Молчание
Д.М. Фельдман
Мотив молчания в пьесе И. Бродского «Мрамор»
Литература и театр: Материалы Международной научно-практической
конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Л.А. Финка. 13-15 ноября, г.
Самара.
- Самара: Изд-во "Самарский ун-т", 2006, с. 280-286.
Художественный мир
Бродского предстает перед нами как система оппозиций, своеобразных антиномий, в
ряду которых одной из важнейших оказывается антиномия речи и молчания. При этом
категория речи у Бродского изучается сегодня очень активно, а вот теснейшим
образом связанную с ней категорию молчания исследователи обходят стороной.
Однако об особом положении мотива молчания в творчестве поэта говорит то, что
этот мотив выступает в качестве устойчивого и характерного не только в основном
корпусе
280
текстов Бродского — в его лирике, но и в драматургии, где антиномичность (как
ведущий принцип организации художественного мира) выступает даже более зримо,
чем в лирических произведениях. В своем докладе я постараюсь определить
специфику мотива молчания в драматургии Бродского, а именно — в пьесе «Мрамор».
Стоит заметить, что в любом
драматическом произведении молчание по определению (т.е. по закону жанра) в
первую очередь связано с автором, чья речь в пьесе исключительно функциональна,
редуцирована до афиши, ремарок и прочих элементов «побочного текста». Автор в
драме, иными словами, изначально выступает главным молчащим субъектом, чье
присутствие ощущается, но не воплощается в речи (в противовес персонажам,
которые только и делают, что говорят). Однако в рассматриваемом произведении
Бродского молчание не ограничивается только жанровыми аспектами.
Мотив молчания в пьесе «Мрамор»
представлен в разных своих вариациях (аспектах): во-первых, это собственно
молчание персонажей, т.е. паузы в их речи; во-вторых, это умолчание, т.е.
намеренно невысказанный текст (как героев, так и автора, последнего — в том
числе и по причине жанра), и, в-третьих, проблема молчания, открыто и
непосредственно поднимаемая персонажами в их диалогах.
Разумеется, интерес представляют не
столько эти три аспекта, взятые в отдельности, сколько их взаимосвязь и
взаимозависимость в рамках основной категории молчания.
Собственно молчание
персонажей, т.е. буквальные паузы в их речи, отмечаемые в авторских ремарках, —
достаточно типичное для драматургии явление, особенно после открытий Чехова.
Роль пауз в пьесе «Мрамор» весьма разнообразна: паузы могут отмечать смену темы
диалога (и исчерпанность предыдущей темы), могут свидетельствовать о
соответствующем эмоциональном состоянии персонажей или же указывать читателю на
область подтекста, связывая тем самым буквальное молчание с умолчанием. Однако
паузы у Бродского крайне редко выполняют только одну из перечисленных функций,
будучи, напротив, полифункциональными. Их общее значение в контексте диалога и —
шире — пьесы вообще оказывается нерасчлененным, двоящимся, даже множащимся, как,
скажем, в следующем отрывке:
281
Туллий. А так, что сажают только после
того, как произведешь потомство. Примерно как раз, когда жена у же надоедает...
Когда вообще уже почти все смысл теряет. Когда слово «пожизненно» смысл
приобретает. Не раньше... Компьютер все-таки.
Публий. Да. Техника...
[Пауза.]
Чего читаешь-то ? [ 1].
Здесь пауза одновременно
сигнализирует и о смене темы, и о внутреннем, эмоциональном состоянии героя, и
об активизации подтекста: тема, будучи формально закрытой в рамках диалога, тем
не менее, продолжает существовать в подтексте и сопровождать, как и множество
других тем, дискуссии персонажей. Таким образом, паузы, подчеркнутые в ремарках,
почти всегда объединяют в себе два аспекта мотива молчания — буквальное
не-говорение и умолчание, в их взаимосвязи и переплетении.
Аспект умолчания в пьесе
связан, однако, не только с паузами. Это, в большинстве случаев, не столько
умолчание, сколько недоговаривание самих персонажей, реплики, которые во время
первого (и невнимательного) прочтения вовсе не наделяются каким-либо значимым
содержанием, но получают смысл только в контексте последующих событий. Так,
Туллий, недоговаривая, одновременно постоянно проговаривается насчет своего
плана побега, причем делает это тогда, когда не только его собеседнику — Публию,
но и самому читателю о побеге ничего не известно.
Публий. И правильно вообще,
что ему из мрамора бюст заделали. Хотя и копия. С другой стороны, копию не так
жалко, если нос отвалится.
Туллий ([задумчиво, с
отсутствующим выражением на лице]). Да, копию, конечно, не так жалко [I].
или:
Публий. Но от
этого же можно с ума сойти! Ведь их же — бюстов — все больше и больше
становится! Их же еще больше будет!..
Туллий
([загадочным тоном]). Может — больше. А может, и совсем не будет...
Публий
([недоуменно и настороженно]). Что это ты имеешь ввиду?
Туллий
([спохватываясь]). Классики э-э-э... их вообще не так уж много. Римских во
всяком случае. Раз-два, и обчелся [I].
282
Что же касается
умолчания по отношению к автору, а не персонажам, то здесь важную роль играют
отнюдь не ремарки, хотя логично было бы предположить именно это. Напротив,
ремарки в пьесе предельно эксплицитны, первая из них даже образует
своего рода
экспозицию. Создается впечатление, что Бродский стремится высказать в ремарках
максимум того, что может позволить себе высказать автор драматического
произведения, причем высказать напрямую.
Так, скажем, авторские ремарки
в отрывке, который цитировался выше, выполняют для читателя функцию «костылей»,
предлагая ему информацию не только о тоне, с каким произносятся реплики, но и,
косвенно, о том, что происходит в сфере сознания и эмоций персонажей
(«спохватываясь» — уже скорее характеристика не внешнего поведения героя и не
особенностей его речи, а его внутреннего состояния).
Фигурой же авторского умолчания
в контексте пьесы становится, скорее всего, сам сюжет, в особенности — его
финал, открытый, неразрешенный как на событийном, фабульном уровне (никто не
знает, чем закончится эксперимент Туллия), так и на проблемном, поскольку сами
поставленные в пьесе вопросы существуют исключительно в форме антиномий, даже
своего рода. парадоксов, а значит, не поддаются разрешению в виде выбора одной
из крайних точек зрения. Бродский сознательно устраняется от эксплицирования
своих оценок персонажей, их характеристик, тем более — от установления тождества
между точкой зрения одного из персонажей и собственно авторской точкой зрения,
сохраняет «нейтралитет», приравниваемый в каком-то смысле к особого рода
умолчанию: авторская позиция уходит даже из подтекста (там тоже царят только
мнения героев), и реконструируется она читателем не только на основе целостного
восприятия пьесы как особенной конструкции, но и на основе всех тех положений,
которые Бродский высказывает в лирике и даже в эссеистике, к которым читателя
отсылает автоцитация.
Молчание же как тема дискуссий
персонажей пьесы напрямую вытекает из центральной проблемы всего произведения —
тавтологичности человека и мира, преодолеваемой исключительно неповторимостью
слов поэта.
283
Публий. Что с поэтами интересно —
после них разговаривать не хочется. То есть невозможно.
Туллий. То есть херню
пороть невозможно ?
Публий. Да нет. Вообще
разговаривать.
Туллий. Самого себя
стыдно становится. Ты это имевшее виду?
Публий. Примерно. Голоса, тела и т.
д. Как после этих строчек про двойника... Ну-ка, повтори.
И лебедь, как прежде, плывет
сквозь века, любуясь красой своего двойника.
Публий. Дальше
ехать некуда...
[Пауза. Прогуливаются.]
Жить незачем. Жить, возможно, и
не надо было. Детей делают по неведению. Не зная, что это — уже есть. Или по
недоразумению... [ 1 ].
Одной из сторон мотива молчания становится,
таким образом, в тексте пьесы стремление к тишине, воспринимающейся как
единственная, кроме поэтического творчества, возможность противостоять
тавтологичности, повторимости мира и речи: если нельзя сказать неповторимо, то
лучше не говорить вовсе. В этом и заключается главный парадокс героев «Мрамора»:
будучи не в силах выжить без речи, без диалога, без собеседника, они, тем не
менее, стремятся к молчанию и тишине:
Публий ([кричит,
затыкая себе уши]). Заткниииись! ([Опомнившись.]) Я уже это слышал. В
прошлом году. Или в позапрошлом. Не помню. Не важно. Не в словах дело: от голоса
устаешь! От твоего —йот своего тоже. Я иногда уже твой от своего отличить не
могу. Как в браке, но хуже... Годы все-таки... [I].
