Смех
На
следующих страницах:
С.
Аверинцев. Бахтин, смех, христианская культура
А. Панченко. Юродивые на Руси
Л. Карасев. Мифология
смеха
Почему траурная повязка
состоит из двух цветов - черного (символ смерти) и красного (символ жизни,
любви)? Почему до XVIII в., до Петра
I, похоронную процессию у
русских сопровождали на погост скоморохи (традиция, зафиксированная во всех
культурах: в Древнем Египте в похоронах участвовали акробаты)? Потому что в
сознании наших предков смерть была не уходом, а переходом,
превращением. В смерти как таковой нет ничего смешного, но мы очень любим
новогодний праздник - когда рождению нового года предшествует смерть
старого, когда вместе со старым годом умирает всё старое, и это старое
смывается в традиционной бане. Сегодня мы провожаем старый год,
поднимая бокал шампанского. В древнем ритуале старый год убивали,
и одной из форм этого ритуального убийства было осмеивание. Осмеивался
весь мир, человек смеялся над всем, в том числе и в первую очередь - над собой.
Человек, община, время-пространство умирали для того, чтобы возродиться.
Превращение в
древних культурах способствовало в первую очередь возрождению силы. Мир
(время-пространство) мыслился в своей сильной позиции живым и целым, но как и
все живое - обреченным на смерть. В древних культурах мир=бог=царь.
Царь-год и мир-год старели и теряли силу одновременно. Для того, чтобы мир
возродился, был необходим ритуал, способствующий восстановлению силы
царя. Царь осмеивался. Здесь нужно отметить два очень
важных момента: 1) возникновение в древних (языческих) культурах представления о
связи внешнего (физического) превращения и внутреннего (духовного)
изменения; это представление становится основной ценностью в греческой
философии (напр., майевтика у Сократа) и во всех мировых религиях (сатори,
μετάνοια и др.) ; 2) профанация этого представления в наши дни, когда ритуал
заменяется концертом, во время которого звучит не древний
убивающий-возрождающий смех, но смех, единственной функцией которого является
уже не превращение и не изменение, но стабилизация,
сохранение того, над чем смеются. Шут ссучился. Ритуал прежде всего -
движение. Ритуальный смех подвижен, мимика смеющегося сопровождается его
телодвижениями - танцем, жестами (чаще всего, "неприличными"), карнавальной
речью (сквернословием). Ритуал не знает зрителя, все - участники,
все и всё находится в движении, стремится передать энергию этого движения друг
другу и миру. Концертный смех неподвижен, это - мертвый смех.
Фокус
¹ чуду.
Когда фокусник достает из шляпы зайца, превращение состоялось, зритель
аплодирует, фокусник раскланивается и уходит. Когда на свадьбе в Кане
Галилейской вода превращается в вино, главное здесь не вода, превращенная в
вино, а человек - пивший это вино, человек - услышавший эту историю.
|
|