего копьем» и т. д. (Lib. IV, 89. Соl.234).
Формированию демонической
репутации кота в эпоху Средневековья немало способствовало звуковое сходство его
названия в европейских языках (Katze, cat, chat) с именованием приверженцев
еретического движения катаров. В XIII в. в ходу была история о том, как св.
Доминик, проповедовавший в 1206 г. в Лангедоке против катаров, изгнал из девяти
еретичек дьявола в облике огромного, совершенно черного кота. Эту историю
передает и «Золотая легенда»: в момент изгнания Домиником дьявола из группы
еретичек «из самой их середины выскочил ужасный кот, величиной с большую собаку,
с ог-
229
ромными горящими глазами и длинным, широким и кровавым языком, свисающим до пупа.
У него был короткий хвост, задранный кверху, так что виднелся его зад во всем
его безобразии ... из которого исходил ужасный запах. Поносившись среди женщин
взад-вперед... он исчез, оставив после себя жуткую вонь. И женщины
возблагодарили Бога и были обращены в католическую веру» (Якоб
Ворагинский. Золотая
легенда: Житие св.
Доминика).
Вера
вякобы присущие кошке разнообразные демонические свойства коренится в
средневековых представлениях о кошачьей физиологии, ярким примером которых
служит глава «О коте» из грандиозного свода естественнонаучных знаний XII века —
«Книги тонкостей различных естественных творений» Хильдегарды
Бингенской:
«Кот скорее холоден, чем горяч, и
притягивает к себе дурные жидкости (malos humores), и к воздушным духам не
враждебен, как и они к нему, а также имеет некую естественную связь с жабой и
змеей. В летние месяцы, когда жарко, кот остается сухим и холодным, но
испытывает жажду и лижет [тут Хильдегарда вставляет немецкое слово — lecket] жаб
или змей, поскольку их соками он восстанавливает свои соки и освежается, иначе
же жить не сможет и погибнет: так и человек использует соль, чтобы было вкусней.
И от сока, который кот от них принимает, он внутри становится ядовитым, так что
ядовиты у него и мозг, и все тело. Из людей же доверяет лишь тому, кто его
кормит. В то же время, когда он лижет жаб и змей, его тепло для человека
вредоносно и ядовито. Когда же вынашивает котят, его тепло возбуждает человека к
похоти; в другое же время его тепло здоровому человеку не вредит» (Lib. 7, Cар.
XXVI. соl. 1330).
Хильдегарда в своем труде
избегает теологического аллегоризирования, ограничиваясь чисто эмпирическими
сведениями; однако уже состав этих сведений достаточно красноречиво
свидетельствуете зловещих свойствах кошки. Позднее набор историй о своеобразии
кошачьего естества пополняется. Боге (гл. 14) утверждает,
что если натереть кошку травой, именуемой непета, кошка немедленно забеременеет
без всякого посредства кота. Мозг кошки ведьмы
использовали как яд (Боден, О демономанни ведьм, кн. III,
гл. 2). В «Ликантропии» Нино говорится о ведьмах, делавших из глаз кошек мазь,
позволяющую видеть демонов: видимо, предполагалось, что
сама кошка видит демонов.
Легенды о
ведьмах, способных принимать обличье кошки, развивают мотивы, присутствующие в
более ранних текстах: превращение ведьмы в кошку — по
сути дела вариация на тему дьявольских метаморфоз, прежде всего на тему
вышеупомянутого демона-кота. В трактате «О демономании ведьм»
Бодена (кн. II, гл. 4)
рассказывается, что ведьмы Вернона (процесс 1586 г.) собирались в
старом замке в обличье кошек; четверо мужчин, решившихся провести там
ночь, были атакованы огромным полчищем этих «кошек»; один
из них был убит, остальные ранены, однако и сами они сумели уничтожить немало
дьявольских существ, к которым с последним вздохом
возвращался их подлинный женский облик. Кошку, как и
ворона, дьявол может давать ведьмам как своего рода
волшебного помощника (например, в деле о ведьмовстве в Элфдалене, Швеция, ок.
1670); в качестве такого ведьмовского помощника кошка имеет репутацию и прозвище
«воровки»: ее можно послать украсть желаемый предмет, и
она всегда легко сумеет это сделать.
|
|