Молчание
становится, таким образом, особой формой высказывания, даже поступка, способом
действия и формой реакции на действительность. Оно говорит о Времени точно так
же, как и звук, так же, как и поэт (причем герой «Мрамора» Туллий доводит эту
идею до логического завершения, наделяя способностью говорить о Времени даже
поющую канарейку):
Туллий. <...>Потому
что поэт — он всегда дело со Временем имеет. Молодой или старый — все равно.
Даже когда про пространство сочиняет. Потому что песня — она что? Она —
реорганизованное Время... Любая. Даже птичкина. Потому что звук — или там нота —
он секунду занимает, и другой звук секунду занимает. Звуки, они, допустим,
разные, а секунды — они всегда те же. Но из-за звуков, Публий, — из-за звуков и
секунды становятся разными. Спроси канарейку свою — ты же с ней разговариваешь.
Думаешь, она о чем поет? о Времени. И когда не поет — тоже о Времени.
Публий. Я думал —
просто жрать хочется. Когда поет — надеется. Не поет — бросила [I].
Этот последний
аспект наделяет мотив молчания не бытовым (паузы в речи), не психологическим
(умолчание), даже не подтекстовым, а метафизическим смыслом. Молчание становится
одной из форм познания мира, равнозначной познанию мира поэтом. Молчание
оказывается возвращением к дословесному, дотавтологическому состоянию,
избавлением героев от собственной близнечности и, одновременно, одной из форм
борьбы со временем (отказ от речи как сознательный отказ от повторения).
Молчание как попытка познания Времени
сопровождает в данном своем аспекте и сон, в который погружается Туллий в
надежде увидеть Время и приблизиться к нему. Собственно говоря, умолкать Туллий
начинает еще до того, как засыпает окончательно: он зевает, в его речи
становится все больше пауз, фразы укорачиваются и рассыпаются, грамматические и
логические связи в речи ослабевают, затрудняется восприятие реплик собеседника
(разрушается диалогичность речи) - в финале перед нами не просто картина
засыпания, но еще и очевидный переход речи в молчание:
Туллий.
Пододвинь ко мне поближе Горация.
[Публий
передвигает бюст.]
Ага. Спасибо. И О-
([зевает]) -видия.
Публий ([ворочая бюст
Овидия]). Так?
Туллий. Ага...
чуть поближе...
Публий. Так?
Туллий. Еще
ближе...
Публий.
Классики... Классик тебе ближе, чем простой человек...
Туллий ([зевая]).
Чем кто?
Публий. Чем
простой человек...
Туллий. А?..
Человек?.. Человек, Публий... ([Зевает.]) Человек одинок... ([зевает опять])
...как мысль, которая забывается [I].
285
Таким
образом, очевидно, что категория молчания в пьесе . Бродского «Мрамор»
оказывается разноплановой и разноаспектной, сочетая в себе и собственно молчание
персонажей, и умолчание, а также молчание, выступающее проблемой, осмысляемой в
аспекте метафизическом, что, кстати, роднит пьесу Бродского с его лирикой (где
молчание зачастую предстает как сложная категория, наделяемая свойствами
хаотического, вневременного, первоначального, как стихия, одновременно
порождающая речь и уничтожающая ее, как то, с чего все начинается и чем
заканчивается). При этом именно метафизический аспект проблемы молчания
оказывается для пьесы важнейшим, и в него включаются в той или иной степени все
остальные: его маркирует на собственно произносительном, грамматическом уровне
наличие пауз и разрушение связной речи (как это видно в финале пьесы), его же
подтверждает и большое количество недоговоренностей в тексте «Мрамора», ведь все
недоговоренности становятся оправданными не только фабулой (Туллий вынужден
держать свой план побега в тайне), но и самим пониманием молчания как
деятельности не менее важной, чем речь. В этом смысле герой (Туллий), с одной
стороны, приближается к автору, поскольку, подобно последнему, осознает молчание
как способ познания мира и борьбы с тавтологичностью и даже - предельно
прагматично — «овеществляет» этот способ, переводя его в физический сон. С
другой стороны, этим же самым он и резко отделяется от автора, поскольку ему,
как не-поэту, недоступен другой, противоположный способ познания и преодоления
тавтологичности мира и собственного сознания — речь.
Библиографический список
1. Бродский, И. Мрамор / И.Бродский. —
www.lib.ru
2. Вайль, П. От мира — к Риму/П.Вайль, А.Генис // Искусство Ленинграда. - 1990.
- №8. - С. 82 - 87.
3. Муравьева, И. «Мрамор» — ироническая модель рая? / И.Муравьева // И.Бродский:
творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. - Спб., 1998. - С.
228-231.
|
|