Татуировка

 

 

На следующих страницах:
Клод Леви-Строс. Индейское общество и его стиль.
А. Н. Мещеряков. Татуировки:
Хризантемы, драконы и молитвы

А. Плуцер-Сарно. Язык тела и политика:
символика воровских татуировок

E. Бобринcкая. Футуристический «грим»

 


«"Почему вы так глупы?" - спрашивали индейцы у миссионеров. "Почему же мы глупы?" - спрашивали те в свою очередь. "Потому что не раскрашиваете себя наподобие людей эвигуайеги". Чтобы стать человеком, необходимо было раскрасить себя; тот же, кто оставался в естественном состоянии, не отличался от животного» (Клод Леви-Строс, "Печальные тропики").

"Воровские татуировки — это одновременно и «паспорт», и «досье», и «орденские книжки», и «грамоты», и «эпитафии». То есть это комплекс официальных бюрократических документов. Естественно, что человек, не имеющий татуировок в мире воров, не имеет вообще никакого социального статуса, как бы вообще не существует... Первое разделение новоприбывших в зоне — на имеющих тату «раковых шеек» и не имеющих их «петухов»" (А. Плуцер-Сарно. "Язык тела и политика: символика воровских татуировок").

 

 

             

 


В "Структурной антропологии" К. Леви-Строс, рассматривая симметричные изображения в искусстве Азии и Америки, пишет: "В туземном мышлении сама роспись представляет собой лицо или, скорее, его воссоздание. Она придает лицу его социальную значимость, выражает человеческое достоинство, душевные качества. Симметричное повторение изображения на лице, рассматриваемое как графический прием, имеет гораздо более глубокое и существенное значение: объединение "глупого" биологического индивида и социальной роли, которую он обязан воплотить[...] Узор действительно сделан на лице, но в другом смысле само лицо предназначено для узора, поскольку только благодаря ему оно приобретает свое социальное достоинство и мистическое значение. Узор задуман для лица, но само "лицо" существует только благодаря узору. В конечном счете эту же двойственность представляют актер и его роль, и ключ к этому дает понятие маски" 1.

 

 

                       



Одни из древнейших типов татуировок мы можем наблюдать на египетских мумиях. Эти произведения человеческого искусства датируются приблизительно 2 тыс. до н.э. В Ливии на фигурах, извлеченных из памятника Сети, были обнаружены татуировки, символизирующие богиню Нейт, эти татуировки легли в основу тех сюжетов, которые и в наше время очень популярны среди народов Северной Африки. Существуют также свидетельства о существовании татуировки в древнем Китае, относящиеся приблизительно ко 2 тыс. до н.э. По мнению некоторых историков, именно из Китая татуировка попала в Японию, и хотя четкие сведения о Японской татуировке относятся к 1-му в. н.э., известно, что традиция татуирования зародилась в 6-м веке до н.э. При раскопках в Некополисе в Анке (Перу) были обнаружены многочисленные человеческие останки, на которых имелись татуированные линии, точки и различные символы в виде солнечных лучей. Раскопанные останки датируются приблизительно 1100 г. до н.э.

В Ветхом Завете сказано: Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена.

 

 

                        



В Горном Алтае, в результате раскопок Пазырыкской группы курганов на свет было извлечено тело скифского вождя, сплошь покрытое различными животными, как фантастическими, так и настоящими. Погребение относят к 5-4 вв. до н.э. Советскими археологами были найдены древнейшие в мире печатки для татуировки тела с ромбическо-ковровым орнаментом эпохи неолита, воспроизводящим естественный узор дентина мамонтова бивня, и статуэтки покрытые таким узором. Элементы такого узора постоянно присутствуют и в русской вышивке. Такой же орнамент и статуэтки им покрытые, а так же штампы-печати (пинтандеры), пригодные для татуировки, были найдены на территории проживания праславянских племен и датируются временем энеолита.

Вот что писал Геродот о Фракиянах: «Порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их, не благороден». Еще более увлекательную историю Геродот рассказал о временах Дария: к Аристогору «из Суз от Гистиэля пришел раб с исписанной головой, указуя на то, что Аристогору следует восстать на царя. Желая дать знать это Аристогору, Гистиэй, вследствие того, что дороги охранялись стражей, мог сделать это безопасно только одним образом: вернейшему из рабов он сбрил волосы на голове и исписал ее уколами, потом дал волосам отрасти. Как скоро волосы выросли, он отослал раба в Милет с единственным поручением, по прибытии на место предложить Аристогору обрить его и осмотреть голову, а уколы на голове приглашали, как сказано, к возмущению» (V, 35).

 

 

                        

 


Римляне использовали татуировку для того, чтобы метить рабов и преступников. Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делались татуировки такого рода.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Майори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат и постоянной боевой раскраской, и показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили, как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Майори, подписывая купчую, тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

 

 

                          

 

Женщины японских аборигенов Айну татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. По узорам на губах, щеках и веках можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей. Так и у других народов обилие узоров на теле женщины символизировало ее выносливость и плодовитость. На атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

С помощью татуировок знаменитые японские гейши обходили запрет на демонстрацию обнаженного тела. Покрытая разноцветными узорами кожа казалась некой имитацией одежды, делая при этом женщину еще более соблазнительной. Нетатуированными в этом случае оставались только лицо, ладони и ступни. Гейшам полагалось иметь лишь постоянных клиентов, которые весьма уважительно относились к своим вторым женам, проводя с ними немало времени не только на циновках, но и в беседах и прогулках. Нередко между гейшей и ее партнером возникали сильные чувства, и тогда они татуировались вместе. Например, в знак верности друг другу на руки наносились родинки, так чтобы при сцеплении ладоней метки взаимно прикрывались большими пальцами рук. Накалывались имена возлюбленных, сопровождающиеся иероглифом иноти — судьба.  Отдельным видом японской татуировки является особая женская татуировка какуси-боро ("скрытая") , выполняемая путем втирания в разрезы рисовой пудры. Такая татуировка проявлялась в виде белого рисунка только во время возбуждения организма или же после купания.

 

 

                          



Татуировка связана и с переходными обрядами, будь то посвящение юноши или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - Апо-Кезио - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и Апо-Кезио.  Татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами. В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. Они также считали, что в случае кораблекрушения ни одна акула не осмелится съесть татуированного. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

        Во всех приведенных примерах татуировка, так или иначе, повышала социальный статус ее обладателя. Но в некоторых случаях она служила и наказанием. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе- дугообразную, а за третье- еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ- собака. В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. В Европе, в Средневековье шулеров клеймили матрицей в форме шестигранника, беглым морякам выжигали мотив в форме багра, а браконьерам - в форме рогов. В начале XX века было высказано предложение вернуться к наказанию клеймением в виде принудительного татуирования по отношению к тем, кто совершил особо опасные преступления. Предлагалось даже на спинах таких людей татуировать изложение их преступной деятельности в хронологическом порядке с названиями исправительных учреждений, в которых они содержались. Или - «принудительное татуирование замужних женщин с целью воспрепятствовать прелюбодеянию».


       С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Джеймс Кук внес наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе. Вернувшись из плавания в 1769 году, он привез с Таити не только само слово tattoo, но и Великого Омаи, сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией - первой живой тату-галереей. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия знатного дикаря. К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия... 2.


ССЫЛКИ


1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001, с. 271, 274
2 http://www.b-a.ru/

 


 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2010
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир