Звезды
Мифы о созвездиях, звездах, планетах (астральные мифы) часто представляют
звезды в виде животных. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно
12 или 10) созвездий посредством мифов, в которых выступает такое же число
животных. Дальнейшее развитие таких мифов приводит к построению системы
соответствий между 12 созвездиями и таким же числом животных. В основных чертах
эта система близка системе, существовавшей в Древней Вавилонии, где на ней было
основано выделение 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией
(зодиак - от греч. ζῶον, "животное") и продолженное в других европейских
традициях. Эти системы обнаруживают сходство с древнекитайскими и другими
восточноазиатскими - с одной стороны, американскими индейскими - с другой.
В шумеро-аккадской
мифологии каждому богу соответствовало свое небесное светило (планета). Особое
значение придавалось планета Венера, олицетворением которой в шумерской
мифологии считалась богиня Инанна; планета Венера почиталась всеми
семитами (Астар, Иштар, Астарта) в качестве божества, связанного с
плодородием и любовью. Культ семитского божества Астар оказал влияние на другие
народы того же культурного круга, о чем свидетельствует и проникновение
семитского слова в соседние языки (в частности, индоевропейские: хеттское
hašter - "звезда", греч. άστηρ - "звезда").
Чрезвычайно
распространенным мотивом астральных мифов является представления о людях,
переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. В греческой
мифологии Большая Медведица - это Каллисто (превращенная Герой в медведицу, а
затем Зевсом - в звезду), Плеяды - семь сестер, дочерей Атланта и т.п. Часто во
взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом мифологических
персонажей: напр., Кассиопея, Кофей, Персей, Андромеда - группа
созвездий, объединенных мифом о Персее и Андромеде.
Сравнительно развитые
астрономические познания несомненны для эпохи начиная с 4-го тыс. до н.э., когда
в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке - вплоть
до Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, напр. кромлехи
Стонхенджа (Англия, 2-е тыс. до н.э.), интерпретируется учеными как древние
обсерватории. Вавилонские зиккураты - храмовые сооружения, использующиеся и для
наблюдения за звездами, могут рассматриваться как ответвления этой
околосредиземноморской ранней культуры, придававшей особое религиозное значение
изучению небесных светил. В античную эпоху вавилонское воздействие можно
предположить в отношении этрусских астральных мифов. Основным источником для их
изучения является бронзоваямодель печени для гадания
из Пьяченцы, представляющая собой модель неба с нанесенными на него именами
божеств, каждому из которых соответствует определенный участок неба.
Дальнейшее развитие
знаний о звездном небе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к
становлению астрологии. Характерной чертой астрологии было предположение о
воздействии движений небесных светил как на судьбу всего мира и человечества
(учение о мировых циклах, засвидетельствованное уже в Вавилонии, а позднее в
Индии), так и на судьбы отдельных людей (отсюда идея гороскопа). В достаточно
систематизированном виде основы этих представлений засвидетельствованы в
старовавилонских текстах гаданий (начало 2-го тыс.) и в позднейших ассирийских
табличках. Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности
комет) характерна для всего европейского и арабского средневековья, когда
оформляется астрология как особая дисциплина, соединившая традицию астральных
мифов с зачатками астрономических знаний.
( Подробнее: Иванов В. В. Астральные мифы //
Мифы народов мира. Т.1 М., 1991, с.116-118 )
У славян было широко
распространено представление о подобии небесной сферы и небесной жизни земле и
жизни земной. Земные события могут не только быть аналогом событий небесных, но
и дублироваться на небе(или наоборот). На этих мифологических представлениях
строится своеобразная астрология у славян. С рождением человека появляется на
небе его двойник - загорается его звезда, со смертью человека она падает и исчезает. На Волыни, наоборот, известно верование, что висельники и утопленники
после смерти превращаются в звезды, обреченные на вечное скитание, и тем
самым их грешный земной путь продолжается наказанием вечной неприкаянностью на
небе. Млечный путь нередко мифологически воспринимается как путь людских душ,
летящих в виде птиц в ирей ( рай ). Тульские крестьяне верили, что на
Пасху в заутреню, "когда праведники встают из гробов, Млечный путь опускается
на Землю и открывает им дорогу в царствие Божие". (Если рассматривать ритуал
гадания как символический обмен информацией между миром живых и миром
предков, в этом же ключе можно прочитать и загадывание желания в момент
"падения звезды", которое основано на вере в то, что желание-информация будет
передана звездой-душой). Любопытно поверье, что звезды нельзя считать; нарушение
этого табу может вызвать болезни (чирьи, лишаи) и даже слепоту. Возможно, именно поэтому Емельян
Пугачев (или Степан Разин?), встретив астронома, приказал его повесить -
"поближе к звездам". (Ср.: одним из магических средств
для достижения временного бесплодия служило пересчитывание предметов, людей,
пальцев и т.п.).
(Подробнее: Азимов Э. Г., Толстой
Н. И. Астрономия // Славянские древности. Т.1,
М., 1995, с.117-119 )
|
|