Потлач
(Дар и обмен дарами)
Ритуал взаимного одаривания,
называемый индейцами Северозападной Америки потлач, детально описан
Марселем Моссом в его работе "Очерк о даре. Форма и основание обмена в
архаических обществах" (1925 г.)
В архаических обществах не установлен обмен имущества, богатства и продуктов
в форме рыночной торговли между индивидами. Сначала договариваются
коллективы - кланы, племена, семьи. Более того, то, чем они обмениваются,
состоит отнюдь не только из богатств и вещей. Это прежде всего знаки
внимания, пиры, ритуалы, военные услуги, женщины, дети, ярмарки, из которых
рынок и циркуляция богатств - лишь одно из отношений гораздо более широкого
договора. Наконец, взаимные дары осуществляются добровольно, хотя на самом
деле они строго обязательны, уклонение от них грозит войной. Ритуал обмена
дарами связан с ожесточенным соперничеством обеих сторон и может даже
сопровождаться уничтожением богатств. Потлач характерен как для
индейцев, так и для племен Меланезии, Папуа, Африки, Полинезии и Малайзии. В
том или ином виде этот ритуал проявлялся, вероятно, во всех архаических
культурах. У греков по древнему обычаю
граждане, принадлежащие к разным государствам, заключали между собою союз,
по которому взаимно обязывались оказывать друг другу гостеприимство.
Договор, заключенный отцами, переходил к детям. Словом ξένος называли и
того, кто пользуется гостеприимством, и того, кто оказывает гостеприимство.
В "Илиаде" Главк и Диомед, столкнувшись лицом к лицу, обнаруживают, что их
отцы были связаны узами гостеприимства. Они восстанавливают этот союз и
обмениваются оружием.
"Так говорили они - и, с своих колесниц
соскочивши, / оба взялись и на дружбу взаимно
клялися. / В оное время у Главка рассудок восхитил
Кронион: / Он Диомеду-герою доспех золотой свой на медный,/
Во сто ценимый тельцов, обменял на стоящий девять" (VI
232-236). В действительности же обмен неравными по ценности дарами
происходит сознательно.
У индейцев Северо-запада Америки институт потлача выражен наиболее
четко. Даже после длительного контакта с европейцами ни одна из
многочисленных передач имущества, производимых здесь постоянно, не
существует иначе, как в торжественных формах потлача. Значительную роль в
этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека
требуется истратить все, что у него есть. Тот, кому предстоит быть самым
богатым, должен быть также самым безумным расточителем. Принцип антагонизма
и соперничества составляет основу всего. Политический статус индивидов в
кланах достигается "войной имуществ" так же, как и войной, удачей,
наследованием, союзом или браком.
В ряде случаев имущество даже не
дарят, а просто разрушают. При этом разрушение является высшей формой траты.
У цимшиан ее называют "убивать имущество". Это тема жертвоприношения. Если
собственность убивают, то это потому, что у нее есть жизнь. Как и в обычных
жертвоприношениях, вещи разрушаются для предков.Можно вспомнить тему "врага",становящегося
"гостем-другом" при условии обмена дарами в "Илиаде" (у греков "чужой"
/ "враг" и "гость" /
"друг" обозначались одним словом - ξένος)
и то, что в латыни слову hostis (чужеземец; враг)
соответствует hospes (чужеземец, гость); при этом
"жертвенное животное, жертва" в латыни - hostia;
Ср. гостия в христианском богослужении.
Одной из форм
потлача является игра. Есть множество легенд об играх, о вождях, потерявших
все в игре. Один вождь цимшиан проиграл даже детей и родителей. При этом
этикет требует, чтобы выигравший оставлял свободу проигравшему, его жене и
детям. Ср. свидетельство Тацита об играх германцев (в контексте рассказа об
их празднествах: "Играют германцы и в кости... смотря на это занятие как на
важное дело, причем с таким увлечением и при выигрыше, и при проигрыше, что
потеряв все свое достояние и бросая в последний раз кости, назначают
ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в
рабство... безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу.
Такова их стойкость в превратностях этого рода, тогда как ими самими она
именуется честью. Рабов, приобретенных таким образом, стараются сбыть,
продавая на сторону; поступают же они так и для того, чтобы снять с себя
сопряженное с подобной победой бесчестье" (О происхождении германцев 24).
Нарушение правил
потлача влечет за собой утрату чести и "лица", т.е. души. Это действительно
"лицо", танцевальная маска, право воплощать дух, носить герб, тотем.
Поскольку потлач - это соревнование, "война", обязанность принять
приглашение носит принудительный характер. У тлинкитов тех, кто медлит,
прежде чем прийти на потлач, относят к "женщинам". Отказавшийся обнаруживает
свою боязнь оказаться "уничтоженным", "потерять вес" своего имени из-за
неспособности ответить на подарок более щедрым подарком. Санкцией для
обязанности отдаривать служит рабство за долги. Это институт, реально
сопоставимый по своей природе и по функции с римским
nexum.
Одной из
форм дара является благопожелание (текст, содержащий пожелание
добра, и ритуал его произнесения).
Обязательный компонент обряда благопожелания - вознаграждение за пожелание.
В ответ на высказанное гостем благопожелание хозяин обязан был одарить его
продуктами, деньгами или угостить за столом, что обеспечивало благополучие
дома. Поверье о том, что одарившему ритуального гостя Бог воздаст сторицей,
определяло и поведение гостя, обязывающее его принять предложенное угощение,
от которого нельзя было отказываться. Поскольку гость как "чужой", пришедший
в дом извне, традиционно наделялся особыми свойствами и рассматривался как
представитель высших сил, то его одаривание было своего рода
жертвоприношением, обеспечивающим хозяйственное и семейное благополучие
1.
ССЫЛКИ
1. Агапкина Т.А.,
Виноградова Л.Н. Благопожелание //
Славянские древности. Т.1, М., 1995, с.188-191
ЛИТЕРАТУРА
1. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. М., 1996,
с.74-222.
|
|