Ариадна
Р. Бакстон
Критский Эрос, или странные судьбы Ариадны
Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 1. - М.: РГГУ, 2004,
с. 302-309
Из всех древних описаний
бога Эрота нет более запоминающегося, чем описание Аполлония Родосского, который
изобразил его как избалованного ребенка, играющего в бабки с Ганимедом и
обманывающего его (Arg. Ill 115-130). Однако в других источниках образ Эрота
совсем другой. У Гесиода Эрот - не вздорный мальчуган, но фундаментальное
космическое начало, такое же древнее, как Гея и Тартар (Hes. Theog. 120).
Несмотря на такие различия,
наши источники снова и снова подчеркивают, что Эрот двойственен: он вызывает
согласие и радость, и он же является причиной катастроф и разрушений. Конечно,
ни один миф не является «необработанным», «сырым», все они «сварены» в
нарративном контексте 1; это значит, что разные нарративы расставляют
в мифе разные акценты. Например, трагедия - в случае Эрота - сосредоточена на
его разрушительном аспекте, в то время как лирическая поэзия часто, хотя и не
всегда, подчеркивает сладость и удовольствия любви.
В этой статье я хочу
обсудить представление об эросе только в одном мифе, об Ариадне. Что
подчеркивают разные версии этого мифа - разрушительность любви, ее радость, или
то и другое вместе?
Статья разделена на две части.
Сначала я отмечу некоторые вариации в греческих переложениях мифа об Ариадне.
Затем я соотнесу эти вариации с представлением об эросе, рассмотрев по очереди
взаимоотношения Ариадны с тремя мужчинами: ее отцом Миносом и двумя ее
возлюбленными, Тесеем и Дионисом.
302
1
Художественные свидетельства,
связанные с мифом об Ариадне, достаточно обширны: LIMC - Lexicon Iconographicum
Mythologiae Classicae (Иконографический лексикон классической мифологии) -
насчитывает 163 изображения, более 60 из которых греческие. Однако литературные
свидетельства беднее. Мы не найдем у греков ничего похожего на плачи Ариадны у
Катулла (Catull. 64) или у Овидия (Ovid. Heroid. 10); скорее, мы должны доверять
плутарховскому «Тесею» и кратким аллюзиям в гомеровских поэмах (Il. XVIII 592;
Od. XI 321 sqq.) и у таких авторов, как Аполлоний Родосский, Диодор Сицилийский,
Павсаний и Аполлодор. Такой недостаток подробных литературных описаний мифа в
определенном смысле огорчает исследователя, поскольку тексты в целом лучше, чем
изображения, передают сложные мотивации - а в истории Ариадны мотивации героев
особенно сложны.
Я начну с пассажа из третьей книги «Аргонавтики»
Аполлония. Вслушаемся в слова, которыми Ясон обольщает Медею (A. R. Arg. Ill
997-1007):
Однажды и Тесея освободила от тяжких подвигов
Дева, дочь Миноса, благоразумная Ариадна,
Которую родила Пасифая, дочь Гелиоса.
Когда улегся гнев Миноса, она села с Тесеем
На его корабль и оставила родину; ее любили и сами
Бессмертные, и свидетельство этого посредине эфира
Звездный венец, который называют «Ариадниным»
И который всю ночь вращается среди небесных созвездий;
Так и тебе (т. е. Медее) будет дар от богов, если ты спасешь
Стольких мужей-героев; ведь ты выглядишь (оптимистично
говорит Ясон)
Украшенной и кротостью, и благоразумием.
Две тени омрачают эту во
всех остальных отношениях солнечную версию мифа Ариадны: одна - это аллюзия на
преступившую все нормы Пасифаю, другая - отсылка к гневу Миноса. Но если
оставить в стороне эти две тени, Ясон представляет миф об Ариадне в его наиболее
позитивном виде: в его истории о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать
за возлюбленным-чужеземцем, критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному
вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим. Ясон избегает
воспоминаний о бегстве Тесея от Ариадны; он также избегает упоминаний Диониса,
ссылаясь вместо этого на богов в целом. Отсылка к Дионису могла бы затронуть
деликатный вопрос о замене Тесея Дионисом в качестве возлюбленного Ариадны -
вопрос, о котором Ясон, по вполне понятным причинам, не хочет напоминать Медее.
