Зодиак
Зодиак -
от греч. ζῶον, "животное"; ζωδιακός, "круг с изображениями животных".
АСТРАЛЬНЫЕ МИФЫ 1, мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в
более широком смысле - также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически
ранней группе Астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде
животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. У эвенков
небо — это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун,
каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. Четыре звезды ковша
Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого
созвездия — как охотник (или три охотника), иногда как мифологический
медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантов
эвенкийского А. м. предстаёт как телёнок лося, Млечный путь — как след лыж
охотника-медведя, объевшегося мясом лося.
Характерная черта астральных мифов — наличие
нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом
созвездиями. В астральных мифах индейцев Южной Америки одно из созвездий предстаёт как
тапир, другое (Орион или Плеяды) — как части тела расчленённого героя.
Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела с каким созвездием
(или звездой) соотносится. Чаще всего встречается мотив объяснения многих
(обычно 12 или 10) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же
число животных. В легендах южноамериканских индейцев (в Гайане) каждое из
созвездий воплощает душу одного из животных.
Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий
между 12 созвездиями и таким же числом животных. В основных чертах эта
система близка системе, существовавшей в Древней Вавилонии, где на ней было
основано выделение 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией
и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживают
сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими — с одной стороны,
американскими индейскими — с другой. Во всех этих системах, которые могут
быть либо результатом независимого параллельного
развития, либо следствием диффузии одного и того же комплекса идей (что
предполагается по отношению к древнекитайскому циклу из 12 животных,
сложившемуся, по-видимому, под влиянием западно-азиатского), на основе
астральных мифов
была построена закономерная картина движения небесных светил, описывавшихся
посредством мифологических символов — животных.
В шумеро-аккадской мифологии каждому богу
соответствовало своё небесное светило (планета). Особое значение придавалось
планете Венера, олицетворением которой в шумерской мифологии считалась
богиня Инанна; планета Венера почиталась всеми семитами (Астар, Иштар,
Астарта) в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и
любовью. Культ семитского божества Астар оказал влияние на другие народы
того же культурного круга, о чём свидетельствует и проникновение семитского
слова в соседние языки (в частности, индоевропейские: хеттское
hašter, "звезда", греч.
άστηρ, «звезда»). В шумерской клинописи знак, изображавший
звезду, приобрёл значение «небо», «бог» (читалось an,
dingir; ср. шумер, бог неба Ан). Заимствование другими народами
Евразии шумеро-аккадской терминологии, связанной с астральными мифами, и символики знаков
зодиака показывает, что шумеро-аккадские астральные мифы, связанные с
систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым
комплексом почитания звёзд, оказали большое влияние на культуру других
народов.
В астральных мифах выделяется ряд мотивов, имевших
широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или
созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится
сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот астральный миф известен в
славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды —
Собачий Хвост или Собака — известно в Риме и Древней Индии и, по-видимому,
является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространение имеет
образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки), встречающийся в
шумеро-аккадской мифологии (шумер, mar. gid. da как
«повозка» — Большая Медведица), во всех древних
традициях, продолжающих индоевропейскую мифологию, но также и в
древнекитайской и в некоторых американских
индейских (бороро) мифологиях.
В
значительном числе архаических мифологий звёзды
или созвездия описываются как предметы,
оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему
миру. В мифологии ненцев звёзды — озёра на
«земле», которая служит для людей небосводом (эта
«земля» является самым нижнимиз семи
небес). В кетской мифологиии мифологии селькупов
(одного из самодийских народов) звёзды считаются
корнями деревьев, которыерастут на «верхнем небе»
(кетскс kon, «звёзды», «корни»; селькупское
kon-tï,
«корень»).
Чрезвычайно
распространённым мотивом астральных мифов является
представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или
созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий многих
звёзд. Например, в греческой мифологии Большая Медведица - это Каллисто
(превращённая Герой в медведицу, а затем Зевсом - в звезду); созвездие
Волопас - взятый на небо Триптолем (вариант - Икарий), созвездие Девы —
взятая на небо Эригона (варианты — Астрея Дике), Плеяды — семь сестёр, дочерей
Атланта, и т. д. У кетов известно созвездие "кузнецы" (по-видимому,
соответствует созвездию Кассиопеи), о котором рассказывается, что семь (у
кетов священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время, когда
«земля росла», то есть в самом начале
мироздания); внезапно они оказались на небе и превратились в созвездия. В
мифологиях американские индейцев широко распространён мотив «жены небесного
светила». В мифах
этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать
жёнами двух звёзд (или солнца и луны), но не выполняют запрета не смотреть
вниз на землю (обычный
мифологический мотив запрета глядеть назад, и поэтому погибают или вынуждены
уйти с неба. Согласно другим вариантам мифа, жёны звёзд сами превращаются в
созвездия.
Широко распространены объяснения парных звёзд близнечными мифами. В
греческой мифологии происхождение созвездия Близнецов связывается с мифом о
Диоскурах — Касторе и Полидевке (Поллуксе). В австралийских дуалистических
мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его брате Палиане
рассказывается, что они живут на небе, причём их отождествляют со звёздами
из созвездия
Близнецов Кастор и Поллукс. По-видимому, сходная проекция дуальной
организации племени на небо имеет место и у кетов, которые считают Малую
Медведицу звездой дуальной половины Qent'aen,
Большую Медведицу — звездой дуальнойполовины
«Огненных людей» (Bogd i-get koh, «звезда
огненного человека»).Рассказывалось, что в охоте
на лося,благодаря которой произошли эти
созвездия, участвовал «первый огненный человек».
