Уильям Тёрнер
Жиль Делёз
Феликс Гваттари
Делёз Ж., Гваттари Ф.
Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. -
Екатеринбург: У-Фактория, 2007, с. 210
Посещение Лондона — это наше посещение Пифии. Там
есть Тернер. Если смотреть на его картины, начинаешь понимать, что
значит преодолеть стену и в то же время остаться, пропустить потоки, о
которых уже не знаешь — то ли они уносят нас куда-то еще, то ли уже
возвращаются к нам. Картины распределены по трем периодам. Если бы слово
дали психиатру, он смог бы что-то сказать о первых двух периодах, хотя
они на самом деле наиболее рациональны. На первых картинах — катастрофы
конца мира, лавина и буря. Так Тернер начинает. Картины второго периода
подобны бредящей реконструкции, в которой бред скрывает себя или,
скорее, идет вместе с высочайшей техникой, унаследованной от Пуссена,
Лоррена и из голландской традиции — мир реконструируется при помощи
архаических элементов, имеющих современную функцию. Но на уровне картин
третьего периода, в серии тех картин, которые Тернер держит в секрете,
происходит что-то невиданное. Нельзя даже сказать, что он слишком
опередил свое время — здесь есть что-то, что не принадлежит никакой
эпохе, что приходит к нам из вечного будущего или же убегает к нему.
Полотно углубляется само в себя, оно прорывается дырой, озером,
пламенем, ураганом, взрывом. Темы прошлых картин можно найти и здесь, но
их смысл изменился. Полотно на самом деле разорвано, рассечено тем, что
пронзает его. На поверхности удерживается только туманно-золотистый фон
— насыщенный, интенсивный, из глубины разверстый тем, что рассекает всю
его толщу, — шизой. Все смешивается — и здесь осуществляется прорыв (а
не крушение).
|
|