М. Врубель

 

 

              

 

 

      В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет 1-е издание поэмы "Демон" Михаила Лермонтова, и в том же году в Омске родился будущий художник Михаил Врубель. "Демон" был программным образом-символом, художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений обоих художников.

 

                                                                И гордый демон не отстанет

                                                                Пока живу я от меня,

                                                                И ум мой озарять он станет

                                                                Лучом чудесного огня;

                                                                Покажет образ совершенства

                                                                И вдруг отнимет навсегда

                                                                И, дав предчувствия блаженства,

                                                                Не даст мне счастья никогда.

 

        Лермонтовский Демон влюбляется в грузинскую княжну Тамару; она - образ совершенства земной красоты и ангельской чистоты; но и в ней возникает влечение к неизвестному и величественному, рождается сомнение в установленных правилах и катехизисе веры. На смертном одре на ее устах "странная улыбка":

                                                         

                                                              Что в ней? Насмешка ль над судьбой,

                                                               Непобедимое ль сомненье?

                                                               Иль к жизни хладное презренье?

                                                               Иль с небом гордая вражда?

 

 

                      

 

 

        Среди героев Врубеля - персонажи Шекспира и Гёте. И у Фауста, и в хоре ведьм в "Макбете" ("Зло - в добре, добро - во зле") художник встречает демоническую диалектику.

 

        Такой Музы не могло быть и не было у Пушкина с олимпийской гармоничностью его миросозерцания и здоровой радостью бытия. На модный в его время демонизм байроновского толка Пушкин в "Онегине" и других произведениях иронически смотрел как на светскую маску, как на "пародию".

 

      После Демона, пожалуй, только Гамлет был сильной привязанностью, собеседником Врубеля. По его убеждению, никто из актеров-современников не проникал в суть датского принца. "Вот будут деньги - сниму театр, подыщу актеров и сыграю Гамлета по-настоящему, - сказал однажды Врубель в кругу друзей. - Посмотрись в зеркало, какой ты Гамлет? - отвечали Врубелю. - Ты лилипут, у тебя зуб со свистом и голос чревовещательский. Ни один человек не пойдет смотреть, как ты будешь искажать Шекспира!.. - Что ж? - хладнокровно возразил Врубель. - Это меня не трогает; буду играть один перед пустым залом, с меня довольно" 1.

 

            

 

 

      После окончания иллюстраций к сочинениям Лермонтова Врубель, измученный Демоном, освобождается от его чар и от его гнета и в течение почти 10 лет не возвращается к изображению этого "злого господина". Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни. Это годы счастливой супружеской любви, подъема творческих сил, более прочного, чем прежде, успеха у заказчиков.

 

      В конце декабря 1898 г. Врубель пишет Римскому-Корсакову:  "Готовлю "Демона". Мучительные поиски продолжались три года. В декабре 1901 г. была закончена картина "Демон поверженный". Но вскоре он опять стал переписывать свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге, где картина была в феврале - марте 1902 г. Александр Бенуа рассказывает: "Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель "дописывал" свою картину. В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то пыточно-вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит наоборот становится все более и более фееричным, блестящим. Целый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался по крыльям Демона, горы позади зажглись странным торжественным заревом, голова и грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом. В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Но или художник сам испугался ее, или модель коварно переменила лик свой, спутав изображение мастера и натолкнув его на совершенно иное. Произошел переворот и с тех пор картина стала тускнеть, чернеть, поза стала естественнее, голова красивее, как-то благоразумнее, а демоническая прелесть почти совершенно исчезла. Врубель и совершенно изменил бы картину, если бы его не умолили товарищи, хоть на выставке, не касаться своего произведения" 2.

 

 

                 

 

 

      Даже художники, принимавшие искусство Врубеля, не могли отрешиться от требований правильной анатомии в изображении фигуры, экспрессия  которой воспринималась как недостаток или уродливость рисунка. Придирки художников, даже его близких товарищей приводили Врубеля в бешенство. В письме Е. И. Ге он говорит, что обыватель, зараженный толстовско-христианскими идеями, "с утроенной злостью защищает свое половинчатое зрение от яркого света. Перед патетическим он вздыхает о милой его отрыжке и жвачке мелочного, будничного якобы натурализма".

 

      Хорошо знавший Врубеля Н. А. Прахов писал, что "Демон Врубеля не мог разбиться в порыве отчаяния... В последней картине Врубеля он не разбился, а только томится...".

 

    Когда Врубеля поместили в лечебницу, недоброжелатели и гонители, не скрывая радости, спешили печатно уведомить читателей, что глава русских декадентов "спятил с ума", как Бодлер, и, что, следовательно, "Демон" и вся живопись Врубеля были плодом безумия 3.         

 

       

 

                                                            ССЫЛКИ

 

1. Мамонтов С. Врубель как художник // Русское слово. 1910. 4 апр.

2. Бенуа А. Врубель // Мир искусства. 1903. № 10-11, с. 182.

3. Текст и цитаты: Суздалев П.К. Врубель и Лермонтов. М., 1991.

 




 

 

                                                                      .

                                                 

 

 

                                             

                                                                                         

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Ramblers.ru Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Находится в каталоге Апорт

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир