ВАН ГОГ
"Здесь весь свет мается - кто от лихорадки, кто
от бредовых идей, кто от безумия. И все друг
друга понимают, как люди из одной семьи".
Винсент Ван Гог
В феврале 1888 г. Ван Гог приезжает в Арль. Здесь прошли два последних года
его жизни. Здесь - первый острый психоз. Здесь он бросился на Гогена с раскрытой
бритвой в руке. Здесь он отрезал себе кусок уха. - Ван Гог? Отрезанное ухо
и "Подсолнухи".
Здесь, в Арле, Ван Гог за два года написал больше, чем за всю жизнь.
Психотерапевт скажет, что в продромальной стадии интенсивность работы
возрастает. Но Ван Гогу диагноз не был нужен, он все про себя знал и именно
поэтому спешил. Он работает, думает о работе и пишет брату о потребности в
"совершенно сумасшедшей работе... Я тогда только и чувствую жизнь, когда я с
дикой силой выталкиваю из себя работу" 1. Некоторые работы,
которые он сделал "так быстро, как еще никогда не делал", он считает своими
"лучшими картинами". В Арле он в "бешенстве работы... так что писать со
спокойной головой почти невозможно". "Непрекращающаяся лихорадка работы"
его утомляет. "Я был измучен". "Это была тяжелая неделя напряженной работы, я
стоял там в пшенице на самом солнцепеке". Но то, что он называет
работой, во время самой работы воспринимается как то иначе. "Это
возбуждение, эта серьезность чувства природы, которое ведет нас, - это
возбуждение иногдачересчур сильно; даже не чувствуешь, что работаешь. А
между тем мазки ложатся удар за ударом и следуют друг за другом, как слова в
разговоре или в письме". "Моя кисть летает у меня в пальцах так же быстро,
как смычок по скрипке".
Струна, по которой сильно ударили, издает высочайший звук, а сама в этот миг
разрывается. (В медицинском заключении о смерти Кьеркегора было сказано, что он
умер от истощения сил).
"Я все больше и больше замечаю, как уходит то, что я выучил в Париже, и я
прихожу к своим мыслям, которые захватили меня в деревне, до того как я узнал
импрессионистов... Я прихожу к оранжевым тонам, к хрому, к светло-лимонному. За
головой вместо обычной стены обыкновенной комнаты я пишу бесконечность"
"Взгляд меняется,
смотришь какими-то японскими глазами, совсем по-другому чувствуешь цвета". "Во
время моей болезни выпал мокрый снег, и я встал ночью, чтобы посмотреть. Никогда
еще ландшафт не казался мне таким трогательным и волнующим". "Нужно выразить
любовь двух любящих соитием двух дополнительных цветов, их смешением и их
дополнением - и таинственной вибрацией родственных тонов".
Пространство Ван Гога расщеплено геометрически регулярными, но чудовищно
многообразными по форме мазками. Это вносит в
картины какое-то зловещее волнение. Земля ландшафта кажется живой, всюду чудятся
вздымающиеся и опадающие волны, все - в муках и извивах, небо колышется,
деревья, кусты - как языки пламени. Он пишет лишь то, что видит, но при этом
само это наблюдаемое переживается им как некий миф и - при подчеркнутой
реальности изображения - как нечто трансцендентное. Но нигде не чувствуется,
чтобы он как-то об этой трансцендентности заботился. Это просто возникает у него
само собой.
Ван Гог не слишком высоко ценил собственное творчество, был критичен и ироничен
к самому себе. "Я не могу себе представить, чтобы этот художник будущего вот так
вот валялся в какой-нибудь пивнушке, что-то там мял парой вставных коренных
зубов и потом плелся в армейский бордель, как я". Кстати, отрезанный кусок уха
Ван Гог положил в конверт и отнес в бордель знакомой проститутке. Так он платил
по счетам. Вероятно, здесь же у него созрел план вступить в Иностранный легион
- как альтернатива дурдому (как не побрататься с людьми, с которыми делишь
выпивку и женщин?). Куст сирени Ван Гог написал в больничном саду в Сен-Реми. "Хотя я не берусь судить о методах, которыми тут пользуют больных,
но достаточно того, что я вижу, что под угрозой те остатки рассудка и
работоспособности, которые у меня остались". Он не вступил в Иностранный легион.
"Я чувствую, что уже на краю; такие вот мои дела. Я чувствую, что это моя
судьба; я принимаю ее, и этого уже не изменишь...". Ван Гог застрелился. Так он платил по счетам.
Если он чего-то и боялся, то не смерти. Боялся утраты дара различения духов,
боялся стать духовным дальтоником. "Когда я смотрю на звезды, всегда мечтаю.
Почему сияющие точки на небе не могут быть такими же доступными, как и черные
точки на карте Франции? Также, как мы садимся в поезд, чтобы добраться в
Тарасконили Руан, мы выбираем смерть, чтобы
достигнуть звезды. "
ССЫЛКИ
1. Письма Ван Гога
цитируются по изданию: Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Спб., 1999.
|
|