ТРУБКА -
трубка курительная; труба - общеслав. заимствование из др.-в.-нем.
яз., в котором trumba - "труба" восходит к ср.-лат.
trumba; ср. лат. trua 1)
ковш, черпак; 2) сточный желоб.
В ритуале курения табака у индейцев сиу трубка рассматривается в
качестве модели Вселенной. Во время ритуала пространство внешнего мира
представлено силами шести кардинальных направлений, которым приносятся
жертвенные дары. Частицы табака символизирует вещи, которыми наполнено
пространство. Поэтому в ритуале курения табака модель мироздания как
вместилище всех вещей и явлений природы сужается до масштабов
чашечной части трубки, или ее "сердца". В момент ритуала трубка является
Вселенной, универсумом. Трубка находится в руках человека, который в
процессе ритуала набивает ее и отождествляется с центром Вселенной и с
личностью Творца. Актом воскурения табака человек "расширяет" шесть
направлений пространства с помощью распространяемого вокруг себя
дыма. Сам же он остается в центре. В этом ритуале человек утрачивает свою
частичность, фрагментарность и становится целым: он разрушает иллюзию
отдельности, обособленности(1,21)
Согласно легенде, трубка в качестве подарка была принесена индейцам сиу
священной женщиной - теленком бизона. В ритуале воскурения табака трубка
связывает сиу не только с миром духов, а мир духов с земным миром, но и
индейцев между собой, мужчин иженщин. Трубка в
ритуале рассматривается как мост, миротворец, символ родства членов
коллектива, а также как эротическую связь, воплощение эроса. Через
эротический аспект ритуал курения табака связан с культом плодородия(2,207).
Б.Ф.Адлер дает изображение о-ва Мер в Торресовом проливе, сделанное
папуасами на бамбуковой трубке. Длина трубки - 1 м; на рисунке - контуры
острова, пальмы, вулкан, из которого поднимается столб дыма (рисунок этой
"карты" сделан в зеркальном изображении (3,47,55).
Семантика,
этимология и мифология сближают "трубку" и "сосуд". Обе эти структуры
способны вмещать универсум и символизируют его. В этой связи можно вспомнить
и то, что алтарь как середина
мира нередко изображается как детородное место
(алтарь и лоно могут обозначаться одним словом, ср.др.-инд.
yoni- и др.), через которое обретается, рождается богатство, обилие,
потомство. В этом контексте пламя в центре алтаря соотносится с
membrum virile(4,129).
В современном даосском богослужении курильница - самый важный объект в
храме. Она символизирует как обретение Дао священнослужителем, так и всю
даосскую общину, связанную с данным приходом. Вероятно, современный
даосский священнослужитель, возжигающий курения и призывающий нефритовых дев
и золотых отроков сопровождать его во время священного танца, следует
традиции, коренящейсяв видениях адепта древности, погруженного в
наркотическое забытье, вызванное вдыханием курений священной курильницы
бо шань лу. Эти курильницы представляют собой изображения гор,
населенных бессмертными и животными, с пещерами (отверстиями, из которых и
поднимаются курения) (5,208). Иероглифом лу обозначается как
курильница, так и печь алхимика (следовательно, алхимик обретает единство с
Дао через вдыхание запахов, исходящих от реторты).
Ср.: "дыхание Пифона", исходившее
из расщелины дельфийского святилища и "воодушевлявшее" прорицательниц. В
словаре "Суда" говорится о мантических жребиях, которые Пифия вытягивала
из сосуда, стоявшего на медном треножнике.
ССЫЛКИ
1 Brown J. The sacred pipe. Norman, 1953.
2 Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе
образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки.
СПб., 1995.
3 Адлер Б.Ф.
Карты первобытных народов// Известия
Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Т.119. СПб., 1910.
4
В. Н. Топоров Текст
города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте
//
Исследования по структуре текста. М.,1987.
5 Торчинов Е.А.
Этика и ритуал в религиозном даосизме ("Главы о прозрении истины" Чжан
Бодуаня) // Этика и ритуал в традиционном Китае.
М., 1988.
ЛИТЕРАТУРА
1 Brown J. The sacred pipe. Norman, 1953.
|
|