Смысл

 

 

- Нужно заново придумать некий смысл бытия...

- На ... ?

                                               "Агата Кристи"

 

Даша:  ответь мне на вопрос
LaWey:  ну?
Даша:  какой смысл тогда жить?
LaWey:  хз, погугли...

                                                                    bash.org.ru

                                             

                                               

           Присутствие  мысли  в этом слове очевидно. Очевидно и то, что  здесь есть указание на  присутствие мысли с чем-то и кем-то еще - указание на со-мыслие. То есть смысл предполагает некое действие по отношению к кому-то или чему-то, и это взаимодействие, действие-поступок есть этимологическая / сущностная основа слова. В латыни слово смысл  стоит в одном ряду среди других значений слова sensus ; при этом основное значение этого слова - чувство. То же во французском (le sens), в немецком (den Sinn), английском (sense). Словарная статья умещается на одной странице, охватывается одним взглядом, значения слова - его смыслы - разделены цифрами: 1)... 2)... 3)... и т.д. Все это создает иллюзию некой иерархии, обосновавшейся в малом времени-пространстве. Между тем, история слова может насчитывать не одно тысячелетие; в ходе этой истории слово пересекает временные и пространственные границы, взаимодействует со словами других языков, участвует в непрекращающейся языковой игре,  диалоге смыслов. Словарную статью лат. слова sensus можно увидеть не только линейно, но и в виде виртуального круглого стола, за которым располагаются на равных и чувство, и смысл, и подразумеваемые этими значениями пространственность и временность ( imi sensus, "глубина сознания"), и приглашенное на правах гостя направление (одно из значений французского le sens). Р. Барт в работе "Удовольствие от чтения" замечает: "Что такое означивание? Это смысл (le sens), порожденный чувственной практикой(sensuellement)".

 

        Со-мыслие, со-чувствие в едином времени-пространстве.

 

        Отношение к вещи как правило механично. Вещь предназначена для того, чтобы ее использовать, и ее используют, не задумываясь о ее смысле. Только в этом случае отношения человека и вещи правильны. Если человек постоянно задумывается, в какой руке держать нож, а в какой - вилку, лучше ему есть руками. Задуматься о смысле ножа в момент, когда нож разрезает котлету, в терминах дзэн означает "остановку ума". Если в ваших руках не нож и вилка, а меч, и вы не за столом, а в бою, "остановка ума" будет стоить вам жизни. Такуан Сохо (XVII в.) пишет: "Вы внезапно замечаете меч, занесенный над вами. Если вы задумаетесь о мече и о том, что произойдет, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас... Воин сознательно следит за своим телом только в начале обучения". В другом своем трактате мастер дзэн говорит: "Китайский иероглиф, означающий скрытую причину, обладает также смыслом "зависеть". Это значит, что "зависимость" от чего-то одного позволяет получить многое другое. Если тот, кто желает стать Буддой, не действует в соответствии со скрытой причиной, он не достигнет Буддовости" 1.

 

    Смысл вещи, человека, бытия нельзя придумать, изобрести или переделать. Мысль о смысле мыслится лишь как возможная встреча-узнавание (или же - не-встреча) человека с вещью или с самим собой в бытии. Иногда такая встреча происходит сразу, иногда ей предшествует (или же за ней следует) череда болезненных, мучительных, до крайности опасных не-встреч. Безразлично, в какой руке держать нож, в какой - вилку, но ты не достигнешь Буддовости, если будешь ковырять в носу вилкой, а не пальцем. И у вилки, и у пальца есть свой смысл, своя "скрытая причина".

 

      "Дорога длиною в тысячу миль начинается с одного шага". Дорога не будет успешной, если первый шаг не будет со-мыслием путника и "скрытой причины" дороги, а каждый последующий шаг - со-мыслием-со-единением номада и всего, что он в пути встретит. Никто не знает, что может произойти в дороге, никто не знает, для чего случаются пересечения путей одних номадов с другими, никто не знает, где кончается одна дорога и когда начинается другая. Только Брахма, в очередной раз погружаясь в самого себя, "выжимая время временем", даст ответ.

 

  Смысл вещи, человека и мира не дается, а задается. Смысл разворачивается в пространстве и во времени( ср. фр. sens - "смысл; чувство; сторона, направление"),соотнесен с судьбой и случаем. Стоику Хрисиппу (III в. до н. э.) приписывается следующее определение судьбы: "Судьбой он называл всеобщую естественную соподчиненность, когда навечно одно следует за другим и сопутствует ему в неразрывном сплетении" (Авл Геллий. Аттические ночи, VII, 2, 3). Здесь примечателен сам  термин, используемый для обозначения судьбы - "соподчиненность", греч. σύνταξις - "синтаксис".Это не случайно: именно Хрисипп ввел термин синтаксис в грамматический обиход. Таким образом, судьба становится естественным, "физическим" подобием грамматического синтаксиса. Другой термин, используемый Хрисиппом для определения судьбы -"сплетение" природных элементов (греч. επιπλοκή) - в античной грамматике обозначал связь слов в предложении. Цицерон само существование судьбы выводил из теории высказывания (О судьбе, 21,28).

 

      У Евсевия Кесарийского есть свидетельство об отождествлении стоиками судьбы и истины: "[Стоики называли] связь и последовательность прошлого, настоящего и будущего судьбой, и знанием, и истиной". Истина сопутствует судьбе потому, что она - "первоначальная причина всего истинного" (Марк Аврелий, IX,1), а значит, как бы открывает собой цепь причин, знаменующую собой судьбу. При этом в рамках судьбы первое по времени событие всегда предопределяет последующее - точно так же, в соответствии с грамматической теорией Стои, на первом месте в предложении должна стоять "сущность" - имя, определяющее весь смысл высказывания, а уже за именем стоит "состояние" - глагол. Таким образом, в стоическом учении истина представляет собой совокупную законченную систему всех отдельно взятых истинных высказываний 2.

 

  "Поэта далеко заводит речь, / Поэта далеко уводит речь". Поэт сродни номаду, никогда не знающему, какой сюрприз преподнесет ему случай за следующим поворотом.

 

    В латыни ряд значений слова sensus, в котором находится и значение "смысл", указывает на субъективность; в этом ряду: "чувство, ощущение, восприятие, способность ощущения; сознание; ум, рассудок, мышление; понимание, суждение, вкус, такт: мысль, понятие, идея; душевное состояние; образ мыслей; настроение; предложение, период".

 

    Греч. слово ασθησις - "ощущение, чувство" - это современная эстетика. Как особая научная дисциплина эстетика появилась в XVIII в., однако ее основы заложили греки. Надо заметить, что эстетические категории (красота, гармония, мера и т.д.) в античные времена считались не только и не столько характеристикой и эталоном произведения искусства или явления природы, сколько формообразующими принципами как природы в целом (космос), так и общественной жизни (полис). "Личность" вне общины или полиса для греков была так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма, поэтому можно сказать, что "ощущение" древнего грека это ασθησις не личности, а тела как части тела бога, полиса, космоса. Ср. выражение: α τν τεν αίσθήσεις  - "непосредственные впечатления, полученные от богов", а также слово ασα - "судьба, рок; решение; определение судьбы".

   

                                                      ССЫЛКИ

 

1. Такуан Сохо. Письма мастера дзэн мастеру фехтования. СПб., 1998, с.30-31, 95-96.

2. Гринцер Н.П. Грамматика судьбы (фрагмент теории Стои) // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994, с.19-25.

 

 

 

 

 

 




Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир