Алиби-не-алиби
Алиби лат. alibi - "в другом месте"; юридич.
термин: нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом
месте как доказательство его невиновности.
Лат. слово alibi этимологически двусоставно (alius
[другой] + ibi); выражение "alio
die" - "в другой день" - формула авгуров, предлагающих отсрочку
при неблагоприятных предзнаменованиях. Слово алиби во французском
языке в конце XIX в. получило двусмысленное
значение "предлога", "уловки", "ложного обличья".
"Не-алиби
в бытии" - формула, имеющая важное значение в философии М.М.Бахтина. "Не-алиби
в бытии" означает, что человек не имеет права на уклонение от реализация его единственного неповторимого "места" в бытии, от
неповторимого "поступка", каким должна явиться его жизнь. Бахтин
говорит: "я причастен бытию единственным и неповторимым образом, я занимаю
в единственном бытии единственное, неповторимое, незаместимое и
непроницаемое для другого место. В данной единственной точке, в которой я
теперь нахожусь, никто другой в единственном месте и единственном
пространстве единственного бытия не находится. И вокруг этой единственной
точки располагается все единственное бытие единственным и неповторимым
образом. То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть
не может...". И дальше: "ответственный поступок и есть поступок на основе
признания долженствующей единственности. Это утверждение не-алиби в бытии и
есть основа действительной нудительной данности-заданности
жизни. Только не-алиби в бытии превращает пустую возможность в ответственный
действительный поступок (через эмоционально-волевое отнесение к себе как
активному). Это живой факт изначального поступка, впервые
создающий ответственный поступок, его действительную тяжесть, ибо
действительно быть в жизни - значит поступать, быть не индифферентным к
единственному целому. Утвердить факт своей единственной незаменимой
причастности бытию - значит войти в бытие именно там, где оно не равно себе
самому - войти в событие бытия.
Все содержательно-смысловое: бытие как некоторая содержательная
определенность, ценность как в себе значимая, истина, добро, красота и проч.
- все это только возможности, которые могут стать действительностью только
в поступке на основе признания единственной причастности моей...
Ответственность возможна не за смысл в себе, а за его единственное
утверждение-неутверждение. Ведь можно пройти мимо смысла и можно
безответственно провести смысл мимо бытия". ("К философии поступка"
1920-1924 гг.).
Внутри каждого человека сидит услужливый авгур, который в любой
момент готов произнести: "alio die" - "в другой
день", готов дать отсрочку на день или на всю жизнь. В
английском языке есть выражение: explain
away - "оправдываться, находить предлог, уловку".
М. Мамардашвили переводит его существительным отобъяснение, и
приводит пример: допустим ты спишь, звонит будильник, но просыпаться не
хочется, и ты видишь сон - интересный, сюжетный; во время сна что-то будет
звенеть, но авгур постарается сделать так, чтобы звук во сне не был похож на
звонок будильника, постарается сделать так, чтобы ты не проснулся. Это и
будет отобъяснение. Ты не проснулся, но у тебя есть
алиби. Твой господин жесток, жнет, где не
сеял и собирает, где не рассыпал. "Где ты
был, Адам? - В окопах, Господи!".
Алиби-не-алиби. Данный концепт всесторонне
исследован в статье
Римский казус
|
|