Сортир
Сортир - производное от общеславянского сьрати, серу - "испражняться",
родственного авест. saiya- - "навоз, кал".
В Японии за
посещение туалета никогда не брали денег. Считалось, что отправление этих
физиологических потребностей так естественно, что брать за это деньги -
настолько же странно, как и за пользование воздухом. Однако, главная причина
заключается, наверное, в другом. В Японии отсутствовало полноформатное
животноводство и как следствие - недостаток удобрений. Поэтому традиционно в
Японии гостя всячески благодарили, если он соизволил посетить отхожее место,
внеся, тем самым, свой вклад в повышение производительности труда земли.
В связи с этим становится
понятным, почему "общественные" туалеты появляются в Японии достаточно рано.
Во всяком случае, раньше, чем в Европе. Один
из христианских миссионеров с большим удивлением писал в середине
XVI в.: "Тогда как европейцы стараются по возможности
размещать уборные позади своих домов, уборные японцев расположены перед
домом и доступны каждому".
Дотошные японцы
строго следили за тем, чтобы доход от сбора нечистот распределялся "по
справедливости". Если уборная была выставлена в доме, где проживал сам его
владелец, то все ее содержимое принадлежало одному ему, даже если он пускал к
себе жильцов. Если же дом был сдан целиком, то жидкие нечистоты принадлежали
арендатору, а твердые - домовладельцу. Причем доход домовладельца от торговли
фекалиями превышал арендную плату в 1,5 - 2 раза! Фекалиями торговали на рынке,
меняли на рис.
Стоит ли удивляться, что при таком отношении
к нечистотам японские города были обеспечены
общественными туалетами достаточно хорошо? Повышенное (с нашей, конечно, точки
зрения) внимание, уделяемое традиционной японской культурой туалету и всему с
ним связанному, наследуется и современным обществом которое считает своим долгом
самым тщательным образом заботиться об отхожих местах и думать об их
совершенствовании. В Токио имеется музей туалетной истории. Всеяпонское
"Общество туалетов" ежегодно проводит конкурс по определению лучших десяти
общественных туалетов. В расчет принимаются чистота, дизайн, конструкция здания,
гармония с окружающими строениями, отзывы посетителей и даже название. Например,
"Рукомойня отшельников", "Морской воздух", "Шум прибоя"...
В Японии имеются
памятники архитектуры, "охраняемые государством". Самые охраняемые определяются
как "национальное сокровище". Ко второму разряду - "важное культурное достояние"
- относится пять отхожих мест (самое древнее - XVI
в.). А возле общественного туалета в городке Касивара поставлена мемориальная
доска, на которой начертано, что сие чудное сооружение было воздвигнуто
радениями "Клуба Ротари".
Замечательна
лингвистическая разработка туалетной темы - в современном японском языке имеется
по крайней мере полтора десятка слов, обозначающих "это". Здесь и "удобное
место", и "речной домик" (о туалете, установленном на мостках, переброшенных
через каналы или речки), и весьма поэтичный древний термин какурэюки
("скрытое снегами"). Здесь имелось в виду частое расположение туалета к северу
от усадьбы, а также физическая отдаленность туалета от жилища, далекого, как
пики покрытых снегом гор.
В качестве
туалетной бумаги японцы, как и многие другие народы в древности, использовали
дерево. Но не обычные деревянные палочки, а тоненькие таблички из бамбука,
служившие для чиновников материалом для деловых посланий или использовавшиеся в
качестве записной книжки. После того как запись делалась не нужна, ее соскребали
ножом. И тогда можно было снова начинать "с чистого листа". Когда же табличка
истончалась окончательно, местом ее последней службы становился туалет. Сегодня
в Японии можно увидеть туалетную бумагу с уроками английского языка, причем
изготовлена она из материала, растворяющегося в воде.
ССЫЛКИ
1. Мещеряков А. Н. Книга японских символов. М.,
2003, с. 465-476.
|
|