Некоторые созвездия
считалисьследами движения мифологических
героев. Согласно селькупскому мифу, Млечный
путь — это «дорога небесного Ия» или «тропинка Ия». Герой
этого астрального мифа — Ий отправлялся в путь, когда дул
холодный восточный ветер; Ий, плохо одетый, совсем
замёрз;идя по небу, он оставлял следы,
образовавшие Млечный путь. Аналогично в кетских астральных мифах Млечный путь
описывается как дорога одного изтрёх
мифологических персонажей: Сына неба (Еся),
который ушёл охотиться на западную сторону неба и
там замёрз, богатыря Альбэ, преследовавшего злую Хоседэм, или первого
шамана Доха, поднимавшегося этойдорогой к
солнцу. Происхождение названия «Млечный путь» связано с греческим мифом,
согласно которому онвозник из разлившихся по небу
капель молока богини Геры.
Часто во взаимном
расположениисозвездий видели след борьбы друг
с другом двух или более мифологических персонажей (напр., в мифах
индейцев Центральной Бразилии) или
усматривали изображение какого-либо
мифологического сюжета [напр.,в греческой
мифологии расположениесозвездия Орион,
движущегося понебу за Плеядами, объяснялось
мифом о Плеядах и Орионе; Касcиопея, Кофей
(Цефей), Персей, Андромеда — группа созвездий, объединённых мифом о Персее и
Андромеде].
Во многих
случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки,
объясняющие частую связь одногои того же
(или сходного) астрального мифа с одним и тем же созвездием у разных
народов (причём в ряде случаевможно
предположить вполне независимое развитие, как в приурочении
созвездия Близнецов к близнечному
дуалистическому мифу в Австралиии у народов
древнего БлижнегоВостока и прилегающих областей
Европы). Красноватый цвет Марсау разных
народов вызывал включениеэтой планеты в круг
представлений,связанных с богом войны (в
шумеро-аккадской мифологии, в античноймифологии и
т. п.):
классификационная роль небесногосветила
определялась его особенностями.
Для типологически ранних
астральных мифов характерно большое
значение, которое придавалось «неподвижным»
звёздам — в отличие от планет. Луныи Солнца. Так,
согласно австралийским мифологическим представлениям,
не только дождь и холод, но и солнечное тепло зависит от Плеяд
(особаяроль этого созвездия отмечается
и в южноазиатских мифах, в частности раннеиндийских; следы их
предполагаются и в символике печатейиз
Мохенджо-Даро).
История астральных мифов, общие черты которых могут объясняться не только
общностью признаков созвездий,звёзд и
планет, но и диффузией некоторых комплексов
представлений (что весьма вероятно по отношению к вавилонским астральным мифам), тесно
связана с судьбой наиболее ранних
представлений о звёздном небе. Сравнительно
развитые астрономические познания несомненны для эпохи
начиная с 4-го тыс. до н. э., когдав
Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в
т. ч. и на Востоке — вплоть до Кавказа) возникают
мегалитические сооружения,часть которых, например
кромлехи Стонхенджа (в Англии, 2-е тыс. до
н. э.), интерпретируются учёнымикак
древние обсерватории. Вавилонские зиккураты — храмовые сооружения,
использовавшиеся и для наблюдения за звёздами, могут рассматриваться как
ответвления этой околосредиземноморской ранней
культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесных
светил.
Давно отмеченное
сходствовавилонских астральных мифов и соотносимых с
ними символов (знаков зодиака) сдругими
аналогичными может объясняться как прямым вавилонским влиянием (что вероятно
по отношению кгреческой и некоторым
ближневосточным традициям), так и связью с ещё
более ранними культурами средиземноморского круга. В античную эпоху
вавилонское воздействие можно предположить в отношении этрусских
астральных мифов. Основным источником для их изучения
является (наряду с известиями римских авторов и некоторыми образцами
этрусского искусства) бронзоваямодель овечьей
печени для гаданияиз Пьяченцы, представляющая
собой модель неба с нанесёнными нанего именами
божеств, каждому изкоторых соответствует
определённыйучасток неба. В этрусских астральных
мифах,
как и в других испытавших вавилонское влияние, обнаруживается
систематизация, которая позволяетговорить о
чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздном
небе, усвоенных через посредство
вавилонской науки, приводит к становлению астрологии.
Характерной
чертой астрологии было предположение о воздействии движений небесных
светил как на судьбу всего мираи человечества
(учение о мировыхциклах, засвидетельствованное
уже в Вавилонии, а позднее в Индии), так
и на судьбы отдельных людей (отсюдаидея
гороскопа). В достаточно систематизированном виде основы этих
представлений засвидетельствованыуже в
старовавилонских текстах гаданий (начало 2-го тыс.) и в позднейших
ассирийских табличках. Мифологизированная интерпретация небесных
светил (в особенности комет) характерна для всего европейского и
арабского средневековья, когда оформляется астрология как особая дисциплина,
соединившая традицию астральных мифов с зачатками астрономических знаний.
Вяч. Вс. Иванов Астральные мифы //
Мифы народов мира. Т. 1. М. 1991, с.116-118
|
|