303
В других версиях мифа об
Ариадне замена Тесея Дионисом - это именно та тема, которая порождает больше
всего вариантов 2.
Чем это вызвано? Вероятно, тем, что наши
источники радикально различаются в отношении моральности поведения Тесея, как и
в отношении моральности Ариадны и Миноса.
В соответствии с одним способом
интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. В своем путешествии из
Трезена в Афины Тесей избавляет мир от некоторых зловредных преступников (Синие,
Прокруст и т. д.; Plut. Thes. 8). Его решение присоединиться к группе афинских
юношей И девушек, направляющихся на Крит, где они были обречены стать жертвой
Минотавра, было, согласно передаваемой Плутархом версии (Thes. 17),
замечательным актом добровольного мужества. Во время путешествия на Крит,
согласно Вакхилиду (17, 8 sqq.), Тесей благородно выступает в защиту чести одной
из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса. И что такое победа над
Минотавром, как не возмездие за опустошение Миносом афинской территории (Apollod.
III 15 7)? Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная
Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - не совершает
ничего плохого, кроме того, что влюбляется в красивого чужестранца. В отличие от
Медеи, она.не использует колдовство, чтобы расстаться с собственной семьей;
Ариадна использует простой клубок нитей - возможно, это символическое
предвосхищение ее будущей роли доброй жены: она уже была хорошо обученной
пряхой, как Пенелопа была умелой ткачихой.
Это, таким образом, один из способов
«разрезания мифологического пирога»: Тесей и Ариадна морально добродетельны. Но
такая однозначность была бы чужда сложной природе греческой мифологии. Снова и
снова мы обнаруживаем, что подвиги великих героев подтачиваются семейной бедой -
бедой, часто вызываемой Эросом (вспомним Геракла, Ясона и Агамемнона). В случае
Тесея несколько эпизодов ставят под сомнение моральность его поведения.
А) Он может быть бездумным и
неосторожным - например, когда натягивает паруса при возвращении в Афины и когда
проклинает Ипполита, не разобравшись в деле.
Б) У него есть склонность
к сексуальному насилию: вместе с Пирифо-ем он похищает юную Елену, а затем с
величайшим безрассудством помогает Пирифою в его попытке похитить Персефону.
304
С) Экспедиция на Крит не
может быть представлена как битва между добром (Тесей) и злом (Минос).
Опустошение Миносом Аттики было, кроме всего прочего, местью за убийство
афинянами его сына Андрогея. Более того, мифологическая традиция часто
представляет Миноса в позитивном свете, как законодателя, находящегося в тесных
отношениях со своим отцом Зевсом (Od. XIX 178-9; Plat. Min. 319b sqq.). В той
степени, в которой Ариадна отказывается выполнять волю такого отца, ее поведение
также может быть представлено как несколько сомнительное.
Такова же моральная
двойственность по отношению к тому, что Тесей покидает Ариадну.
А) С одной стороны,
определенные нарративы снимают с Тесея часть или даже всю ответственность.
Согласно Ферекиду (schol. Od. XI 322), Афина приказывает Тесею оставить Ариадну;
в соответствии с этим, некоторые изображения представляют Афину, являющуюся
Тесею перед его отплытием 3. Наиболее открыто благоволит к Тесею версия,
переданная Плутархом (Thes. 20). Во время шторма на море Тесей высаживает
Ариадну на берег Крита, потому что она беременна и страдает от морской болезни:
чтобы спасти корабль, он отправляется в море. Ариадна умирает во время родов;
Тесей возвращается слишком поздно, он убит горем; все, что он может сделать -
это установить жертвоприношения в ее честь. На одном из таких праздников «один
молодой человек ложится на землю и имитирует крики и движения роженицы» -
ритуал, символически изображающий то, что миф выражает другим способом, а
именно, что Тесей своим сочувствием к возлюбленной способен - на эмоциональном
уровне - преодолеть различие полов.
