Смех

 

На следующих страницах:
С. Аверинцев. Бахтин, смех, христианская культура
А. Панченко. Юродивые на Руси
Л. Карасев. Мифология смеха

       

 

          Почему траурная повязка состоит из двух цветов - черного (символ смерти) и красного (символ жизни, любви)? Почему до XVIII в., до Петра I, похоронную процессию у русских сопровождали на погост скоморохи (традиция, зафиксированная во всех культурах: в Древнем Египте в похоронах участвовали акробаты)? Потому что в сознании наших предков смерть была не уходом, а переходом, превращением. В смерти как таковой нет ничего смешного, но мы очень любим новогодний праздник - когда рождению нового года предшествует смерть старого, когда вместе со старым годом умирает всё старое, и это старое смывается в традиционной бане. Сегодня мы провожаем старый год, поднимая бокал шампанского. В древнем ритуале старый год убивали, и одной из форм этого ритуального убийства было осмеивание. Осмеивался весь мир, человек смеялся над всем, в том числе и в первую очередь - над собой. Человек, община, время-пространство умирали для того, чтобы возродиться.

 

      Превращение в древних культурах способствовало в первую очередь возрождению силы. Мир (время-пространство) мыслился в своей сильной позиции живым и целым, но как и все живое - обреченным на смерть. В древних культурах мир=бог=царь. Царь-год и мир-год старели и теряли силу одновременно. Для того, чтобы мир возродился, был необходим ритуал, способствующий восстановлению силы царя. Царь осмеивался. Здесь нужно отметить два очень важных момента: 1) возникновение в древних (языческих) культурах представления о связи внешнего (физического) превращения и внутреннего (духовного) изменения; это представление становится основной ценностью в греческой философии (напр., майевтика у Сократа) и  во всех мировых религиях (сатори, μετάνοια и др.) ; 2) профанация этого представления в наши дни, когда ритуал заменяется концертом, во время которого звучит не древний убивающий-возрождающий смех, но смех, единственной функцией которого является уже не превращение и не изменение, но стабилизация, сохранение того, над чем смеются. Шут ссучился. Ритуал прежде всего - движение. Ритуальный смех подвижен, мимика смеющегося сопровождается его телодвижениями - танцем, жестами (чаще всего, "неприличными"), карнавальной речью (сквернословием). Ритуал не знает зрителя, все - участники,  все и всё находится в движении, стремится передать энергию этого движения друг другу и миру. Концертный смех неподвижен, это - мертвый смех.

 

         Фокус ¹ чуду. Когда фокусник достает из шляпы зайца, превращение состоялось, зритель аплодирует, фокусник раскланивается и уходит. Когда на свадьбе в Кане Галилейской вода превращается в вино, главное здесь не вода, превращенная в вино, а человек - пивший это вино, человек - услышавший эту историю.

 

 

 

Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты | Музыка | Форум | Хостинг

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

© Александр Бокшицкий, 2002-2006
Дизайн сайта: Бокшицкий Владимир