М. Врубель
В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет 1-е издание поэмы
"Демон" Михаила Лермонтова, и в том же году в Омске родился будущий художник
Михаил Врубель. "Демон" был программным образом-символом, художественной формой
философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений обоих
художников.
И гордый демон не отстанет
Пока живу я от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
Лермонтовский Демон влюбляется в грузинскую княжну Тамару; она - образ
совершенства земной красоты и ангельской чистоты; но и в ней возникает влечение
к неизвестному и величественному, рождается сомнение в установленных правилах и
катехизисе веры. На смертном одре на ее устах "странная улыбка":
Что в ней? Насмешка ль над судьбой,
Непобедимое ль сомненье?
Иль к жизни хладное презренье?
Иль с небом гордая вражда?
Среди героев Врубеля - персонажи Шекспира и Гёте. И у Фауста, и в хоре ведьм в
"Макбете" ("Зло - в добре, добро - во зле") художник встречает демоническую
диалектику.
Такой Музы не могло быть и не было у Пушкина с олимпийской гармоничностью его
миросозерцания и здоровой радостью бытия. На модный в его время демонизм
байроновского толка Пушкин в "Онегине" и других произведениях иронически смотрел
как на светскую маску, как на "пародию".
После Демона, пожалуй, только Гамлет был сильной привязанностью, собеседником
Врубеля. По его убеждению, никто из актеров-современников не проникал в суть
датского принца. "Вот будут деньги - сниму театр, подыщу актеров и сыграю
Гамлета по-настоящему, - сказал однажды Врубель в кругу друзей. - Посмотрись в
зеркало, какой ты Гамлет? - отвечали Врубелю. - Ты лилипут, у тебя зуб со
свистом и голос чревовещательский. Ни один человек не пойдет смотреть, как ты
будешь искажать Шекспира!.. - Что ж? - хладнокровно возразил Врубель. - Это меня
не трогает; буду играть один перед пустым залом, с меня довольно" 1.
После окончания иллюстраций к сочинениям Лермонтова Врубель, измученный Демоном,
освобождается от его чар и от его гнета и в течение почти 10 лет не возвращается
к изображению этого "злого господина". Десять лет, свободные от Демона, стали,
возможно, самой счастливой порой всей его жизни. Это годы счастливой супружеской
любви, подъема творческих сил, более прочного, чем прежде, успеха у заказчиков.
В конце декабря 1898 г. Врубель пишет Римскому-Корсакову: "Готовлю
"Демона". Мучительные поиски продолжались три года. В декабре 1901 г. была
закончена картина "Демон поверженный". Но вскоре он опять стал переписывать свое
полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге,
где картина была в феврале - марте 1902 г. Александр Бенуа рассказывает: "Каждое
утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. В
этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было
что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения.
Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его
поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней
степени странное и болезненное, общий колорит наоборот становится все более и
более фееричным, блестящим. Целый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался
по крыльям Демона, горы позади зажглись странным торжественным заревом, голова и
грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом. В этом виде
картина была и безобразна и безумно прельстительна. Но или художник сам
испугался ее, или модель коварно переменила лик свой, спутав изображение мастера
и натолкнув его на совершенно иное. Произошел переворот и с тех пор картина
стала тускнеть, чернеть, поза стала естественнее, голова красивее, как-то
благоразумнее, а демоническая прелесть почти совершенно исчезла. Врубель и
совершенно изменил бы картину, если бы его не умолили товарищи, хоть на
выставке, не касаться своего произведения" 2.
Даже художники, принимавшие искусство Врубеля, не могли отрешиться от требований
правильной анатомии в изображении фигуры, экспрессия которой
воспринималась как недостаток или уродливость рисунка. Придирки художников, даже
его близких товарищей приводили Врубеля в бешенство. В письме Е. И. Ге он
говорит, что обыватель, зараженный толстовско-христианскими идеями, "с утроенной
злостью защищает свое половинчатое зрение от яркого света. Перед патетическим он
вздыхает о милой его отрыжке и жвачке мелочного, будничного якобы натурализма".
Хорошо знавший Врубеля Н. А. Прахов писал, что "Демон Врубеля не мог разбиться в
порыве отчаяния... В последней картине Врубеля он не разбился, а только
томится...".
Когда Врубеля поместили в лечебницу, недоброжелатели и гонители, не скрывая
радости, спешили печатно уведомить читателей, что глава русских декадентов
"спятил с ума", как Бодлер, и, что, следовательно, "Демон" и вся живопись
Врубеля были плодом безумия 3.
ССЫЛКИ
1. Мамонтов С.
Врубель как художник // Русское слово. 1910. 4 апр.
2. Бенуа А. Врубель
// Мир искусства. 1903. № 10-11, с. 182.
3. Текст и цитаты: Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. М., 1991.
|
|