Б) Но некоторые версии выставляют
Тесея в худшем свете. Гесиод, как о нем говорят, сообщал, что Тесей оставил
Ариадну, потому что он был в любовной связи с другой женщиной (frr. 147, 298 M-W).
О Писистрате говорили, что он изъял этот, очевидным образом направленный против
Тесея, и, следовательно, против Афин, пассаж из текста Гесиода (Plut. Thes. 20)
- и это показывает, насколько спорным и способным привести к политическим
трениям был этот эпизод.
Похожее противоречие связано с ролью
Диониса и, соответственно, с моральностью Ариадны. Согласно гесиодовой
«Теогонии», Ариадна вышла замуж за Диониса и Зевс подарил ей бессмертие и вечную
молодость (947-9). «Одиссея», напротив, говорит, что поскольку Тесей мог
привезти Ариадну в Афины, она была убита Артемидой «при свидетельстве Диониса» (XI
321-5). Здесь снова несогласие среди античных комментаторов: один схолиаст
делает непонятное замечание, что Ариадна была наказана «из-за того, что потеряла
девственность» (schol. Od. XI 322), другой - что она была наказана, потому что
они с Тесеем лежали вместе на священной территории Диониса на Наксосе (schol. Od.
XI 325).
305
2
О вариантах
достаточно. Теперь, во второй части этой статьи, попытаемся проинтерпретировать
их, рассматривая по очереди отношения Ариадны с Миносом, Тесеем и Дионисом в
контексте аналогичных отношений в греческой мифологии.
Ариадна - Минос
Каждая замужняя женщина с внутренней
необходимостью отвергает контроль своего отца, авторитету которого она теперь не
будет подчиняться. Некоторые мифы драматизируют этот переход в терминах насилия
или даже убийства. Когда Пелопс выигрывает бег колесниц против Эномая в
состязаниях за руку Гипподамии, Эномай не только побежден, но и убит. Когда
Медея бежит с Ясоном, напротив, последствия не являются роковыми для ее отца
Ээта; расставание с ее родной семьей «смягчено», т.к. смерть приходит не к Ээту,
а к его сыну, брату Медеи Апсирту.
Что можно сказать об Ариадне и
Миносе? Их расставание тоже «смягчается», то есть оно менее катастрофично, чем в
случае Эномая и Гипподамии. Симптоматично, что реакция Миноса на отъезд Ариадны
(Apollod. Epit. 1.14) выражена преследованием, но не Ариадны, а Дедала,
выдавшего, по первоначальной версии, тайну лабиринта. (Интересно, однако, что
тема «эроса», ведущего к катастрофическому разрыву с одним из родителей,
действительно появляется в мифе о Тесее-Ариадне, но с другим акцентом: в одной
версии (Apollod. ad loc.) именно горе Тесея из-за потери Ариадны заставляет его
забыть о том, что он должен изменить цвет парусов - и таким образом приносит
смерть его отцу Эгею.)
Ариадна - Тесей
В стремлении к чему-то
«странному» (в ее случае, к чужестранцу Те-сею) Ариадна продолжает семейную
традицию, основанную тремя другими женщинами из Критской царской семьи: все они
имели опыт эроса с чем-то, что было в определенном смысле неконвенциональным.
Бабушка Ариадны Европа вожделела к быку - метаморфозе Зевса. Мать Ариадны
Пасифая также сочеталась с быком, хотя на сей раз он не был личиной бога. Федра,
сестра Ариадны и будущая жена Тесея - еще одна женщина, стремившаяся к чему-то
«выходящему за рамки», хотя на этот раз это был некто, слишком «близкий» для нее
(сын ее мужа Ипполит) вместо слишком «далекого» (животное). В сравнении с этими
тремя случаями Ариад-
306
на. испытывающая любовь к чужеземцу Тесею, стремилась к чему-то относительно
умеренному на этой шкале «странностей». Поскольку Афины и Крит были враждебны
друг другу, можно было бы сказать, в крайнем случае, о мотиве Ромео и Джульетты
(или Вестсайдской истории), когда эрос обнаруживает свою способность соединять
вместе вещи, обычно противоположные. В данном случае, однако, исход не был
однозначно катастрофичным ни для Тесея, ни для Ариадны. Снова потенциальная
дес-труктивность эроса представлена в данном мифе в смягченной форме.
Ариадна - Дионис
Когда хор Океанид в «Прометее Прикованном» выражает страдание, которое Ио
испытала в результате ее связи с Зевсом, он применяет ее пример к своей
собственной ситуации: «Хоть бы никогда не становиться супругом Олимпийцев»;
супружество, говорит хор, должно быть omalos, «равным» (901). Греческая
мифология показывает множество смертных женщин, которым эрос с богами приносит
непродолжительное счастье. Семела - классический пример. Сопротивление богу было
возможным, но не гарантировало счастья: судьба Кассандры была жестокой и
трагичной; Дафна потеряла человеческий облик благодаря метаморфозе. Не лучшими
были перспективы в случае связи богини и смертного мужчины: Фетида и Пелей в
«Илиаде» уже не супруги; Тифон иссох с возрастом, и вскоре не смог доставлять
удовольствие Эос. Однополый эрос между богом и человеком был также ограничен
рамками морали: вспомним Аполлона и Гиацинта. Только преодоление разрыва между
моральным и неморальным давало шанс бесконечному продолжению эроса - как,
например, тогда, когда Зевс унес Ганимеда на Олимп. А что же относительно
счастливой, вечно продолжающейся любви бога и смертной женщины? Наиболее
впечатляющий пример - Ариадна и Дионис.
Греки очень хорошо осознавали
потенциальную деструктивность эроса, особенно когда он не был ограничен
институционально санкционированным образцом поведения (как супружество), или не
являлся признанным типом мужских отношений eromenos - erastes (влюбленный -
возлюбленный). Мифы снова и снова эксплуатируют несчастья, причиной которых
может стать эрос: Геракл, Иола и Деянира; Медея в Коринфе; Парис и Елена;
Сфенебея и Беллерофонт... Но исключительная судьба Ариадны, по крайней мере у
большинства мифографов, была более спокойной, чем эти судьбы, и заключала в себе
преодоление несчастья героини, так канона достигла брака, ставшего поистине
omalos, браком бессмертным; и для нас он остается таким же благодаря прекрасному
кратеру из Дервени.
307
Исключительная роль Ариадны в
том, что она податливая жена Диониса, и в том, что она мать детей, повторяющих
образ своего отца, что видно из их имен - Ойнопион и Стафил, вино и виноград (schol.
A. R. Arg. Ill 997) 4. Эрос, сохраненный для вечности... Образ, в котором, можно
сказать, содержится больше, чем малость, исполняющая мужское желание. Это
прекрасно символизировано образом на фрагменте вазы из Таранто (LIMC 96): в
момент, когда Тесей всходит на корабль, Дионис находит спящую Ариадну, ее грудь
открыта взгляду бога, и тот подобен ей своей обнаженностью. Ариадна никогда не
была феминистской иконой: она не Пенелопа, но она не Медея или Гекуба или
Клитемнестра. Ее единственный вызов - помощь Тесею с нитью - вытесняется ее
ролью как объекта желания. Но греческий Эрос многосторонен: это искусно
вытканный гобелен возможностей, гобелен, у которого сложная судьба Ариадны
создает только один угол 5.
308
1 Это способ аргументации в моей книге Imaginary
Greece: The Contexts of Mythology (Cambridge, 1994).
2 Более подробно см. Calame С. Thesee et I'imaginaire athenien (Lausanne. 1990):
Gantz T. Early Greek Myth. Baltimore and London. 1993; Psilakis N. Kritiki
Mythologia. Heraklion. 1996.
3 Например, LIMC 52. 54.
4 Менее удачна (в свете их дионисических имен) версия, что их отцом был Тесей:
Ион Хиосский, у Плутарха (Thes. 20).
5 Эта статья является пересмотренной версией доклада, прочитанного на
международной конференции об Эроте в Дельфах в сентябре 2003 года, прошедшей под
покровительством Фонда Андреаса Ледакиса.
(Перевод с английского И. Протопоповой)
|
|