Льюис Кэрролл
На следующей
странице:
А. Бокшицкий. Алиса съела пирожок...
Жиль Делёз
Льюис Кэрролл
Делёз Ж. Критика и клиника /
Пер с франц. О.Е. Волчек и С.Л. Фокина.
Послесл. и примеч. С.Л. Фокина. - СПб.: Machina, 2002,
с. 36-38
У Льюиса Кэрролла все начинается с ужасающей схватки. Схватки глубин: вещи
разлетаются вдребезги или взрывают нас изнутри, коробки слишком малы для того,
что в них содержится, зараженные или ядовитые продукты питания, удлиняющиеся
норы, следящие за нами чудища. Маленький мальчик использует младшего братишку в
качестве приманки. Тела перемешиваются, все перемешивается в каком-то
каннибализме, соединяющем в себе и пищу, и испражнения. Даже слова пожирают друг
друга. Область действия и телесной страсти: вещи и слова разлетаются во все
стороны или, напротив, сплавляются в монолитные глыбы. На глубине все ужасно,
полная бессмыслица. "Алиса в Стране чудес" поначалу должна была называться
"Приключения Алисы под землей".
Почему Кэрролл воздержался от такого названия? Все дело в том, что Алиса
последовательно завоевывает поверхности. Она поднимается или снова выходит на
поверхность. Она творит поверхности. Движения углубления или погружения уступают
место легким боковым движениям скольжения; животные глубин становятся плоскими
карточными фигурами. С тем большим основанием "Зазеркалье" окружает поверхность
зеркалом, учреждает поверхность шахматной игры. Чистой воды события вытекают из
состояний предметов. В глубину больше не лезут, благодаря силе скольжения
переходят
37
на другую сторону, действуя, как левша, и переворачивая все вверх дном.
Описываемый Кэрроллом кошелек Фортуната — это кольцо Мёбиуса, в котором одна и
та же линия проходит по обеим его сторонам. Математика чужда злу, поскольку она
устанавливает поверхности и успокаивает мир, мешанина которого в глубине
представляет, по-видимому, опасность: Кэрролл-математик, или Кэрролл-фотограф.
Но мир глубин все еще бушует под поверхностью и грозится ее уничтожить: даже
распластанные и развернутые чудовища преследуют нас.
Третий великий роман Кэрролла, "Сильвия и Бруно", опять же знаменует продвижение
вперед. Можно было бы сказать, что прежняя глубина сама собой сравнялась, стала
поверхностью рядом с другой поверхностью. Итак, сосуществуют две поверхности,
где записываются две смежные истории — одна главная, другая второстепенная; одна
в мажоре, другая в миноре. Не так, чтобы одна история была в другой, но так,
чтобы одна была рядом с другой. Несомненно, что "Сильвия и Бруно" — это первая
книга, в которой рассказываются две истории одновременно, не так, чтобы одна
была внутри другой, но именно так, что это две смежные истории, с постоянно
соблюдаемыми переходами от одной к другой благодаря какому-нибудь общему для
обеих клочку фразы или благодаря куплетам восхитительной песни, которые
распределяют события по историям, так что они полностью подчиняются им: песня
безумного садовника. Кэрролл спрашивает: что тут что определяет, песня — события
или события — песню? Написав "Сильвию и Бруно", Кэрролл создал книгу-свиток,
наподобие японских картин-свитков. (В картине-свитке Эйзенштейн усматривал
подлинное предвосхищение киномонтажа и описывал ее так: "Лента свитка
разворачивается, образуя прямоугольник! Не подкладка разворачивается; по
поверхности разворачивается как раз то, что здесь изображено".) Две
одновременных истории Сильвии и Бруно образуют последнюю часть трилогии
Кэрролла, равноценный предыдущим шедевр.
38
Не в том дело, что на плоскости меньше бессмыслицы, чем в глубине. Просто это
совсем другая бессмыслица. Бессмыслица на плоскости — это своего рода
"Светимость" чистых событий, реальностей, которые непрестанно пребывают и удаляются. Чистые и беспримесные события сияют поверх перемешанных тел, поверх их
действий и их перепутавшихся страстей. Наподобие земного испарения они выводят
на поверхность нечто нетелесное, чистую "выраженность" глубин: не меч, но блеск
меча, блеск без меча — наподобие улыбки без кота. Как никому другому Кэрроллу
удалось обойтись без смысла, но он все поставил на бессмыслицу, поскольку
разнообразия бессмыслиц вполне достаточно, чтобы охватить вселенную, ее ужасы и
ее славу: глубину, поверхность, объем или свернутую плоскость.
Жан-Люк Нанси.
Складка мысли Делеза
|
|