ЗАПАХ  "Современная химия сводит разнообразие вкусов и запахов к пяти различно сочетаемым элементам: углероду, водороду, кислороду, сере и азоту. Составляя таблицы присутствия и отсутствия их, оценивая дозировки и пороги, она приходит к учету различий и сходств между качествами, которые некогда она бы изгнала за пределы своей сферы как "вторичные". Но эти сближения и различения не удивительны для эстетического чувства: они его обогащают и высвечивают, обосновывая те ассоциации, которые им уже угадывались и относительно которых становится благодаря этому более понятно, почему и при каких условиях можно их открыть пользуясь прилежно лишь одной интуицией. Так, для логики ощущений табачный дым может оказаться пересечением двух групп вещей: одной, охватывающей жареное мясо и корки хлеба (как табак, они суть соединения азота); и другой, в которую входит: сыр, масло и мед - ввиду наличия в них диацетила. Дикая вишня, корица и херес образуют одну группу, вовсе не только по впечатлению, но и по разумению, поскольку все запахи канадского чая ("винтергрин"), лаванды и банана объясняются присутствием эфира...Первобытный философ или поэт мог бы, вероятно, обнаружить эти группировки, вдохновляясь рассмотрением, чуждым для химии или для другой научной отрасли: этнографическая литература обнаруживает множество подобных группировок, имеющих не меньшую практическую и эстетическую ценность. Однако это не только результат ассоциативного исступления, порой сулящего успех благодаря простой игре случая" 1.

 

      Это была цитата из работы Леви-Строса "Неприрученная мысль", в которой автор, размышляя о природе антиципации (предвосхищения),о первых опытах по систематизации на основе чувственных данных ("к чему наука долгое время поворачивалась спиной и что она лишь начинает возвращать на надлежащее место"), о роли магии в процессе формирования научного мышления, - вводит понятие бриколаж(bricolage). "В своем прежнем значении глагол bricoler применяется  к игре в мяч, к бильярду, к охоте и верховой езде - обычно чтобы вызвать представление о неожиданном движении: отскакивающего мяча, лошади, сходящей с прямой линии, чтобы обойти препятствие. В наши дни бриколер - это тот, кто творит сам, самостоятельно, используя подручные средства в отличие от средств, используемых специалистом. Однако суть мифологического мышления состоит в том, чтобы выражать себя с помощью репертуара, причудливого по составу, обширного, но все же ограниченного" 2 (когда "интенция мысли определяется рекомбинацией, на манер калейдоскопа, образов-символов, сформировавшихся в результате прошлой деятельности").

 

        Всем хорошо знакома новелла Борхеса "Аналитический язык Джона Уилкинса", именно там приведена знаменитая статья из "китайской" энциклопедии, в которой животные делятся на а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, в) прирученных, г) сосунков, д) сирен, е) сказочных, ж) отдельных собак, з) включенных в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие, к) бесчисленных, л) нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, м) прочих, н) разбивших цветочную вазу, о) похожих издали на мух.

 

        (Таксономия - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение: органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д. Это слово состоит из τάξις - расположение по порядку, устроение +   νόμος - закон; τάξις использовалось в основном в отношении строя, построения войска; ταξίαρχος - начальник войскового отряда).

 

        "Каждая сакральная вещь должна быть на своем месте". Леви-Строс так комментирует эти слова туземного мыслителя: "Можно даже сказать, что именно пребывание на своем месте делает ее сакральной, поскольку при нарушении, хотя бы даже мысленном, оказался бы разрушенным весь мировой порядок" 3.

 

        В новелле Борхеса можно услышать два вопроса: кто в этом мире ταξίαρχος?  второй вопрос связан со словами туземного мыслителя.

 

        У слова  νόμος есть второе значение,  относящееся к музыке: тон, лад, напев, мелодия.

 

                                                            ССЫЛКИ     

 

1. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1999, с.123.

2. Там же, с.126.

3. Там же, с.121.

 

 

Google
 
Web Энциклопедия культур Deja vu

 

 

       

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир