Оскар Уайльд
 

О. В. Акимова

 

Оскар Уайльд

 

Акимова О. В. Этика и эстетика Оскара Уайльда. - СПб.; Алетейя, 2008, с. 6-11

 


           Оскар Уайльд - один из тех писателей XIX века, которого читают и с интересом изучают в XXI веке. Интерес к Уайльду в значительной мере связан с тем, что он сам объявил себя «профессором эстетики» и «символом искусства и культуры своего века» и, теоретически обосновав превосходство искусства над жизнью, на практике заставил его держать ответ перед ней. В этом заключается главный парадокс истории эрудита и острослова, знаменитого писателя, испытавшего боль падения с вершины славы в бездну унижения. При этом он сохранил достоинство и до конца отстаивал право быть самим собой. Решимость проявить свою, как он не раз сам говорил индивидуальность, явно выражена во всем творчестве Уайльда. Его главным оружием становится парадокс. «Парадокс не сходил у него с уст», пишет Дж. Вудкок в книге «Парадокс Оскара Уайльда».1 «Великим парадоксом» назвал самого Уайльда Р. Б. Глэнцер. «Когда он (Уайльд) выступал в роли идеалиста, над ним смеялись; когда он надевал маску циника, им восхищались: в первом случае его принимали за дурака, во втором - отдавали должное его уму».2
-------------------------------------

1 «The Paradox...was always on his lips» (Woodcock G. The Paradox of Oscar Wilde. - London, 1949. - P.9). [здесь и далее перевод мой - О. А.]
2 «When he [Wilde] posed as an idealist, he was laughed at as a fool; when he posed as a cynic, he was applauded for a wit» (Glaenzer R.B. Decorative Art in America. - N.Y., 1906. - Introduction, P.X-Xii).


7
         Парадоксальность Уайльда является отражением культурно-исторических противоречий его времени. Его парадокс «вырастает» из парадоксальности общественной ситуации и литературной жизни викторианской эпохи, её идеологических и моральных представлений. Таким образом, понимание концепции Уайльда может быть достигнуто только при толковании эстетического кредо писателя в контексте истории английской литературы XIX века, а также в системе философии эстетизма, нового идейного течения, возникшего как реакция на викторианство. В атмосфере противоречивых идей викторианской эпохи Уайльд занял особую позицию проповедника эстетизма, для которого красота превыше морали, искусство выше реальности, а наслаждение - самое ценное в жизни. Уайльд призывает публику считать, что искусство отражает только само себя, а не убогую действительность, лишённую красоты и романтики.


      Уайльд использует метод контраста как способ отражения действительности, а парадоксы помогают ему дать ключ к её осмыслению. Задачу литературы он видит в эстетическом опровержении повседневности, ведь сама по себе она не имеет художественной ценности, пока искусство не одухотворит её. По его мнению, только через личность автора, действительность получает эстетическую окраску, потому что в реальности нет таких форм красоты и гармонии, которые благодаря художнику существуют в искусстве.


         Эстетизм стал фактически жизненной философией Оскара Уайльда: с одной стороны, писатель бунтует против викторианских предрассудков, с другой, - протестует против окружающей его жизни с присущим ей уродством. Философия эстетизма с её культом красоты, индивидуализма, стремлением к совершенству формы неразрывно связана с философией жизни, которая зиждется на таких проявлениях как сострадание и терпимость к окружающим.


          Характерная для Уайльда двойственность отношения к действительности возникает как итог его творческого поиска, в котором он идет от платоновских идей о первичности духовного мира по отношению к материальному, вслед за Уильямом Блейком утверждает, что без крайностей нет понимания, опирается на противоречивые взгляды романтиков-бунтарей Д. Г. Байрона,

8
П. Б. Шелли, Д. Китса, которые восставали не только против существующего порядка вещей, но также против любых ограничений в искусстве. На формирование этических и эстетических взглядов Уайльда в огромной степени повлияли Д. Рескин и У. Пейтер, что привело к парадоксальному соотношению его мысли и творчества.


        В основе парадоксальности Уайльда лежит парадоксальное соотношение его эстетики и этики, обычно трактуемое как противоречие между его теоретическими декларациями и нравственным смыслом его произведений. Парадоксальность Уайльда заключается в. том, что эстетико-символическое восприятие жизни сочеталось у него с сильным ощущением трагедии жизни. Провозгласив эстетизм своим жизненным кредо, он в своём же творчестве показывает его ограниченность, и, таким образом, выступая за торжество эстетических принципов, он показывает их подчинение морали. Уайльд выступает поборником истинной, т.е. всесторонней, явной и тайной красоты.


         Свои идеи он облекает в блистательную форму литературного парадокса, выражающего всю сложность его мировоззрения. Парадокс придаёт каждому высказыванию писателя такое значение, какое не может быть приписано никакому другому автору. Это позволяет назвать литературный парадокс своего рода субъективной истиной, усиливающей неизбежную субъективность авторской речи. В основе такого парадокса лежит логико-речевое противоречие. Таким образом, содержание парадоксального высказывания обусловлено наличием, как языкового, так и логического фактора.


       С языковой точки зрения парадокс представляет собой структурно-семантическое единство, в котором стилистические эффекты порождаются различного рода нарушениями семантической и семантико-синтаксической сочетаемости его компонентов.


       Логическая составляющая литературного парадокса отражает мировоззрение писателя. Уайльд - философ «романтического возрождения» в Англии, для которого парадокс - субъективная истина, способ демонстрации собственного «я» и изощрённости мысли. Особая изощренность парадоксов Уайльда ощущается в контексте его эстетических воззрений, отраженных в его теоретических трактатах под общим названием «Замыслы».

9
          Искусство и этика - совершенно разные сферы, утверждает Уайльд в эссе «Критик как художник». Искусство недоступно обычному уровню понимания; искусство прекрасно, а жизнь уродлива, не устает повторять он. Согласно парадоксальной концепции Уайльда искусство может повлиять на этику именно потому, что истинное искусство выше морали и не подчиняется никаким этическим законам. Этот парадокс оказался стержневым в жизни и творчестве Уайльда, который навсегда остался мечтателем, несмотря на то, что осознал неизбежную победу жизни над искусством.


        Самый важный для писателя вопрос об отношении искусства к жизни решается путём слияния эстетического порыва с жизненным опытом. Сочетая несочетаемое, красоту и страдание, Уайльд проповедует любовь и сострадание, которое по сути своей неизмеримо выше жестокости, но жестокость слишком часто сильнее их. Уайльд-эстет осознаёт победу и силу жизни. Однако желание спасти мечту о царстве прекрасного на земле не покидает его. И он делает решительный шаг - противопоставляет Христа, который для него тоже жертва неразрешимой трагедии мироздания, деспотичному миру действительности. Уайльд верит только в высшую справедливость, которая поможет ему претворить жизнь в красоту. Благородный эстетизм Уайльда подходит к «религиозным безднам». Там он ищет спасения для своей мечты и находит его в своих романтических произведениях, оставаясь верным своему идеалу.


          Для Уайльда только Христос может воплотить в своём облике сочетание эстетики и этики. Соединив этику с эстетикой в образе Христа, Уайльд говорит об учении Христа как об откровении, сошедшем на человека свыше. Этому откровению нельзя научить; его можно только почувствовать и стать от этого чище, возвышеннее. Через откровение Христос открыл глаза Великану-эгоисту на его эгоизм, Счастливый Принц, как и Христос, пожертвовал собой ради людей и обрёл бессмертие. Откровение, сошедшее на Молодого Короля во сне, помогло по-новому увидеть окружающий его мир. Отказавшись от дорогих одежд, сотканных из страданий, он следует примеру Христа, олицетво-

10
ряющего страдание. Красота и страдание у Уайльда рождают сострадание, ведущее к совершенству. Чем сильнее сострадание героев, тем ближе они к совершенству, тем ближе они к Христу. Так Уайльд-эстет и Уайльд-моралист объединились в борьбе за торжество красоты, обратной стороной которой является страдание, неизбежно сопутствующее этой борьбе.


          Сталкивая противоположное, красоту и страдание, Уайльд показывает, как рождается сострадание, ведущее к совершенству, и таким образом, как эстетика, сталкиваясь с жизнью, «превращается» в этику. Отрицая безнравственное, Уайльд утверждает нравственное начало в человеке, и, не желая быть моралистом, становится им. Контраст помогает обнажить противоречие между богатством и бедностью, истинной и мнимой дружбой, красотой и страданием, искусством и жизнью. Контрастный метод изображения действительности отражает философию Уайльда-парадоксалиста. Уайльд использует контраст, с одной стороны, для того, чтобы показать преимущество иллюзии, а с другой стороны, как это ни парадоксально - неизбежность и необходимость страдания. Делает он это в форме изысканных парадоксов, по которым можно судить о его отношении к вопросам нравственности. Многие персонажи сказок приходят к познанию самих себя, а также к познанию уродства и несчастья, которые несёт жизнь. Уайльд иронически изображает любовь и дружбу через их унижение, веру - через безверие, жизнь - через бессмыслицу смерти. В то же время он прославляет силу добра, которая превышает силу зла; прославляет любовь, которая сильнее смерти. В сказке «Соловей и Роза» автор «убивает» Соловья, показывая тем самым, что для настоящего художника не может быть сомнений в том, насколько любовь выше жизни.


           Самая парадоксальная сказка - «Преданный друг», в которой Уайльд, не терпящий нравоучений, открыто говорит о морали. Изображённый здесь контраст - богатства и бедности, помогает глубже уяснить эгоистическую мораль собственника. В остроумном противоположении: делать-то легко, а говорить трудно, - заключается логический парадокс ситуации, который находит выражение в речевых парадоксах. Внутреннее противоречие сказки, контраст между последним предательством Мельника и последней  

11
жертвой Ганса, доходит до предела и на высшей своей точке разрешается смертью Маленького Ганса. Финал оставляет противоречивое впечатление: высшие минуты высшего благородства падают на минуты гибели. И как кощунственно-парадоксально звучат слова Мельника о себе: «Страдает тот, кто щедр», давая философско-эстетическую оценку героям повествования.


        Уайльд использует контрастный метод не только внутри сказок, но и даёт повод сравнить сами сказки и даже сборники сказок «Счастливый Принц и другие сказки» и «Гранатовый домик».


        Контраст между внешней красотой и внутренним уродством составляет основу сюжетного парадокса романа «Портрет Дориана Грея», в котором рассматривается проблема соотношения искусства и жизни. Парадоксы в романе Уайльда играют главную роль. Сюжетный парадокс дополняют разного рода парадоксальные ситуации, а также парадоксы психологического характера, логико-речевые парадоксы, парадоксы образа, ситуации, художнический парадокс. Все эти разновидности парадоксов в романе помогают Уайльду не только пропагандировать эстетическую доктрину, но и выявить её опасность, воспеть чувственное наслаждение как главный закон жизни и одновременно продемонстрировать его разрушительность. Предпочтение его героями эстетических ценностей этическим приводит к нарушению нравственных постулатов только до тех пор, пока школа страдания не доказывает, что такое нарушение этики влечёт за собой и нарушение эстетики, так как отступает от красоты в высшем смысле слова.


         Таким образом, эстетико-философская сущность уайльдовского парадокса показывает несостоятельность распространенной концепции Уайльда только как писателя-эстета, чуждого гуманности и жалости.
 

 

 

 




Оскар Уайльд. Фото разных лет

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2008
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир