Древнегреческий детский горшок. Афины. Стоя
Одной из самых удивительных исторических загадок остается
«греческое чудо» – почти внезапное возникновение и стремительное развитие такой
философии, которая дала могучий толчок всему дальнейшему интеллектуальному
прогрессу. Столетиями исследователи соревнуются в попытках объяснить этот
феномен, и как заметил один ученый, «скорее всего, это одна из тех проблем, где
никому не дано сказать последнее слово». Долгое время мне была близка агональная
тема Буркхардта, блестяще развитая Хёйзингой. Но стоя этим летом у витрины в
Стое, что на афинской агоре, – задумался.
* * *
Ты же помнишь то, что тебе было интересно вчера. И без труда вспомнишь, что будет интересно завтра. А если это действительно интересно, сможешь зайти в своих воспоминаниях очень далеко, перейти все границы и до зимы форсировать Ла-Манш, чтобы попасть на премьеру «Гамлета». Мне нравится в пьесе момент, когда Бёрбедж в суете схватки с пиратами перепрыгивает на их корабль. Для принца поступок странный. «Не случайно наши там оказались», – переглянулись старые пираты, что знали Дрейка, и в «Глобусе» по слову Джойса «жевали колбаски на стоячих местах». Фигура умолчания. Не единственная. Как и ловушка. Лишь простодушный не догадался, что мастер, создавший одну видимую мышеловку, позаботился и о зрителях. Иначе было бы не честно. И не интересно. По крайней мере, для Шекспира. Один из лучших игроков. Вот он видит поле – одинаково хорошо в обоих направлениях – и в прошлое и в будущее. Еще никому не удалось его переиграть. Лев Николаевич это понимал, чувствовал, – и сделал ход, единственно возможный в данной ситуации. Всем фигурам фигура – по-русски, от души – городу и миру.Читать ненаписанное, непереводимое – вот кайф филолога. Читать не между строк – между веков. Как бы сбоку, awry. В этом состоянии «шекспировский вопрос» решается легко, на «раз, два, три», как у Лира. К общему удовольствию «ортодоксов» и «еретиков». «Удовольствие от текста» – это когда Бард пишет, не дописывая, улыбаясь, рассчитывая удивить, порадовать людей сведущих, свою королеву и нашего графа. В демократическом «Глобусе» удовольствие для всех, иначе не интересно никому. Читать дальше...
* * *
В Мáтале вновь вспомнил детство, дворовые, не отмеченные в методичках игры, услышал звон отскочившего от стенки медяка и голос: правильно летит. То, что не измерить. Как и пристеночек, пристеночек азартная игра, но не на деньги (мы не
херувимы, и по мере сил чтим уголовный кодекс). Да и кого сейчас деньгами
удивишь. Деньги вещь хорошая, нередко полезная, но всем известная – и королям и
нищим. У первых известного больше, чем у вторых. И что? Тем и другим хочется
неизвестного. Чтобы удивиться. Sapienti sat a posteriori, а если
действительно умен, то и a priori.
* * *
Смотрел на эту лестницу в Кноссе, слушал Stairway to Heaven. Был ли здесь Плант? Неважно. «There's a lady who's sure all that glitters is gold, and she's buying a stairway to heaven». Таких леди в Кноссе предостаточно, с одной из них познакомился Фил Мэй, друг Роберта, солист группы Pretty Things, когда в конце 60-х приехал на Крит с друзьями. «Наигрываем что-то недалеко от входа, спасаясь от жары в тени роскошной
бесстыдницы, вдруг подходит какая-то стерва в брюликах, и давай орать: мол,
громко и не то поем. Огромный шиньон. Горгона. Под кислотой такие впечатления
излишни – тут же свалили. Рассказал этот анекдот Бобу, а через полгода услышал
их 4-й альбом. Та это леди или не та, какая разница! Главное ведь музыка» (Alan
Lakey. The Pretty Things: Growing Old Disgracefully).
* * *
Ритон. I век не нашей эры
Once upon a time мир был эротичен – вообще, насквозь, навечно, – так казалось.
Эрос для Гераклита – имя, для нас – фикция, самораспаковывающийся архив,
выдающий в зависимости от запроса ту или иную информацию. Сейчас вспоминал
содержание статьи во 2-м томе МНМ, фильм 2004 года (реж. Карвай, Содерберг,
Антониони), иронию Сократа в «Пире», свой донжуанский список, утерянный при
переезде, и армию кудрявых ребятишек, что днем и ночью порхают меж стен музеев с
луками и стрелами.
Пристеночек - игра
|
||
|
||
|
||
Содержание | Авторам | Наши авторы | Публикации | Библиотека | Ссылки | Галерея | Контакты |
||
|
||
Александр Бокшицкий, 2002-2019 |